Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Пространственные данные/Содержание журналов/№ 3 (2006)/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Национальная стратегия географической информации Финляндии (2005 2010 гг.)

Национальная стратегия географической информации Финляндии направлена на создание эффективной и рациональной информационной инфраструктуры, призванной поддержать широкий диапазон общественных функций, обеспечивая тем самым доступность основной географической информации для граждан. Цель стратегии состоит в поддержании социального и регионального равенства, повышении уровня производства и конкурентоспособности товаров и услуг, а также благосостояния и качества жизни граждан с помощью информационно-коммуникационных технологий

В.В. Тихонов (Федеральный кадастровый центр "Земля")
А.И. Щербаков (Федеральный кадастровый центр "Земля")
В Финляндии принята Национальная стратегия географической информации на 2005 2010 гг., разработанная Национальным советом по географической информации (создан в 2001 г.). В составе совета представители министерств сельского и лесного хозяйства, внутренних дел, обороны, финансов, транспорта и связи, окружающей среды, Геодезического института, Геологической службы, Национальный земельной службы, Морской администрации, Ассоциации местных и региональных органов власти, Института окружающей среды, Национального управления технологий, Статистического управления, Центра регистрации населения, Топографической службы Вооруженных сил Финляндии и корпорации «Генимап». В 2003 г. разработка стратегии была включена в качестве цели в Правительственную программу информационного общества.

Национальная стратегия географической информации Финляндии направлена на создание эффективной и рациональной информационной инфраструктуры, призванной поддержать широкий диапазон общественных функций, обеспечивая тем самым доступность основной географической информации для граждан. Цель стратегии состоит в поддержании социального и регионального равенства, повышении уровня производства и конкурентоспособности товаров и услуг, а также благосостояния и качества жизни граждан с помощью информационно-коммуникационных технологий.

В качестве стратегической поставлена задача развития межотраслевого взаимодействия с целью создания инфраструктуры пространственных данных (ИПД), удовлетворяющей национальные и международные потребности. С учетом результатов работ над директивой Европейского союза по созданию Инфраструктуры пространственных данных в Европе (INSPIRE) сформулированы принципы, определяющие развитие и поддержку национальной ИПД (НИПД), и определены меры, необходимые для ее реализации.

НИПД базируется на географической информации и информационных услугах, поддерживаемых как государственным сектором, так и бизнесом. С одной стороны, НИПД обеспечивает выполнение функций организациями, действующими в отраслях, опирающихся на географическую информацию, с другой зависит от возможности и желания этих организаций поддерживать ресурсы и услуги, необходимые обществу, делать их широко доступными. Оценить необходимые действия и ресурсы при создании ИПД можно по элементам модели, представленной на рис. 1 и основанной на модели инфраструктуры, используемой в INSPIRE.

Рис. 1. Общая модель Национальной инфраструктуры пространственных данных


Ожидается, что к 2011 г. в Финляндии будет создана эффективная, хорошо управляемая ИПД, которая получит широкое использование.

ИПД компонент информационного общества, предоставляющий на выбор данные и услуги. Информационное общество руководствуется совокупностью обобщенных решений и рекомендаций по сбору и использованию данных, их управлению и распространению. Реализуемые в различных областях, включая доставку и защиту данных, программные интерфейсы, качество услуг, эти решения и рекомендации влияют на уровень развития информационного общества и формируют базу для управления информацией. В этой среде происходит развитие НИПД.

Национальная стратегия географической информации Финляндии на 2005 2010 гг. определила меры, необходимые для создания эффективной НИПД.

В качестве стратегически важных для ИПД Финляндии определены следующие направления:
1. Систематическое сотрудничество (S).
2. Разработка и реализация общих рекомендаций (R).
3. Гармонизация и совершенствование ведения наборов основных географических данных (H).
4. Ведение метаданных и связанные с ними услуги (M).
5. Геоинформационные услуги (G).
6. Принципы использования и распространения (D).
7. Пользовательские приложения (U).
8. Исследования и образование (RE).
9. Информированность (C).

