Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Пространственные данные/Содержание журналов/№ 3 (2007)/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  














Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Состав и особенности описания базовых пространственных данных железнодорожной сети Российской Федерации

Железнодорожный транспорт географически распределенная инфраструктура объектов, где основополагающий пространственный объект железнодорожный путь, который необходимо принять в качестве базового объекта инфраструктуры пространственных данных для модели железнодорожного транспорта.

Основой серии публикаций послужили материалы отчета о выполнении НИОКР по заказу Минэкономразвития России в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 2010 годы)» «Техническое проектирование, разработка нормативного правового и методического обеспечения для реализации пилотных проектов по созданию Российской инфраструктуры пространственных данных», исполнителем которого является ГИС-Ассоциация. Авторы соответствующего раздела отчета Б.А. Альтшулер, С.В. Духин, Н.В. Сазонов, У.Д. Самратов, Д.С. Манойло. Руководитель работ президент ГИС-Ассоциации С.А. Миллер.

В настоящее время на российских железных дорогах сложилась ситуация, настоятельно требующая приступить к разработке и созданию современной инфраструктуры пространственных данных, ориентированной на решение задач основной деятельности ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

Основными факторами, определяющими актуальность развертывания исследований и разработок в данной области, являются следующие:
строительство в стране скоростных и высокоскоростных магистралей, а также организация тяжеловесного движения на протяженных участках железных дорог, эксплуатация которых предъявляет повышенные, если не сказать жесткие, требования к безопасности движения и, в первую очередь, к геометрическим параметрам пути;
создание международных транспортных коридоров и интеграция российских железных дорог в евро-азиатскую транспортную систему и транспортную систему Европы, что потребует построения и функционирования единого транспортного пространства, включающего в себя, вне всякого сомнения, гармонизацию отечественных технических регламентов в области пространственных данных со странами Европы, СНГ, Балтии и азиатского континента;
совершенствование управления движением и процессами грузоперевозок на железных дорогах (включая транспортировку опасных грузов), развитие мультимодальных сообщений и логистических операций, требующих регулярной, часто в режиме реального времени, информации о местонахождении грузов на перегонах и станционных путях, а также о времени прибытия состава в пункт назначения;
предупреждение техногенных катастроф на железных дорогах и организация взаимодействия с МЧС России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при ликвидации последствий катастроф и аварий на основе согласованных регламентов информационно-коммуникационных и геоинформационных технологий;
необходимость совершенствования существующих локомотивных устройств, использующих приемники спутниковой навигации для обеспечения безопасности движения (КЛУБ, МАЛС, ГАЛС, путеизмерительные вагоны, «Интеллектуальный поезд» и др.);
поддержка системы оптимизации управления земельно-имущественным комплексом ОАО «РЖД» на протяжении «жизненного» цикла существования объектов: от стадии формирования землеотвода для строительства до акта регистрации прав на земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости и введения этих объектов в гражданско-правовой оборот.

Пространственные данные железных дорог и их основные пользователи

Использование пространственных данных имеет место практически во всех основных областях деятельности на железнодорожном транспорте, а именно при:
обеспечении безопасности движения поездов;
управлении перевозками пассажиров и грузов, включая интермодальные перевозки по международным транспортным коридорам;
контроле за состоянием и эксплуатацией железных дорог и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
проектировании, строительстве, реконструкции и ремонте железнодорожных путей и объектов железнодорожной инфраструктуры;
создании специальных реперных систем контроля состояния пути в профиле и плане;
учете недвижимого имущества и управлении им.

Исходя из перечисленных областей применения пространственных данных главными инициаторами их создания и, соответственно, пользователями, на наш взгляд, являются следующие службы и хозяйства ОАО «РЖД»: пути и сооружений; безопасности движения; управления перевозками; локомотивного хозяйства; капитального строительства; электрификации и электроснабжения; управления имуществом. Основные направления применения пространственных данных на железных дорогах приведены на рис. 1.
Рис. 1. Основные направления применения пространственных данных на железных дорогах


Базовые пространственные данные железных дорог в проектах информационного обеспечения управления отраслью

Эксплуатацию и строительство железных дорог Российской Федерации осуществляет ОАО «РЖД» и его структурные подразделения. Основными держателями информации, связанной с эксплуатацией и текущим содержанием железных дорог, являются профильные службы железных дорог и соответствующие департаменты ОАО «РЖД».

