Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Анализ отдельных законодательных инициатив Законопроекта №962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и госуда

Законопроект как катализатор монополизации рынка и развития недобросовестной конкуренции

Законопроект наделяет ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями на проведение кадастровых и землеустроительных работ, которые в настоящее время осуществляются хозяйствующими субъектами в среде малого и среднего бизнеса. Кадастровая палата, реализуя государственные полномочия по ведению ЕГРН и обеспечивая функционал для принятия государственными регистраторами решений по вопросу кадастрового учета и регистрации прав, фактически являются неотъемлемым участником государственной учетно-регистрационной системы, и тем же законопроектом наделяются в ней еще большими полномочиями. Поскольку предметом рассмотрения государственными регистраторами являются результаты кадастровых и землеустроительных работ, возникает конфликт интересов. Наличие заведомо доминирующего положения у Кадастровой палаты приведет к ограничению конкуренции на рынке кадастровых и землеустроительных работ.

Наделение ФГБУ «ФКП Росреестра» новыми функциями приведет к созданию государственной монопольной организации, что является прямым нарушением части 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку ФГБУ «ФКП Росреестра» имеет полномочия, которыми наделено в силу закона и которыми не обладают частные кадастровые инженеры.

Так, согласно приказу Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями органа регистрации прав и имеет контрольные функции по отношению к кадастровым инженерам, кроме того имеет неограниченный доступ к базе данных ЕГРН, прямой доступ в государственному фонду данных, в том числе пространственных данных, к информации о лицах, обращающихся в учреждение, а также об объектах, по которым имеются приостановления или реестровые ошибки и т.п., т.е. полную информацию о потенциальных заказчиках и работах, в которых они нуждаются, а также имеет возможность предварительной проверки и сопоставления данных, полученных при проведении кадастровых работ и подготовке итоговых документов со сведениями ЕГРН.

Проведение кадастровых и землеустроительных работ ФГБУ «ФКП Росреестра» планируется осуществлять преимущественно недорогими, быстрыми, но одновременно неточными методами (картографическим методом и методом бесконтактной съемки), в то время как кадастровые инженеры, работающие по общим правилам рынка производят кадастровые и землеустроительные работы высокоточным дорогостоящим спутниковым оборудованием. Так, для определения координат земельных участков, проводимого ФГБУ «ФКП Росреестра» в рамках исправления реестровых ошибок, установлена точность в 10 раз ниже, чем для других участников рынка (1 м для населенных пунктов – для ФГБУ «ФКП Росреестра», 0.1 м – для других хозяйствующих субъектов, что отражено в таблицах точности к Приказам Минэкономразвития России от 03.12.2019 №775, от 01.03.2016 №90). Таким образом, остальные хозяйствующие субъекты вынуждены применять более дорогостоящее оборудование и более трудоемкие технологии по сравнению с ФГБУ «ФКП Росреестра». Необоснованно низкая точность для проводимых Палатой работ безусловно отразится на низком качестве сведений ЕГРН об объектах недвижимости, приведет к нарушению прав потребителей услуг – правообладателей объектов недвижимости, увеличит число имущественных споров в будущем.

Предлагаемые нововведения противоречат всей системе экономического регулирования в Российской Федерации и являются монополизацией услуг и ограничением конкуренции, ставят ФГБУ «ФКП Ростреестра» в заведомо выгодное и доминирующее положение перед другими участниками бизнеса. Остальные хозяйствующие субъекты будут вынуждены работать в условиях неравного доступа к необходимым для проведения работ государственным услугам и данным, устанавливать в целях покрытия существующих издержек более высокие цены. В результате частный бизнес, не выдержав конкуренции с государственным учреждением, будет вынужден покинуть рынок, что приведет к установлению государственной монополии на проведении кадастровых и землеустроительных работ.