Представителям сообществ, производящих, использующих географическую информацию, проводящих исследования или предлагающих обучение или услуги в этой области, была дана возможность высказать свое мнение относительно проекта стратегии и заложенных в ней принципов. Окончательный вариант стратегии был разработан с учетом полученных откликов и одобрен Национальным советом по географической информации.

Для реализации стратегии разработана программа мероприятий по управлению качеством и стандартизации; определены техническое, технологическое и нормативное обеспечение, необходимые для совместного использования основной географической информации; оценены состояние образования и уровень исследований в области географической информации, намечены направления их развития.

Систематическое сотрудничество

Развитие и эффективность НИПД зависят от того, способны ли сотрудничать организации, ответственные за наборы основных географических данных и услуги.

Систематическое сотрудничество требует создания постоянно действующего органа, состоящего из ключевых участников и профессионалов. В функции совместного органа должны входить определение основных принципов развития НИПД и контроль за их соблюдением всеми участниками, решение практических проблем и инициация необходимых мероприятий. Кроме того, этот орган должен обеспечивать соответствие НИПД международным потребностям.

Постоянному совместному органу должны быть выделены средства на ведение исследовательских работ и инициативы, необходимые для развития НИПД.

Разработка и реализация общих рекомендаций

Эффективное и рациональное использование географической информации во многом зависит от применения общих стандартов и рекомендаций к компиляции и ведению данных, информационному обслуживанию. Стандарты должны содействовать совместному использованию данных как в национальном, так и в международном масштабах. Кроме рекомендаций, касающихся географической информации, управление информационными ресурсами должно придерживаться принципов, регулирующих и формирующих информационное общество в целом.

Набор национальных рекомендаций, имеющих отношение к географической информации, должен быть полным и отвечать современным требованиям международных стандартов (например, серии ISO/EN 19100, спецификации Open Geospatial Consortium, Inc. и т. д.). Его положения должны быть опубликованы как рекомендации для государственной системы управления (рекомендации Консультативного совета по управлению информацией в государственных органах JHS recommendations).

Совместный орган по географической информации в содействии с организациями, ведущими наборы основных географических данных, и органами стандартизации должен обеспечивать актуальность национальных рекомендаций.

Применение национальных рекомендаций должно быть обязательным для претендентов на участие в конкурсах и программах развития, касающихся геоинформационных систем и приложений к ним.

Гармонизация и совершенствование ведения наборов основных географических данных

Необходимыми условиями эффективного использования географической информации в обществе являются полнота, совместимость, целостность в логическом и техническом отношении и, более всего, доступность наборов данных. Совместимость может быть достигнута применением единых стандартов и рекомендаций к ведению широко используемых наборов географических данных и управлению ими.

Географические наборы данных, широко используемые для обеспечения устойчивого благополучия населения, безопасности, управления и в качестве основы для определения местоположения, в рассматриваемой Национальной стратегии называются наборами основных географических данных. Они находят применение по отдельности и в сочетаниях на местном, национальном и международном уровнях, в связи с чем должны хорошо управляться, быть в большинстве случаев доступными, а также формировать согласованное, единое целое, обеспечивая охват всей страны и способствуя совместному использованию.

Наборы основных географических данных в общих чертах могут быть разделены на практически повсеместно используемую базовую географическую информацию и специализированную географическую информацию, которая, как правило, востребована в отдельно взятой отрасли.

Базовая географическая информация дает общую основу для позиционирования и каркас для специализированных данных. Наборы основных географических данных, которые должны войти в ИПД Финляндии, перечислены в конце статьи. Предполагается, что опыт использования стандартов в наборах основных данных будет распространен на другие наборы данных, что стимулирует развитие всего сектора географической информации и повысит его эффективность.