Корпоративная информационная система управления железнодорожным транспортом одна из крупнейших в стране отраслевых автоматизированных систем, содержащая в базах данных наиболее полную информацию, отражающую текущее состояние железнодорожного комплекса. Данная система функционирует как комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем управления, распределенных по сетевым уровням в инфраструктуре сети передачи данных ОАО «РЖД», и предназначена для решения задач информационного обеспечения процессов управления отраслью.

Предполагается, что обеспечение потребности указанных проблемно-ориентированных АСУ в пространственных данных по их предметным областям деятельности должно осуществляться на основе доступа к сведениям единой корпоративной инфраструктуры пространственных данных (рис. 2).
Рис. 2. Место инфраструктуры пространственных данных в системе корпоративного управления ОАО «РЖД»


Одной из активно развиваемых в ОАО «РЖД» систем информационного обеспечения, базирующейся на использовании пространственных данных, является Единая корпоративная автоматизированная система управления и мониторинга объектов имущественного комплекса ОАО «РЖД» (ЕК АСУМИК), которую разрабатывает ВНИИАС МПС России.

Система предназначена для повышения эффективности принятия управленческих решений благодаря оперативному доступу к информации о состоянии объектов имущественного комплекса ОАО «РЖД», в том числе с использованием новых технологий ГИС на разных уровнях управления ОАО «РЖД».

Система разработана Отделением геоинформационных технологий на железнодорожном транспорте ВНИИАС МПС России и предназначена для решения таких актуальных задач управления имущественным комплексом, как:
накопление, хранение и использование информации об объектах сетевого уровня (станции, участки, транспортные узлы, месторождения полезных ископаемых, энергосистемы, порты и т. п.) в привязке к условно масштабной схеме субъектов Российской Федерации, стран СНГ и Балтии, а также стран Европы и Азии;
накопление, хранение и использование информации регионального уровня: стыковые и сортировочные станции, границы регионов управления, границы районов диспетчерской централизации стрелок и сигналов (ДЦ), схемы транспортных узлов;
интеграция геоинформационных баз данных дорожного уровня: масштабных схем станций с экспликацией сооружений и технических объектов, масштабных планов полосы отвода, текстовых и графических данных;
ведение геоинформационной базы данных реестра земель и недвижимого имущества;
определение точных границ и площади полосы отвода; границ смежных участков и их владельцев; участков, находящихся в полосе отвода и принадлежащих владельцам, не входящим в структуру ОАО «РЖД»; инвентаризация строений и имущества, находящегося в пределах полосы отвода, т. е. соответствия их фактического наличия балансовым документам.

Пример отображения пространственных данных об объектах имущественного комплекса в ЕК АСУ МИК приведен на рис. 3.
Важным направлением использования инфраструктуры пространственных данных является система электронной паспортизации станций железных дорог. Решение этой задачи осуществляется на основе ГИС-технологий, интегрированных с автоматизированной системой технико-распорядительных актов (АС ТРА).
Рис. 3. Отображение пространственных данных об объектах имущественного комплекса в ЕК АСУ МИК


Задачи системы:
внедрение новых информационных систем с отображением геоданных;
замена старых методик согласования информации между различными службами на единую информационную базу;
своевременное отражение изменений, проведенных какой-либо станционной службой, для всех заинтересованных лиц.

Пример отображения объектов железнодорожной сети в системе электронной паспортизации железнодорожных станций приведен на рис. 4.
Рис. 4. Примеры отображения объектов железнодорожной сети в системе электронной паспортизации железнодорожных станций


База данных паспорта станции поддерживает связь с таблицами, разработанными для различных объектов отображения (пути, стрелки, здания, кабели и т. д.).

Автоматизированная дифференциальная система спутникового позиционирования для целей капитального строительства и ремонта и мониторинга пути на железных дорогах России ВНИИАС МПС России. Использование спутниковых технологий на основе координатно-временной информации, получаемой с помощью глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS, позволяет создать единую систему пространственных данных и на этой основе однозначно и непрерывно позиционировать и описывать все объекты железной дороги: рельсовые пути, инфраструктуру, подвижной состав и окружающую среду, а это принципиально важно для повышения качества и производительности работ, выполняемых хозяйствами ОАО «РЖД.

По заданию Международного союза железных дорог (UIC) и Европейского научно-исследовательского института железных дорог (ERRI) ведутся работы по созданию единого координатного пространства на территории всех стран Европейского союза.