Текущее присутствие ФГБУ «ФКП Росреестра» на рынке кадастровых и землеустроительных услуг

Росреестр как инициатор и сторонник рассматриваемого Проекта закона в официальной Справке приводит ряд аргументов в поддержку законопроекта. Вместе с тем, профессиональное сообщество кадастровых инженеров выступает против нововведений в части наделения новыми полномочиями ФГБУ «ФКП Росреестра», находя приведенные аргументы необоснованными.

Так, в справке указывается, что случаи, при которых ФГБУ «ФКП Росреестра» будет вправе проводить кадастровые работы и работы по определению местоположения границ, будут устанавливаться Правительством Российской Федерации, и до установления указанных случаев проведения данных работ учреждением не допускается (часть 8 статьи 11 Законопроекта). При этом полномочия ФГБУ «ФКП Росреестра» предполагается распространить на кадастровые работы в отношении объектов, относящихся к имуществу, необходимому для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, в том числе сведения о которых составляют государственную тайну; объектов, относящихся к имуществу, государственный кадастровый учет которого осуществляется для целей реализации федеральными органами государственной власти государственных программ, федеральных целевых программ; в части работ по определению границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ лесничеств, границ особо охраняемых природных территорий федерального значения; границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, публичных сервитутов.

Вместе с тем, на практике ситуация иная. Вопрос законности оказания услуг на рынке кадастровых и землеустроительных работ еще в 2017 - 2018 г.г. был предметом рассмотрения Федеральной антимонопольной службы, были приняты решения ФАС о недопустимости оказания ФГБУ «ФКП Росреестра» таких услуг (Предупреждение ФАС от 06.12.2017 №ИА/85469/17, Решение ФАС по делу №1-15-142/00-04-18 о нарушении антимонопольного законодательства).

Несмотря на это, учреждение на регулярной основе выполняло и продолжает по настоящее время осуществлять кадастровые и землеустроительные работы. Объектами работ ФГБУ «ФКП Росреестра» являются все объекты недвижимости федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности и частной собственности, а также объекты недвижимости, находящиеся в собственности крупных компаний, субъектов естественных монополий, организаций в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и т.п., фактически также охватывая самых крупных собственников частной недвижимости.

Так, например, в мае – июне текущего года организация и проведение таких работ осуществляется на территории Кемеровской области – Кузбасса, Омской области, Пермского края, Ростовской области и ранее осуществлялись в других регионах, о чем свидетельствуют заключенные контракты в отношении объектов федерального, регионального и местного значения.

Анализ открытой информации по судьбе конкурсов, выигранных ФГБУ «ФКП Росреестра» показывает, что в дальнейшем были заключены субподрядные договора, на которые уходило до 80% денежных средств. Очевидно, что задачей стоит перераспределение и освоение бюджета, а не повышение качества работ, так как при субподряде работа делается силами действующих частных кадастровых инженеров, но уже за существенно меньшие деньги.

Данные факты свидетельствуют о нарушении ФГБУ «ФКП Росреестра» российского законодательства и установленных в настоящее время запретов и ограничений на осуществление такой деятельности, и, соответственно, о несоблюдении правил добросовестной конкуренции и установленных правил поведения на рынке услуг.

Угрозы для развития среднего и малого предпринимательства

Нормы Законопроекта противоречат Конституции в части свободы предпринимательской деятельности, вступают в прямое противоречие с проводимой государственной политикой по поддержке малого и среднего предпринимательства, ограничению вмешательства государства в деятельность бизнеса, нарушая в прямой форме указы Президента от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», создавая угрозу для реализации Национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», фактически ставят крест на взаимном сотрудничестве государства и частного предпринимательства в условиях необходимости возрождения деловой среды и российской экономики в целом, на которую направлены в настоящее время все имеющиеся федеральные ресурсы страны.

Социальные проблемы, порождаемые законодательной инициативой

В настоящее время на рынке кадастровых и землеустроительных услуг работают 25 тыс. аттестованных высококвалифицированных кадастровых инженеров. Данный сектор услуг выполняет важнейшую социальную функцию, обеспечивая занятость и предоставляя рабочие места в совокупности более чем двухстам тысячам человек, задействованных в кадастровом производстве в целом.