Необходимое условие хорошей управляемости и удобства работы с базами основных географических данных четкое разделение задач и обязанностей административных организаций (хранителей данных), занимающихся ведением наборов основных географических данных, которое должно быть закреплено в национальных законах и административных решениях.

Наборы основных географических данных могут вестись в сотрудничестве несколькими организациями. Хорошее управление подразумевает учет необходимых ресурсов, обеспечивая тем самым непрерывность совместного использования данных.

Хранители данных должны обеспечить принятие единых стандартов и рекомендаций, планирование и внедрение процессов, способствующих ведению баз данных и развитию информационных услуг.

Качество баз данных основной географической информации должно систематически проверяться, а метаданные, описывающие эти данные, должны быть логически последовательными и полными.

Ведение метаданных и связанные с ними услуги

Метаданные относятся к атрибутивной информации, описывающей наборы географических данных. Метаданные позволяют оценить пригодность имеющейся информации для использования. Вообще метаданные описывают контекст сведений, метод классификации, текущее состояние, качество, правила вывода и другие аспекты, касающиеся удобства пользования. В рассматриваемой Национальной стратегии метаданные разделены на общие описательные, которые полезны при поиске ресурсов и продуктов, связанных с географической информацией, и детальные, позволяющие оценить данные и продукты.

Административные организации, поддерживающие информационные ресурсы, должны обеспечивать полноту, актуальность и соответствие стандартам метаданных основных географических данных, а также следить за их доступностью через услугу предоставления метаданных национального значения.

Общие описательные метаданные должны быть доступны через общую услугу предоставления метаданных национального значения. По возможности она должна быть интегрирована с предоставлением метаданных, дающих более широкие описания доступных баз данных.

Детальные метаданные должны быть доступны как часть геоинформационной услуги, предлагаемой административной организацией.

Геоинформационные услуги

Геоинформационные услуги относятся к функциям передачи географической информации или каких-либо корректирующих сведений в системы или приложения пользователя. Услуга может быть автоматизированной, реализуемой через программный интерфейс или поставку данных на носитель информации, как и было принято до сих пор.

Административные организации должны обеспечивать доступность наборов основных данных как через автоматизированную информационную услугу, так и в виде отдельно поставляемых информационных продуктов. Геоинформационные услуги, предлагаемые административными организациями, могут быть использованы для разработки различных приложений, оперирующих пространственными данными. У административных организаций есть право заключать соглашения и взимать плату за материал, предоставляемый через услуги.

В задачи совместного органа по вопросам географической информации входит мониторинг состояния геоинформационных услуг и содействие их развитию путем инициирования пилотных и показательных проектов.

Предоставление метаданных национального значения, возможности просмотра общей карты и временного использования интерактивных пространственных данных должны стимулировать спрос на фактическую географическую информацию. Предоставление метаданных должно помочь пользователям найти необходимый материал и перечень связанных с ним информационных услуг, просмотр общей карты обеспечивает доступ к картам общего назначения на всю территорию страны с возможностью различной детализации при просмотре. Использование интерактивных пространственных данных на определенную территорию в течение оговоренного срока позволяет пользователям протестировать приложения и методы и определиться с их выбором.

Принципы использования и распространения

Принципы распространения наборов географических данных относятся к правовым актам и решениям, регулирующим предоставление географической информации и соответствующих прав использования, а также установление цен на информацию. Общие принципы, касающиеся государственных ведомств, изложены в специальных разделах законодательства. Условия предоставления материала и его цена меняются в зависимости от способа производства и важности поступлений от взимания платы при финансировании соответствующих работ.

Использование и распространение основной географической информации должны быть основаны на общих принципах, которые не противоречат рекомендациям и правовым актам, имеющим отношение к информационному обществу в целом. Это применимо к использованию географической информации гражданами, государственными учреждениями, а также научным сообществом и деловыми кругами. Соблюдение принципов, с одной стороны, должно поощрять использование основных ресурсов а, с другой обеспечить их наличие и повышение качества.