С целью обеспечения внедрения указанных передовых технологий на железных дорогах России ВНИИ АС МПС России осуществляет исследования и разработки по созданию автоматизированной дифференциальной системы спутникового позиционирования
(DGPS), являющейся отраслевым локальным дифференциальным дополнением ГНСС ГЛОНАСС/GPS и включающей следующие основные блоки:
1. Создание отраслевой пространственной инфраструктуры железной дороги, базирующейся на сети стационарных спутниковых (референцных) станций, стандарты которой будут совместимы с российской и европейской системами.
2. Высокоточное позиционирование измеряемых параметров железнодорожного пути с помощью системы DGPS, реализованной на базе сетевого решения. Такая система предусматривает: измерение геометрических характеристик пути, параметров объектов инфраструктуры и окружающей среды, исследования надежности грунтов с использованием измерительных устройств и приборов, монтируемых на измерительных и дефектоскопных вагонах, тележках, а также проводимых операторами ручных измерений.
3. Геоинформационные технологии, обеспечивающие сбор, обработку, хранение, обмен, отображение на карте (плане) и предоставление потребителям пространственно-координированной информации. При отсутствии актуальных топографических карт или планов привязка измеренных параметров железнодорожного пути может осуществляться также к путевым железнодорожным знакам, которые предварительно координируются с сантиметровой точностью с помощью спутниковых приемников, работающих в системе DGPS.

Основой реализации сетевого решения являются стационарные референцные станции (РС), размещаемые вдоль магистрали на расстоянии 40 50 км, как правило, на крышах зданий, принадлежащих железной дороге, к которым подведены каналы волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Для обеспечения необходимой точности позиционирования в соответствии с теорией и практикой спутниковых измерений по обе стороны магистрали на расстоянии 10 30 км от нее также размещаются РС, образующие с основными референцными станциями геометрические треугольники. Все РС посредством ВОЛС соединяются с сетевым центром, размещаемым в Москве. Путеизмерительные вагоны, измерительные тележки и операторы ручных измерений оснащаются приемниками спутникового позиционирования, позволяющими пользователям системы получать в режиме реального времени дифференциальные поправки к измеренным географическим координатам, уже защищенные от несанкционированного доступа. Принципиальная схема построения локальной дифференциальной системы приведена на рис. 5.
Рис. 5. Схема построения локальной системы дифференциальных дополнений ГНСС ГЛОНАСС/GPS


Опыт использования сетевых решений на железных дорогах мира показывает, что при этом может быть достигнута следующая точность определения местоположения объектов на железнодорожном пути: стационарные объекты и мобильные объекты, скорость движения которых не превышает 5 6 км/ч, 1 см в режиме реального времени и 2 3 мм в режиме постобработки; мобильные объекты (локомотивы, путеизмерительные вагоны), скорость движения которых не превышает 100 120 км/час, 1 1,5 м.

Используемые в составе предлагаемой системы геоинформационные технологии мониторинга железнодорожного пути обеспечивают сбор, обработку, хранение измерений, получаемых с помощью DGPS, и привязку к ним необходимой атрибутивной информации. Применение ГИС-технологий позволяет обеспечивать пользователей результатами мониторинга для решения широкого круга задач: от оперативного устранения дефектов и деформации железнодорожных путей и сооружений до взаимодействия с автоматизированными системами управления имуществом, обмена информацией с территориальными органами и пользователями смежных земельных участков, другими автоматизированными системами, а также при решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды.

Проведенные в 2006 г. экспериментальные работы по созданию прототипа дифференциальной системы на опытном полигоне Москва Клин подтвердили эффективность использования метода дифференциальной коррекции спутниковых навигационных данных и возможность формирования инфраструктуры пространственных данных железных дорог с высокой точностью (рис. 6).
Рис. 6. Схема построения локальной системы дифференциальных дополнений ГНСС ГЛОНАСС/GPS


Высокоточные цифровые модели железнодорожного пути (ВЦМП) представляют собой упорядоченную последовательность точек оси пути и рабочих граней рельсов, трехмерные координаты которых определены с субсантиметровой точностью. ВЦМП по существу являются специализированными ГИС железных дорог максимально возможной точности. Их применение в интегрированных информационных системах железнодорожного транспорта способно значительно повысить уровень надежности и автоматизации всего комплекса систем управления железнодорожного транспорта.

При создании информационных систем железнодорожного транспорта естественным образом выделяются уровни создания: ВЦМП и информационные системы служб пути и движения.

