Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2007/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Российская парадигма пространственного планирования

Окончание. Начало см. в № 1/2007

И.М. Шнайдер (ФГУП «Гипрогор»)

Cистема управления

Попытки реформирования государственных структур на основе современных демократических правовых принципов не отразились на пространственном планировании. Оно остается не только подчиненным чуждым для него структурам, но и в известном смысле келейным. В сферу его интересов не в полной мере включены общественность, бизнес и широкие массы населения. Часть вины за это лежит на профессионалах, до сих пор считающих территориальное планирование и градостроительство принадлежностью и составной частью архитектуры, тогда как они затрагивают интересы всего общества.
Системы управления процессом в разных странах разнообразны и отражают специфику государств, но имеют соответствующие органы на всех территориальных уровнях. Практически во всех странах есть государственные органы министерства, департаменты занимающиеся градостроительным планированием и реализацией этих планов и программ. Территориальное планирование и градостроительство рассматриваются за рубежом как разные сферы деятельности.

В ФРГ, Австрии, Швейцарии и Нидерландах организацию территории понимают как интегральный процесс планирования основных секторов экономики, социальной сферы, состояния природной среды, и преимущественно разрабатывают секторальные планы и программы. Во Франции, Италии и Испании территориальное планирование составляет часть экономического планирования, процесс менее интегрирован, но больше связан с территорией страны. В Великобритании, Скандинавских странах физическое и экономическое планирование развиваются параллельно и сосредоточены главным образом на проблемах отдельных регионов. В США и Канаде не существует общегосударственных систем территориального планирования: вопросы организации территории решаются в составе программ и проектов.

Западноевропейская система управления организацией территории и градо-строительства отличается от российской значительно большей эффективностью. Достигается она предельной четкостью взаимодействия всех звеньев по вертикали и горизонтали и функциональной развитостью системы в целом: она включает в себя советы по организации территории, строительные суды, контроль и аудит и т. д.
Отечественная управленческая система территориального планирования и градостроительства имеет следующие особенности.

На федеральном уровне нет специализированного авторитетного органа, способного возглавить, координировать и осуществлять территориально-градостроительные программы: у Министерства регионального развития РФ масса функций от социально-экономического развития до ЖКХ и отсутствует четкая властная вертикаль.

На региональном уровне такие органы есть, но они, как правило, не авторитетны; по статусу они подчинены строительным или иным ведомствам и недостаточно самостоятельны.

На местном уровне градостроительные органы традиционно играют чисто техническую роль и в большинстве случаев тоже находятся в подчиненном положении.

Отношение государства к территориальному планированию и градостроительству наглядно видно в структуре и названиях федеральных органов. Даже на самых нижних уровнях исчезли наименования «градостроительство», «архитектура», «планирование территории».

Некоторые оценки, императив действий

Современная отечественная история пространственного планирования (мысли, идеи, концепции) напоминает ситуацию с нужными и полезными вещами домашнего обихода. Они подолгу лежат, покрываются пылью, хозяева периодически извлекают их из шкафа, стряхивают пыль, что-то пускают в эксплуатацию, остальное откладывают до лучших времен, но не упорядоченно, а просто в кучу, где неизбежно многое ветшает и исчезает навсегда.

Поэтому следует помнить, что «Новое это хорошо забытое старое».
Анализируя результаты различных действий и замыслов в рассматриваемой сфере на государственном уровне, можно сформулировать некоторые выводы и обобщения.
Глобальные рецепты несостоятельны в пространственном планировании для Российской Федерации. Доктрины, концепции, программа действий все забывается после появления новых структур и прихода новых людей. Реализация этих документов крайне низка.

Объективно необходимо участие государства в пространственном планировании: оно обеспечит четкую направленность законодательной базы, реализацию общегосударственных начинаний и проектов, научно-методическое обеспечение.
Главный массив действий региональные и местные системы жизнедеятельности.

Главные субъекты деятельности по пространственному планированию органы государственного и местного управления, корпоративные сообщества, организации, фирмы и т. д.