Метаданные, описывающие наборы основных географических данных в обобщенном виде, должны быть легко доступными и открытыми. Кроме того, набор специализированных данных должен быть доступен как часть метаданных.

Принципы распространения наборов географических данных должны учитывать общие нормы по защите национальных данных, неприкосновенности частной жизни и управлению рисками.

Административные организации, осуществляющие управление и ведение наборов основных данных, должны обеспечить, чтобы к их использованию и распространению применялись непротиворечивые принципы.

Пользовательские приложения

Под пользовательскими приложениями подразумеваются услуги и программное обеспечение, которые обеспечивают непосредственный доступ к наборам основных географических данных административных организаций, например через Интернет.

НИПД должна содержать приложения, которые позволяют гражданам просматривать набор карт общего назначения, а также обеспечивают интеграцию карт в различные государственные услуги, оказываемые гражданам на национальном, региональном и местном уровне.

Услуги просмотра общей карты, предоставления метаданных и временного предоставления интерактивных пространственных данных должны быть взаимосвязаны, для чего следует сформировать соответствующий портал. В настоящее время существуют целевые (для определенных задач) и отраслевые пользовательские приложения, опирающиеся на НИПД.

Исследования и образование

Недостаточная квалификация или низкий уровень знаний могут отрицательно сказаться на внедрении приложений, основанных на географической информации, или в целом на развитии и оптимальном использовании НИПД.

Образование в области географической информации должно удовлетворять общественные потребности по содержанию и качеству. Оно не должно ограничиваться начальным уровнем (в пределах средней школы) или образованием для получения степени, а должно быть частью непрерывного процесса обучения, чтобы специалисты в различных областях обладали достаточными базовыми навыками использования географической информации.

Кроме того, должен поддерживаться высокий уровень фундаментальных и прикладных исследований, способствующих развитию ИПД.

Информирование

Уровень использования ИПД зависит, в частности, от информированности потенциальных пользователей о возможностях геоинформационной технологии, предоставляемых услугах и выгодах от их использования. В связи с этим необходимо проводить политику активного информирования, различными способами доводя до общественности сведения о состоянии национальной ИПД, ее ресурсах и услугах.

Национальная стратегия географической информации основана на модели ИПД Финляндии, приведенной на рис. 2. Программа по созданию ИПД Финляндии содержит мероприятия, признанные необходимыми для получения эффективной НИПД к концу 2010 г. По стратегическим направлениям выделены соответствующие этапы.
Рис. 2. Модель ИПД Финляндии


Систематическое сотрудничество

Этап S1. Министерство сельского и лесного хозяйства должно продлить мандат Национального совета по географической информации и позиционировать его как постоянный совместный орган по вопросам географической информации. Состав совета и его задачи должны быть определены особо. Стоит расширить возможности совета инициировать меры по реализации положений Национальной стратегии географической информации.

Разработка и реализация общих рекомендаций

Этап R1. Постоянный совместный орган инициировал в 2004 г. внесение поправок в пакет национальных рекомендаций по вопросам географической информации и должен обеспечить их соответствие современному уровню. Должна быть опубликована рекомендация для государственной системы управления, охватывающая области, требующие заключения соглашений между производителями данных или являющиеся ключевыми для реализации стратегии географической информации. При разработке рекомендаций совместный орган должен учитывать международные стандарты.

Этап R2. Административные организации, ведущие наборы основных данных, должны оперативно внедрить новые национальные рекомендации, обеспечить соответствие им объектных моделей и моделей данных для наборов основных географических данных, а также гармонизировать объектные модели и модели данных, если в наборах географических данных содержатся ссылки на общие реальные объекты.

Гармонизация наборов основных географических данных и разработка сопровождения

Этап H1. Гармонизация наборов данных с целью обеспечения их рационального совместного использования должна быть проведена в первую очередь для базовой географической информации, которая наиболее широко используется, и для разрабатываемого сопровождения. Постоянный совместный орган должен установить перечень базовых географических данных и определить требования, которым они должны удовлетворять. Методы моделирования, используемые для основной географической информации, не должны противоречить единым стандартам, а данные должны быть совместимыми по содержанию и качеству.