По экспертным оценкам, с наделением ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями на проведение кадастровых и землеустроительных работ будут затронуты интересы, бизнес и пострадают более 200 тысяч человек, включая самих кадастровых инженеров, персонал организаций и иждивенцев. Более 60% кадастровых инженеров - это женщины, в том числе с несовершеннолетними детьми. Учитывая спад объемов производства в рассматриваемом секторе услуг до 80-90 %, который произошел из-за введения ограничительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции, последствия государственной монополизации сделают безработными несколько сот тысяч человек, способствуют социальному взрыву. Значительно возрастут риски срыва реализации Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

В качестве аргументов в защиту законодательной инициативы авторы говорят о создании дополнительных рабочих мест для кадастровых инженеров, что может быть реализовано только при наличии двух условий: переизбытке предложений на рынке труда в секторе кадастровых и землеустроительных услуг и создании условий для появления новых объемов и видов кадастровых и землеустроительных работ, требующих для обеспечения возрастающего спроса на работы вовлечения нового числа работников на рынок труда. За последнее десятилетие количество кадастровых инженеров сократилось более чем на треть: с 39,5 тыс. чел. до 25 тыс. чел. Новых видов работ Законопроект не вводит, а вводит нового крупного игрока рынка. Учитывая, что в Пояснительной записке Законопроекта сказано, что он не потребует дополнительного бюджетного финансирования, то кадастровые и землеустроительные работы будут осуществляться на существующей материально-технической и кадровой базе ФГБУ «ФКП Росреестра». То есть фактически будут создаваться не дополнительные рабочие места, а перераспределение существующего спроса на работы на рынке в пользу учреждения, что, безусловно, приведет к обратному процессу – банкротству и ликвидации частного сектора рынка кадастровых и землеустроительных услуг с увеличением безработицы за счет высвобождения ранее занятых специалистов данной отрасли.

Около 15 тысяч профессиональных участников рынка кадастровых работ подписали Петицию2 против наделения ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями на проведение кадастровых и землеустроительных работ, что для узкопрофильной сферы является достаточно высоким показателем и свидетельствует об активной борьбе сообщества кадастровых инженеров за свой малый бизнес и сохранение трудовых социальных прав.

Коррупциогенные факторы законодательных новелл

Несмотря на отрицание в Пояснительной записке необходимости дополнительного бюджетного финансирования, для организации работы кадастровых инженеров в составе ФГБУ «ФКП Росреестра» потребуются существенные затраты федерального бюджета, связанные с закупкой необходимого геодезического и иного измерительного и обрабатывающего оборудования, программного обеспечения, а также затрат на транспорт и оплаты работы обеспечивающего персонала. Совокупно такие затраты сегодня составляют до 2 млн. рублей на одного кадастрового инженера. Наличие таких затрат и уже установленного монопольного положения, безусловно, приведет к удорожанию стоимости кадастровых работ для заказчиков, и коррупционных проявлений, там где спрос на кадастровые работы будет больше производственных мощностей кадастровой палаты.

Установление монополистической деятельности Кадастровой палаты, совмещение в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» регистрирующего органа и одновременно хозяйствующего субъекта, результаты деятельности которого подлежат проверке таким регистрирующим органом, приведет к повсеместному проявлению коррупции при регистрации и учете недвижимости, увеличит недовольство граждан, усилит социальную напряженность в обществе.

Риски, порождаемые Законопроектом, для субъектов Российской Федерации, рынка недвижимости и ее оборота

Кадастровая и землеустроительная деятельности в настоящее время обеспечивают развитие национальной экономики. Кадастровые и землеустроительные работы интегрированы в важнейшие направления общественных отношений (градостроительные, земельные, имущественные и т.д.), обеспечивают формирование налоговой базы, функционирование рынка недвижимости и ее гражданский оборот, в том числе по реализации жилищной программы и введению в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, влияют на инвестиционную привлекательность регионов.