Принципиальная триада целеполаганий и действий в рассматриваемой научно-практической сфере такова:
преемственность: использовать все лучшее в творчестве, науке и технологиях;
прагматичность: социально-экономическая эффективность в обозримом будущем, поэтапная реализация в процессе прогнозирования, программирования, проектирования, обеспечение безопасности и устойчивости жизнедеятельности;
технологичность: применение новых систем планирования от прогностики до ГИС-технологий.

Приоритеты дня

Все названные проблемы ярко проявились в первом же испытании реализации национальных проектов. В своем большинстве регионы и города оказались в планировочном и градостроительном плане к этому не подготовлены. Целенаправленной системы действий по выходу из ситуации пока не выбрано. Законодательная база новые Градостроительный и Жилищный кодексы РФ находятся в стадии очень непростой адаптации к реалиям времени.

Намеченный Президентом РФ революционный рывок в преодолении кризиса городов жилищного, инфраструктурного, социального необходимо поддержать восстановлением и модернизацией общегосударственной системы пространственного планирования, градостроительства в самых различных его аспектах.

Приоритеты в действиях по возрождению системы пространственного планирования на государственном уровне представляются следующими.

1. Принципиальное усовершенствование законодательно-нормативной базы территориального планирования и градостроительства: структурирование и уточнение главных положений Градостроительного кодекса РФ в части последовательности работ по территориальному планированию, порядкам их профессиональной и общественной оценки, согласования, контроля за реализацией, функционированию институтов, обеспечивающих выполнение требований кодекса: информирование о соответствующей деятельности компетентных комиссий и кабинетов Государственной Думы ФС РФ, обеспечение общественного и профессионального резонанса.
Оперативные разработки пакета подзаконных нормативных документов федерального уровня инструкции (СНиП) по составу и содержанию документов территориального планирования, Справочника по ценообразованию, порядков создания информационных баз и т. д. Ответственный Минрегион России.

2. Практическая реализация приоритетов создания национальной инфраструктуры пространственных данных в первую очередь для максимального открытия действующих и создаваемых документов территориального планирования и градостроительства. В этих условиях целесообразно создать рабочую комиссию из представителей государственных и профессионально-общественных органов и структур (Минэкономразвития РФ, Минрегион РФ, Мининформсвязи РФ, Минобороны РФ, РААСН, ГИС-Ассоциация и др.) для выработки оперативного решения вопросов открытости.

3. Проведение комплекса мер по территориально-градостроительному обоснованию и обеспечению реализации приоритетных национальных проектов:
оперативный и объективный аудит обеспеченности необходимой документацией в регионах и городах (аналитико-статистический доклад);
определение приоритетов и первоочередных объектов вышеназванных работ;
организация и финансирование этих работ, в том числе бюджетное и внебюджетное;
воссоздание системы централизованного повышения квалификации руководящих работников органов государственного и местного управления по территориальному планированию и градостроительству, сертификация;
разработка и осуществление комплекса мер (правовых, организационных, информационных, просветительских) по созданию и внедрению институтов территориального общественного самоуправления как важнейшего инструмента социального согласия в территориально-градостроительной политике.

4. Принципиальное усиление и улучшение системы разработки документов территориального планирования: научно-проектные организации, подготовка кадров, система заказов и конкурсов, методика и организация работ, экспертиза и оценка качества.

5. Поэтапное восстановление общефедеральной системы территориального планирования
и градостроительства на всех уровнях. На начальном этапе Департамент территориального планирования и градостроительства Минрегиона РФ.
Думается, что в недалеком будущем в России целесообразно создать и Министерство пространственного планирования и градостроительства, которое будет эффективно и долговременно функционировать на благо России.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ГИПРОГОР
Каталог Авторов:
   - Шнайдер И.М.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Регион. и муниц. ГИС
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2007
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №2_2007
Цитирумость документа: 1
17:57:42 10.07 2007   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.034432888031006 sec, Question: 86