Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№3_2007/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Стратегическое рыночное планирование. Web-ориентированные ГИС-технологии как элегантный метод повышения инвестиционной привлекательности городов и регионов

Перед идущей необходимостью сметаются и преграды. То медленно, педантично снимаются с пути ее камешки, то взрывами сдуваются с ее пути стены.
И вчера утопическое стало сегодня реальным.

В. Кандинский «О Великой Утопии» (1920)


Ф.Г. Черноусов (Центр пространственных исследований, Санкт-Петербург)
Д.Л. Николайчук (Центр пространственных исследований, Санкт-Петербург)

Конкуренция за ресурсы (материальные и нематериальные, финансовые и трудовые) заставляет территории искать новые пути повышения ее инвестиционной привлекательности.

Современные теоретики маркетинга места ( http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/282699.html ) выделяют четыре сферы деятельности по созданию факторов привлекательности: развитие социальной среды, улучшение городской среды, экономическое развитие и стратегическое рыночное планирование. Первые три привычно являются показателями уровня развития современного города, однако цели и методы стратегического рыночного планирования требуют более четкого определения. Именно долгосрочное планирование развития становится в настоящее время «точкой роста» для территории, ее конкурентным преимуществом и фактором привлекательности для инвестиций.

Для каждого города или района цель и масштаб стратегического планирования зависят от достигнутого уровня развития. Исследователи выделяют три «поколения» рыночного планирования территорий (см. таблицу).

Процесс стратегического рыночного планирования состоит из пяти этапов: аудита территории, выработки видения и определения целей развития, определения стратегии, составления плана действий, а также реализации и контроля выполнения плана. При этом важно, чтобы реализация каждого этапа проходила открыто и публично, сопровождалась всесторонней информационной поддержкой для того, чтобы существующие и будущие «потребители» территории были вовлечены в процесс планирования и прониклись доверием к инициаторам изменений.

Таблица 1. Поколения стратегического рыночного планирования развития территорий


Наиболее удобным и в то же время элегантным способом информирования «потребителей» о процессе развития территории и ее инвестиционном потенциале в настоящее время являются Web-ориентированные географические информационные системы (WebGIS), сервисы (WebGIS Service) и решения.

WebGIS представляет собой отображаемую с помощью стандартного Интернет-браузера систему, функциональность которой приближена к профессиональным географическим информационным системам (ГИС) при многократно улучшенном удобстве использования. WebGIS позволяет хранить и публиковать полные и актуальные пространственные, текстовые и графические данные. Это значит, что город, использующий геоинформационный портал на базе WebGIS, открыт для инвесторов, риэлтеров, девелоперов, жителей и туристов. Информация о современном состоянии и планах развития доступна для ознакомления в режиме реального времени для всех заинтересованных сторон.

Популярным примером масштабного использования технологии WebGIS является проект Google Earth, хотя профессионалы еще спорят: одни не относят этот удобный ресурс к ГИС, другие считают его эталоном стандарта в этой сфере. Однако задолго до появления Google Earth в США был реализован ряд «имиджевых» проектов, не только представляющих информацию о городе и его территории в Интернет, но и демонстрирующих особенность города, его территориальную самобытность и, в конечном итоге инвестиционную привлекательность (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Геоинформационный портал Сан-Франциско (США)


San Francisco s SFProspector сайт администрации Сан-Франциско ГИС, работающий с 1999 г. с помощью технологии WebGIS ( http://gispubweb.sfgov.org/website/sfprospector/ed.asp?cmd=start2 ), только один пример создания геоинформационных Web-продуктов одного американского города. Web-ресурсы имеют правительственные, общественные и коммерческие организации США.
San Francisco s SFProspector наполненный пространственными данными (14 слоев) геоинформационный портал с типовым дизайном и многокритериальной организацией поиска объектов недвижимости (search building) и характеристик населения (search demographic). При максимальном приближении видно, что в качестве подложки использован монохроматический космический снимок, гибридизированный с векторной картой.
Рис. 2. Геоинформационный портал «Страна озер»