Необоснованно низкая точность проводимых Учреждением работ, и отсутствие квалифицированных специалистов в данной области будет способствовать понижению инвестиционной привлекательности и формированию неблагоприятной деловой среды в субъектах РФ, не достижения регионами целевых показателей по факторам 1.1-1.3 Раздела 1. Анализ территории Целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 января 2017 года № 147-р по причине возникающих пересечений границ земельных участков и административно-территориальных образовании, зон и их нестыковок. Создаются риски для срыва Национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», Национального плана восстановления экономики, представленного 2 июня 2020 года председателем Правительства РФ М.В. Мишустиным Президенту РФ.

Возникнут споры при определении территориальной принадлежности земель и объектов недвижимости, увеличится число территориальных споров между административно-территориальными образованиями в отношении прохождения их границ, снизится эффективность системы управления земельными ресурсами, возникнут многочисленные проблемы при подготовке документов территориального планирования, увеличатся случаи нарушения прав граждан, число имущественных споров, в том числе с участием органов исполнительной власти субъектов и муниципалитетов, увеличится рост недовольства граждан.

Принятие указанного Законопроекта приведёт, в том числе к монополизации кадастровых работ, следствием чего станет увеличение стоимости кадастровых работ и перенаправление части финансовых средств бюджетов субъектов в федеральный центр. Субъекты РФ будут вынуждены работать с единственным исполнителем - ФГБУ «ФКП Росреестра».

Наделение ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями по проведению кадастровых и землеустроительных работ с учетом имеющихся у них государственных полномочий по ведению ЕГРН, и проверке поступающих документов приведет к повсеместному проявлению коррупции, недобросовестной конкуренции на рынке услуг, появлении государственной монополии и ликвидации частного бизнеса в отрасли, в том числе с рынка услуг будут вынуждены уйти и специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, имеющие также накопленный десятилетиями серьезный опыт, материально-техническую базу и архивный фонд.

Внесение в ЕГРН сведений без надлежащего и объективного государственного контроля и проверки отрицательным образом скажется на качестве сведений, правах и интересов собственников недвижимости, увеличит число имущественных споров в будущем. В зоне риска окажется рынок недвижимости, а также оборот недвижимого имущества в России, участники этого процесса - граждане и профессиональные участники и их имущественные права.

Качественное исполнение кадастровыми инженерами государственных и муниципальных контрактов

В Справке к законопроекту приводится позиция, что необходимость наделения ФГБУ «ФКП Росреестра» новыми полномочиями обусловлена некачественной работой кадастровых инженеров, а также жалобами государственных органов на качество кадастровых работ, выполняемых кадастровыми инженерами в отношении объектов федерального значения.

Однако возникающие вопросы к качеству работы по единичным заключенным контрактам не могут опорочить деятельность более 25 тысяч кадастровых инженеров. Более того, механизмы, ответственность и меры, предпринимаемые к исполнителям контрактов в случаях некачественного выполнения ими работ, прямо предусмотрены в законодательстве, регулирующем проведение государственных, региональных и муниципальных закупок, и реализуются в полной мере. В числе таких мер – внесение в реестр недобросовестных поставщиков, что само по себе призвано исключать с рынка организации, выполнившие работы ненадлежащего качества.

Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрен механизм дисциплинарной ответственности кадастровых инженеров, посредством обращения в саморегулируемые организации, членами, которых они являются.

За период 2017 - 2020 годы в стране было выполнено более 42 тысяч контрактов за счет средств бюджетов всех уровней. Из этого огромного числа в контрольные органы саморегулируемых организаций поступило только 58 жалоб на деятельность кадастровых инженеров, из них лишь 11 жалоб были признаны обоснованными и повлекли ответственность кадастровых инженеров. При этом от федеральных органов власти жалобы в систему саморегулирования кадастровой деятельности не поступали вовсе.

