Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  




Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Кто присмотрит за Россией из космоса: в Правительство РФ внесён законопроект о ДЗЗ

Процесс принятия закона о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ) из космоса длится уже второй год, но кажется теперь мы близки к его завершению. Pro космос узнал у Валерия Заичко, заместителя директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса, об основных положениях будущего закона и изменениях, которые он внесёт в нашу жизнь.

Текущая ситуация с законом о ДЗЗ

Проект федерального закона «О дистанционном зондировании Земли из космоса» внесён на рассмотрении в Правительство РФ. В соответствии с планом законодательной деятельности он пройдёт рассмотрение в Госдуме в первом полугодии 2022 года. Текущая версия согласована со всеми федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), с юридической и организационно-правовой точек зрения законопроект прошёл все стадии согласовании, в т.ч. общественного. Поэтому есть шанс, что процесс, растянувшийся уже на второй год, скоро завершится его принятием.

«Законопроект был заслушан на общественном совете Роскосмоса. Для обсуждения проекта Госкорпорация провела более 10 мероприятий, включая четыре конференции с экспертами, круглый стол на конференции ИКИ РАН „Современные проблемы ДЗЗ“ в ноябре 2021 года, а также круглый стол на конференции „Современные проблемы фотограмметрии и ДЗЗ“ компании „Ракурс“», — описал текущую ситуацию Валерий Заичко. Он добавил, что в июне прошлого года законопроект был размещён на сайте regulation.ru для публичного ознакомления. В итоге поступило более 50 замечаний и предложений, в т.ч. от коммерческих компаний. В течение года Роскосмос их отрабатывал: «Постарались по максимум всё учесть», — уверяет заместитель директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса.

Основные тезисы закона о ДЗЗ

Законопроект регулирует порядок использования данных ДЗЗ, получаемых российской орбитальной группировкой, прежде всего для государственных нужд. Смысл его в том, чтобы законодательно урегулировать использование уже де-факто созданной и работающей российской космической системы ДЗЗ в составе орбитальной группировки, наземной инфраструктуры, а также способов и методов обработки данных.

«Каких-то дополнительных ограничений или дополнительной регуляторной нагрузки на коммерческий сектор он не вносит, — по этому поводу было получено подтверждение от Минюста и Минэкономразвития», — объясняет Заичко.

Основные понятия, закрепляющиеся законопроектом:

  • Российская космическая система ДЗЗ;
  • оператор Российской космической системы ДЗЗ;
  • орбитальная группировка КА ДЗЗ. Требования к ее построению;
  • наземная космическая инфраструктура ДЗЗ;
  • требования к данным ДЗЗ и критерии оценки качества данных ДЗЗ;
  • национальный центр ДЗЗ из космоса;
  • коммерциализация деятельности в области ДЗЗ из космоса.

    Центральные темы в законопроекте:

  • Недискриминационный доступ к данным ДЗЗ из космоса;
  • порядок вовлечения данных ДЗЗ из космоса в коммерческий оборот;
  • свободное распространение данных ДЗЗ из космоса;
  • качество данных ДЗЗ из космоса и критерии их объективной оценки;
  • использование данных ДЗЗ в качестве доказательной базы.

    Спорные моменты закона о ДЗЗ

    По его словам, большинство вопросов к законопроекту со стороны коммерческих поставщиков сервисов и услуг на основе данных космической группировки было по лицензированию деятельности в области ДЗЗ. Частный сектор опасался, что лицензирование наложит на них дополнительные ограничения. В итоге эти положения из него убрали, оставив формулировку «в соответствии с действующим законодательством». Существующие законодательные акты лицензируют только приём и обработку первичных данных ДЗЗ. Закон нацелен, прежде всего, на упорядочивание распространения этих данных (например, проверку, являются ли они секретными или нет и т.п.). Также новый закон будет регулировать права и обязанности ФОИВ/РОИВ, муниципальных образований, физических и юридических лиц по использованию данных российской космической системы ДЗЗ.

    Вторая группа вопросов к законопроекту была по сертификации данных ДЗЗ из космоса. Тут, по мнению Валерия Заичко, есть недопонимание многими игроками рынка. Во-первых, сертификация носит добровольный характер. Во-вторых, смысл её заключается в том, чтобы подтвердить достоверность космических снимков: получен такими-то средствами, точность определения координат, разрешающая способность, никаких кардинальных изменений в текущие процессы не вносилось. Сертификация позволит использовать данные ДЗЗ в контрольно-надзорной деятельности (Росреестр, Роснедра, контроль вырубки леса, подтверждения ущерба при стихийных бедствиях и пр.).