San Francisco s SFProspector действительно задал стандарт представления работы с территорией. Еще до появления знаменитого Google Earth более 200 городов из разных штатов имели похожие ресурсы в Интернет. Объединяла эти ресурсы идея подчеркнуть неповторимые особенности территории, как, например, проект «Страна озер» ( http://gis.co.lake.ca.us/website/economicdev/ed.asp?p=200&bhiw=931&bhih=571 ).
Сеть Интернет-ресурсов, созданных с помощью технологии WebGIS, обширна. Примером тому могут служить также ресурсы штата Иллинойс ( http://imaps.indygov.org/ed/ed.asp ), Washington Prospector ( http://www.washingtonprospector.com/ ) и еще 109 городов и штатов, имеющих открытые геоинформационные порталы.

Однако не следует путать реализацию технологии WebGIS с Интернет-картой поисковой системы. Цель последней сориентировать пользователя в пространстве, найти адрес. Цель создания геоинформационного портала города или области привлечение максимального числа инвесторов к строительству и реконструкции объектов недвижимости, развитию территории, улучшению жизни в городе.

Преимущества использования WebGIS одним из первых в России оценило правительство Санкт-Петербурга. Разработанная по поручению ГУ «Агентство стратегических инвестиций» Комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга «Центром пространственных исследований» ( www.geointellect.spb.ru ) система стала популярным ресурсом как для иностранных инвесторов, так и для местных девелоперских и консалтинговых компаний для предварительной оценки инвестиционной привлекательности (рис. 3), в том числе для западных клиентов. «ГИС Инвестора», доступная по адресу www.investinfo.spb.ru , является примером современного удобного инструмента отображения актуальной информации, необходимой, например, на этапе реализации концепции торгового центра или обоснования функционального назначения территории в целом.
Рис. 3. Официальный сайт, сопровождающий «ГИС Инвестора», содержит новостной контент, данные о Санкт-Петербурге, журнал об инвестициях в развитие Санкт-Петербурга и другие материалы


В соответствии с распоряжением Комитета по инвестициям и стратегическим проектам «ГИС Инвестора» имеет статус официального государственного информационного ресурса в сети Интернет. Изначальная задача системы предоставление базовой информации об инвестиционных возможностях и условиях инвестирования в недвижимость Санкт-Петербурга с целью активизации инвестиционных процессов существенно расширяется, когда речь идет о стратегическом планировании развития Санкт-Петербурга. Базовые для инвестора функции поиск и просмотр информации о проектно-изыскательных работах, о готовящихся и выставленных на торги объектах инвестиций, о результатах торгов подкрепляются новыми «пластами» информации (рис. 4). Возможность отображения функциональных зон, транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов культурного наследия в соответствии с генеральным планом, «слой» стратегических проектов, космические снимки и изображения территории делают «ГИС Инвестора» удобным и простым в использовании инструментом информирования и привлечения к ресурсу новых посетителей из числа жителей города, туристов, представителей бизнеса.

Подводя черту в разговоре о WebGIS и об имиджевых городских геоинформационных порталах, стоит сказать, что эти инструменты, безусловно, привлекут внимание к территории, сформируют ее образ в глазах «потребителей», что повлияет на инвестиционную привлекательность, но только при соблюдении одного условия: государственные органы местной власти должны искренне стремиться к повышению конкурентоспособности территории. Тем более, что этому способствуют современная нормативная правовая база, и положительные примеры реализации подобных проектов в России. И тогда «вчера утопическое станет сегодня реальным».


См. также:
Каталог Организаций:
   - Центр пространственных исследований
Каталог Авторов:
   - Черноусов Ф.Г.
   - Николайчук Д.Л.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / г. Санкт-Петербург
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2007
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №3_2007
Цитирумость документа: 2
01:34:10 10.09 2007   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.026137113571167 sec, Question: 103