В частности, в Справке указано, что документация в отношении спортивных объектов в рамках проведения Чемпионата мира по футболу для обеспечения их кадастрового учета фактически дорабатывалась силами Росреестра и «ФКП Росреестра».

Проведение кадастровых работ находится в исключительной компетенции кадастрового инженера, который является лицом, уполномоченным в силу закона на оказание таких услуг и подготовку по их результатам документов. Результаты кадастровых работ заверяются УКЭП кадастрового инженера, поэтому исключена возможность исправления результатов его работ третьими лицами (за исключением несанкционированного вмешательства в содержание документов). Поэтому причины и объемы доработки кадастровой документации силами Росреестра, прежде всего, должен стать предметом рассмотрения соответствующих надзорных органов.

Также следует отметить, что с 2017 года Росреестром была введена массовая практика направления на регулярной основе в саморегулируемые организации и органы прокуратуры писем о некачественной работе кадастровых инженеров с требованием проведения контрольных мероприятий и вынесения мер дисциплинарного воздействия. За указанный период в саморегулируемые организации поступило более 5 тысяч обращений от Росреестра, его территориальных органов и ФГБУ «ФКП Росреестра». В представленной информации зачастую простые недочеты необоснованно квалифицировались Росреестром как внесение заведомо ложных сведений, что при детальном разбирательстве не находили подтверждения. При этом Росреестром в отношении результатов кадастровых работ по объектам государственного значения, упомянутых ими в официальной Справке, информация ни в саморегулируемые организации, ни в правоохранительные органы, не поступала.

Таким образом, эти цели наделения ФГБУ «ФКП Росреестра» дополнительными полномочиями в сфере кадастровой и землеустроительной деятельности представляются необоснованными и влекущими за собой коррупционные проявления при регистрации недвижимости.

Кадастровое и землеустроительное образование станет невостребованным

Не дожидаясь принятия Проекта закона, уже сегодня открыты вакансии и осуществляется набор на должности кадастровых инженеров в ФГБУ «ФКП Росреестра», и в управления Росреестра, что вызывает еще больше вопросов. При этом, в квалификационных требованиях к кадастровому инженеру значится высшее юридическое образование, в то время как в утвержденном государственном перечне профильных специальностей и направлений подготовки кадастровых инженеров юриспруденция отсутствует (Министерство экономического развития в течение пяти лет категорически отказывалось считать данное направление профильным для ведения кадастровой деятельности). Таким образом, и в данном случае вводятся различные квалификационные требованиям к исполнителям кадастровых работ, одни требования для лиц, осуществляющих свою деятельность в условиях рынка, другие – для лиц, находящихся под ведомством Росреестра. Однако, наличие исключительно юридического образования и опыта приводит к невозможности квалифицированного исполнения кадастровым инженером геодезических и технических процедур, составляющих базовую основу всех кадастровых работ.

Очевидно, что в результате нововведений будет поставлено под угрозу и развитие профильного высшего образования в стране. Монополия ФГБУ «ФКП Росреестра» приведет к закрытию целого ряда специальностей и потере высококлассных узкопрофильных специалистов в этой сфере.

Существующее государственное участие в проведении кадастровых и землеустроительных работ

Согласно Справке к законопроекту ФГБУ «ФКП Росреестра» предполагается наделить полномочиями на проведение кадастровых и землеустроительных работ в отношении объектов имеющих, прежде всего, государственное значение, а не в отношении частных объектов недвижимости и в этой связи учреждение призвано обеспечить решение государственных задач.

На данную позицию следует отметить, что более трех тысяч кадастровых инженеров в настоящее время работают в структурах государственных и муниципальных учреждений, предоставляя дополнительные гарантии по исполнению договорных обязательств, имеющих преимущественное значение, работая при этом в условиях равной конкурентной борьбы с иными профессиональными участниками. По аналогичному принципу в различных субъектах Российской Федерации в учреждениях государственного и муниципального типа на многолетней основе функционируют отделы архитектурно-планировочного, градостроительного и землеустроительного профиля, выполняющие землеустроительные работы и другие услуги по описанию границ объектов для последующего их внесения в реестр границ ЕГРН.