    «Естественно, сертифицировать и подтвердить подлинность данных ДЗЗ мы можем только со своей орбитальной группировки. И у коммерческих компаний возник вопрос, а что же делать с данными, полученным зарубежными поставщиками. Но теперь, когда те отказались от поставок российским потребителям данных ДЗЗ, этот вопрос вообще отпал сам собой», — отмечает собеседник.

    Третья спорная тема волновала в первую очередь Росатом и Росреестр (как это ни удивительно, но бизнес не возражал). Сейчас закон распространяется на зондирование Земли только из космоса. В него не входит, например, аэросъёмка. Но в итоге все согласились с причинами, по которым там действуют совершенно иные условия регулирования.

    Тем не менее одно замечание ФОИВов урегулировано не было — их беспокоит регулирование законом деятельности, связанной с использованием данных ДЗЗ: продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе.

    «Данные ДЗЗ — это просто снимок из космоса, проблемы их распространять нет. Но на сегодня этого уже недостаточно: нужно идентифицировать объекты, провести какой-то анализ. Поэтому данные ДЗЗ, продукты, сервисы и услуги на их основе не разделимы» — объясняет позицию Валерий Заичко.

    По его словам, ФОИВы опасались монополизации этой сферы Роскосмосом. Но эти страхи не обоснованы, по мнению Заичко. Он отмечает, что данные ДЗЗ даются ФОИВ бесплатно. Если ФОИВ хотят получить услуги и сервисы на их основе — они могут обратиться как в Роскосмос, так и к коммерческим компаниям. Эту деятельность законопроект ни в коем случае не ограничивает. В качестве примера он приводит проект «Цифровая Земля», в котором реализуются 7 геосервисов и 27 информационных продуктов.


    Заключение

    ДЗЗ из космоса — это одна из самых быстро развивающихся сфер в коммерческой космической отрасли, поэтому очень интересно, как ее реализация сложится в России.


    См. также:
    Каталог Организаций:
       - Роскосмос (ранее Росавиакосмос)

    Разделы, к которым прикреплен документ:
    Страны и регионы / Россия
    Тематич. разделы / ДДЗ
    Новости
     
    Комментарии (1) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

    Автор: Миронов Сергей Анатольевич
    2022-06-20 20:41:48 Ссылка
    "В соответствии с действующим законодательством" - формулировка столь же безграмотная, как остальное нагромождение структур, назначаемых "блюсти" (зачеркнуто "крышевать")эту поляну. Если законодательство недействующее, то оно , как и осетрина не первой свежести, не является законодательством. Зачем каждый раз присобачивают самодостаточному понятию слово "действующее" объяснение только одно. Написано - не значит действует. Действо определяется позицией конкретного чиновника в его пользу. Примеров тому море. Господин Заичко не так давно топил за РЕКОД, законодательство о результатах космической деятельности, и обязательные "Центры космических услуг" везде, от губерниских офисов до детсадов, бань и прачечных. Под эту законодательную инициативу было списано немало казенных средств и перемолот весь рынок ДЗЗ вне РЕКОДа. Внимание, вопрос: А кто-то уже отменил закон о результатах космической деятельности, как "действующий"? Или кто-то отменил право быть единственным поставщиком везде именно центры космических услуг? Или признал эту государственную мульку провальной , недееспособной и нанесшей вред рынку? Прежде чем строить новые идеи поглощения бюджета на несуществующий парк спутников ДЗЗ, быть может пора расчистить авгиевы конюшни, ранее навороченных инициатив, за которые с таким же энтузиазмом топил Заичко, убеждая всех в том, что это и есть прогресс?


    ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
    Оставлено сообщений: 0


  • Источник: https://www.roscosmos.ru/37619/ 10:36:11 06.06 2022   

    Версия для печати  
        Анонсы партнеров

        Наши предложения
      Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
      Реклама на сайте
      Конференции ГИС-Ассоциации
      Журнал "Управление развитием территории"
      Контакты

    Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
    © ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
    Time: 0.0090820789337158 sec, Question: 61