Этап H2. Министерства, входящие в состав Национального совета по географической информации, должны уточнить назначение наборов основных географических данных и усилить роль административных организаций, связанных с законодательными и административными решениями. Необходимо рассмотреть меры, направленные на гармонизацию и развитие сотрудничества при их целевом управлении и среднесрочном планировании.

Этап H3. Административные организации, ведущие наборы основных данных, должны внедрить индивидуальную идентификацию объектов в случаях, когда выполняется непрерывная передача измененных данных из одной организации в другую или из одного приложения в другое. Это должно применяться и к наборам обобщенных данных.

Этап H4. Административные органы, ведущие наборы основных данных, должны обеспечить мониторинг качества при производстве работ и гарантировать качество готового материала при сохранении возможности проведения проверок. Качественные характеристики должны быть включены в метаданные и технологические данные о продукте.

Этап H5. Процессы сбора и ведения географической информации должны быть разработаны в сотрудничестве с представителями местного самоуправления, торговли и промышленности.

Ведение метаданных и связанные с ними услуги

Этап M1. Постоянный совместный орган и Национальная земельная служба должны определить рамки предоставления метаданных национального значения. Национальная земельная служба должна предпринять меры по обеспечению услуги предоставления метаданных национального значения. Этот этап стартовал в 2004 г.

Этап M2. Административные организации, ведущие наборы основных данных, должны использовать новые рекомендации по метаданным и обеспечить полноту, актуальность и соответствие метаданных наборов основных географических данных стандартам. На это отводится три года после принятия стандартов, для базовой географической информации срок установлен в один год.

Этап M3. Административные организации должны обеспечить актуальность и доступность описательных метаданных через услугу предоставления метаданных национального значения.

Геоинформационные услуги

Этап G1. Административные организации, ведущие наборы географических данных и оказывающие связанные с ними услуги, должны предпринять меры по запуску программных интерфейсов, соответствующих рекомендациям. Этап должен быть выполнен к 2008 г. Однако для базовой географической информации установлен срок до конца 2006 г.

Этап G2. Постоянный совместный орган должен продолжить исследование необходимости и способов реализации центра обмена географической информацией, а также принять решение о возможности предоставления этой услуги на постоянной основе.

Этап G3. Услуги просмотра общей карты, предоставления метаданных национального значения и временного предоставления интерактивных пространственных данных должны быть интегрированы в единое целое.

Принципы использования и распространения

Этап D1. Постоянный совместный орган должен определить непротиворечивые принципы использования и распространения наборов основных данных и их защиты, а также оценить влияние соблюдения этих принципов на финансирование ведения наборов основных данных и оказание услуг.

Пользовательские приложения

Этап U1. Постоянный совместный орган должен обеспечить свободный доступ к коллекции актуальных топографических карт общего назначения для поддержания услуг, оказываемых государством на национальном, муниципальном, региональном и местном уровнях.

Этап U2. Постоянный совместный орган должен регулярно оценивать состояние геоинформационных услуг и пользовательских приложений и принимать меры для их поддержания или организации новых.

Исследования и образование

Этап RE1. Постоянный совместный орган должен регулярно определять уровень образования, фундаментальных и прикладных исследований в области географической информации и при необходимости инициировать мероприятия по их совершенствованию. Важной задачей является поддержание международного взаимодействия и сотрудничества при проведении исследований географической информации.

Этап RE2. Постоянный совместный орган должен инициировать научно-исследовательские проекты и обследования для определения состояния НИПД и выявления тех ее составляющих, которые требуют особого внимания.

Этап RE3. Постоянный совместный орган должен провести переговоры с Национальным технологическим агентством Финляндии и Академией Финляндии относительно научно-технических программ, имеющих отношение к географической информации и связанным с ней приложениям.