Федеральным законом от 17.06.2019 № 150-ФЗ «О внесении изменений…» была установлена возможность включения в штат юридического лица кадастровых инженеров для выполнения работ для собственных нужд такого юридического лица.

Таким образом, на сегодняшний день существуют и реализуются законные механизмы работы кадастровых инженеров в государственных организациях, призванных обеспечить решение государственных задач. При этом данные организации работают на равных конкурентных условиях (не имея явных конкурентных преимуществ и доминирующего положения), не совмещая в себе функции проверяющего органа с функциями других профессиональных участников рынка данного сектора услуг.

Также в качестве аргумента в поддержку спорных нововведений приведено утверждение, что существующая динамика наполнения ЕГРН сведениями о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах лесничеств, границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, границах территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории не позволяет с уверенностью утверждать, что поставленные в федеральных законах, поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сроки завершения соответствующих мероприятий будут соблюдены, в связи с чем требуется обеспечить государственное участие в данной работе.

Однако общеизвестный факт, что проблема пониженной динамики включения в ЕГРН сведений о границах лесничеств, ООПТ, территориальных зон, субъектовых и муниципальных границ, границ других административных образований, упомянутых выше, связана с недофинансированием работ по определению границ таких объектов, но никак не с отсутствием государственного участия в сфере деятельности кадастровых инженеров.

Искажение международного опыта при подготовке поправок

В Справке приведен ряд ссылок на опыт различных стран по использованию модели государственных кадастровых инженеров. Система организации кадастровых измерений в указанных странах существенно различается. Например, в Швеции и Финляндии такие измерения проводят только государственные служащие. В Нидерландах сама организация «Кадастр Нидерландов» является государственным предприятием, а кадастровые инженеры – его сотрудниками, а не госслужащими. По недопустимой халатности пример Франции приведен ошибочно: кадастровые инженеры Франции объединены в единую национальную ассоциацию (OGE) с филиалами во всех регионах страны, отсутствует государственная монополия на проведение кадастровых измерений. В Норвегии крупные муниципалитеты имеют в своем штате кадастровых инженеров, а средние и мелкие – привлекают для исполнения кадастровых измерений специалистов из частных организаций, при этом кадастровые инженеры из крупных муниципалитетов не участвуют. Таким образом, государственная монополия на проведение кадастровых измерений отсутствует, также как и прямая конкуренция частных и государственных кадастровых инженеров.

Авторы Справки намеренно умалчивают о передовых мировых тенценциях и наилучшем опыте развитых стран. А он говорит о том, что мир и Европа движутся к увеличению систем именно с частными кадастровыми инженерами.

В Справке в перечислении форм организации деятельности частных кадастровых инженеров не упомянуты уполномоченные государством кадастровые инженеры. Именно официальная передача государством части своих полномочий кадастровым инженерам делает маловероятными различные претензии и замечания со стороны внешних государственных ведомств по качеству и результатам кадастровых измерений, на что широко ссылаются авторы «Справки…». Указанная форма деятельности используется в системах кадастра таких развитых европейских стран, как Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Франция, Бельгия и др. Россия наиболее близка по системе организации кадастровых работ именно к этим передовым странам, в которых кадастровыми инженерами являются только частные кадастровые инженеры, имеющие лицензию или внесенные в специальный реестр, объединенные в саморегулируемые организации и национальные ассоциации.

Советом Европейских геодезистов (CLGE) в 2019 г. проведен анализ деятельности кадастровых инженеров в различных странах Европы. Анализ показал, что за последние 12 лет число стран, в которых действуют государственные кадастровые инженеры, не увеличилось, а число стран, в которых действуют частные кадастровые инженеры, растет. В анализе 2008 г. участвовали 24 страны, а в анализе 2019- 41 страна Европы. Это связано с тем, что во всех странах Европы, где проводилась или проводится реформа кадастровой системы, принята модель с частными кадастровыми инженерами.