Информированность

Этап C1. Постоянный совместный орган должен открыть национальный Web-портал для доступа к географической информации, определить варианты и объем его финансирования. Этап стартовал в 2004 г.

Этап C2. Национальная земельная служба должна издавать независимый журнал по географической информации.

Этап C3. Национальная земельная служба должна отвечать за организацию регулярных национальных геоинформационных ярмарок с открытым доступом.

Программа развития будет выполняться поэтапно по мере выделения средств на исследования, с уточнением принципов целевого управления и использованием дополнительных ресурсов, резервируемых на развитие информационного общества. Также предполагается, что средства, полученные от использования наборов географических данных в государственной системе управления, в основном пойдут на развитие и поддержку геоинформационных услуг.

Среди первоочередных мероприятий следует назвать:
обновление пакета национальных рекомендаций по географической информации (несколько публикаций);
уточнение роли и обязанностей организаций, управляющих наборами основных географических данных (публикация, руководство);
издание инструкций по ведению метаданных и каталогов метаданных (публикация);
определение, разработка и реализация услуги по предоставлению метаданных национального значения (электронная Web-услуга, публикация);
создание и эксплуатация центра обмена географической информацией (электронная Web-услуга, публикация);
определение, разработка и открытие Web-портала (электронная Web-услуга).

Постоянный совместный орган должен контролировать ход реализации Национальной стратегии географической информации, корректировать программу развития с учетом достижений или возникновения новых потребностей.
Ежегодно будет составляться отчет о состоянии работ, а сама стратегия будет пересмотрена не позднее 2008 г., в связи с чем следует следить за зарубежными достижениями и разработками, касающимися ИПД стран Европы.

При создании ИПД Финляндии в нее будут включены для общего использования следующие наборы основных географических данных.

Базовые геодезические данные:
геодезическая система;
опорные пункты.
Общие топографические данные:
высота;
батиметрия;
береговые линии;
базовые топографические данные.
Базовые данные административного реестра:
недвижимость;
здания;
демографические данные;
коммерческие объекты и их местонахождение.
Названия местностей и адреса:
адреса (II);
географические названия.
Дистанционные данные:
аэро- и ортофотоснимки;
спутниковые снимки.

Большое значение также придается следующим отраслевым наборам специализированных основных географических данных.
Данные о транспортных сетях, водных путях и других объектах инфраструктуры:
транспортные сети;
защитные устройства;
препятствия для полетов;
сети энергоснабжения, кабели и магистрали.
Данные об управлении, использовании и защите территорий:
административные единицы;
охраняемые территории и территории ограниченного использования;
данные планирования;
землепользование и характер поверхности;
памятники истории, данные о кораблекрушениях, археологические данные.
Данные о почвах и коренных породах:
геофизические измерения;
коренная порода и ее состав;
почва и ее состав.
Гидрологические данные:
подземные воды;
русла и бассейны;
суббассейны.
Статистические данные:
данные, распределенные по ячейкам географических сеток, модели данных с привязкой к географическим сеткам.
Данные об окружающей среде и природных ресурсах:
природная среда;
загрязненные земли, свалки;
сельское хозяйство;
леса;
погода и качество воздуха.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Земля ФКЦ
Каталог Авторов:
   - Тихонов В.В.
   - Щербаков А.И.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Геодезия
Тематич. разделы / Картография, ГИС
Тематич. разделы / Природопользование
Тематич. разделы / ДДЗ
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Тематич. разделы / Оборона, правопорядок,ЧС
Тематич. разделы / Технологии
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Демография и статистика
Тематич. разделы / Здравоохранение
Страны и регионы / ЕС / Финляндия
Публикации / Наши издания / Пространственные данные / Содержание журналов / № 3 (2006)
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Пространственные данные №3 (2006)
Цитирумость документа: 2
22:43:22 19.09 2006   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.024750947952271 sec, Question: 138