Заключение, приведенное в Справке о том что «Модель государственного кадастрового инженера успешно используется в развитых странах» применимо только к ограниченному количеству стран, количество которых не растет, а сами такие системы кадастра с государственными кадастровыми инженерами, являются скорее исключениями из общей тенденции развития. Кадастровые системы этих стран не имеют объективных преимуществ перед системами других развитых стран, где действуют только частные кадастровые инженеры. В этой связи необходимо совершенствование существующего в России института частных кадастровых инженеров, а не создание института государственных кадастровых инженеров в среде ФГБУ «ФКП Росреестра», появление которого на профессиональном рынке приведет к неминуемому краху неокрепшего и финансово ослабленного пандемией института частных кадастровых инженеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня российский рынок недвижимости предъявляет высокие требования к содержанию документации, подготавливаемой профессиональными участниками рынка. Обостряется конкуренция за высокотехнологические решения, делается ставка на дорогостоящее цифровое и спутниковое оборудование, образование, многофункциональность и исполнительность кадрового работника. В условиях распространения коронавирусной инфекции в России была приостановлена деятельность многих предприятий и учреждений, тяжелые экономические последствия оставили след во всех отраслях экономики. В сфере кадастровых и землеустроительных услуг спад объемов производства составил 80-90 % в зависимости от региональных особенностей установленных ограничительных мер.

Главной задачей государства в настоящий момент является организация восстановления экономики страны, борьба с безработицей и возвращение на докризисный уровень благосостояния граждан. Обеспечение условий и стимулов для развития производства, малого и среднего предпринимательства, сферы услуг, привлечения инвестиций стали первоочередными задачами правительства.

На фоне проводимых в экономической среде мероприятий по ее возрождению происходят важнейшее событие в жизни российского общества – принятие поправок в Конституцию как основной правовой гарант страны, призванных усилить суверенитет государства.

Скоординированность инструментов стратегического планирования становится главным императивом в деятельности органов всех ветвей власти: от исполнительной до законодательной.

Приведенный анализ показывает, что выводы, на которых строится позиция авторов законопроекта в части необходимости наделения ФГБУ «ФКП Росреестра» дополнительными полномочиями в сфере кадастровой и землеустроительной деятельности, не находят подтверждения и являются необоснованными. Национальная палата кадастровых инженеров не поддерживает и просит выступить против изменений, вносимых в п.15 ч.2, ч.5 ст.31 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п.4 ст.1 Законопроекта), в п.2 ч.1 ст.31 и ч.1 ст.33 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (п. 4, 5 ст. 8 Законопроекта), исключить из Законопроекта ч.8 ст.11. Подпункт б пункта 2 статьи 8 проекта федерального закона № 962484-7 предлагаем изложить в следующей редакции:
«7) неучастие кадастровым инженером в кадастровой деятельности в течение трех лет, за исключением случаев нахождения кадастрового инженера в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет».

1 Росреестром, как автором правовых нововведений по наделению ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями на проведение кадастровых и землеустроительных работ, подготовлена Справка о проекте федерального закона №962484-7, где приводится обоснование предложенных новелл. Далее по тексту при анализе законодательных инициатив, проведенных Национальной палатой кадастровых инженеров, будут даваться ссылки на аргументы упомянутого документа, в связи с чем будет применяется его сокращенное наименование – «Справка».
2 https://www.change.org/peticia_v_poddergku_Kadastrov_Ingenerov


Разделы, к которым прикреплен документ:
Новости
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Страны и регионы / Россия
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / г. Москва
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: https://www.roscadastre.ru/news/4120467/ 11:00:31 07.07 2020   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров

    Наши предложения
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Вступление в ГИС-Ассоциацию, информационное обслуживание
  Наши конференции
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.01246190071106 sec, Question: 85