Так как создание ВЦМП существующими технологиями не предусмотрено, необходима разработка измерительного комплекса. Основными элементами этого комплекса являются: двухчастотные геодезические приемники ГЛОНАСС/GPS, трехкоординатные гироскопические датчики эйлеровых углов, датчики пути, контроллер для синхронизированной записи и предварительной обработки всех информационных потоков. Комплекс может устанавливаться на любой подвижной объект железнодорожного транспорта как на путеизмерительную тележку, и так и на современный путеизмерительный комплекс ЦНИИ-4.

Таким образом, ВЦМП являются информационной основой для полной автоматизации работ службы пути.

Рекомендации по составу базовых пространственных объектов инфраструктуры пространственных данных железных дорог РФ

Классификаторы объектов. Обязательным условием для формирования в ГИС модели базовых пространственных данных (БПД) железных дорог является наличие классификаторов пространственных данных.

В качестве системы классификации модели данных железнодорожного комплекса целесообразно применять классификаторы объектов на базе системы единой нормативно-справочной информации (ЕНСИ), используемой в корпоративных автоматизированных и геоинформационных системах ОАО «РЖД».

При разработке системы классификации базовых пространственных данных железных дорог необходимо учитывать следующие требования:
использование классификаторов объектов, установленных для БПД, в качестве основы для формирования пространственно отнесенной информации в формируемом классификаторе;
установление соответствия между кодами и наименованиями классов в классификаторе и наименованиями тех же классов объектов в действующих нормативно-правовых документах; в случае различия наименований одних и тех же классов объектов в разных источниках в классификаторе должна присутствовать соответствующая ссылочная информация;
удостоверение наличия форм фиксации в ГИС координатных и адресных описаний объектов, указываемых в классификаторе; все пространственные объекты, фиксируемые в виде адресных и координатных описаний в ГИС, должны присутствовать в классификаторе;
ссылки на коды и наименования классов объектов, указанных в классификаторе, должны обязательно присутствовать в составе атрибутивных характеристик объектов в ГИС.

Базовые пространственные объекты. Базовые пространственные данные пространственные данные, являющиеся частью инфраструктуры пространственных данных и обязательные для использования при создании и изменении всех других видов пространственных данных.

Железнодорожный транспорт географически распределенная инфраструктура объектов, где основополагающий пространственный объект железнодорожный путь, который необходимо принять в качестве базового объекта инфраструктуры пространственных данных для модели железнодорожного транспорта.

В качестве базовых пространственных объектов в состав модели пространственных данных железной дороги необходимо включить следующие виды объектов:
железнодорожный путь;
железнодорожные станции и узлы;
пересечения железнодорожного пути с автомобильными дорогами;
пересечения железнодорожных магистралей с гидрографическими объектами;
объекты зданий и сооружений в пределах полосы отвода железных дорог;
пересечения железнодорожного пути с инженерными коммуникациями.

Рекомендации по содержанию описания базовых пространственных объектов железных дорог РФ

Идентификаторы объектов. Идентификатор пространственного объекта является его уникальной характеристикой, используемой для фиксации связи координатных и адресных описаний объектов, контроля их взаимного соответствия и обеспечения непротиворечивости пространственных данных по их объектному составу.

При формировании идентификаторов пространственных объектов должны учитываться следующие требования:
идентификатор пространственного объекта должен быть уникальным для всей сети железных дорог РФ;
идентификатор может содержать числовое значение, уникальное в пределах каждого подразделения, осуществляющего администрирование информационных ресурсов, например в пределах одной дороги;
в случае, если в вертикальной структуре управления установлена система идентификации, единая по всей сети железных дорог (например, автоматизированная система ЕНСИ, внедряемая ВНИИАС МПС России), то в качестве идентификатора используется идентификатор пространственного объекта из этой системы;
в случае, если данный пространственный объект уже учтен в существующих системах информационных ресурсов как пространственный объект или как его часть (совпадают либо координатные, либо адресные описания, либо те и другие), то обязательна ссылка на идентификатор объекта в этих системах информационных ресурсов.
При разработке системы идентификации необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
ГОСТ Р 50828 95 «Геоинформационное картографирование. Пространственные данные. Цифровые и электронные карты. Общие требования»;
ГОСТ Р 52055 2003 «Геоинформационное картографирование. Пространственные модели местности»;
Ведомственные строительные нормы «Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог» (ВСН 208-89).

Координатные описания базовых пространственных объектов

С точки зрения системного аспекта построения модели пространственных данных железных дорог необходимо обеспечение единства и уникальности для координатного пространства системы. Данное требование обуславливается необходимостью однозначного определения пространственно-координированных объектов на территории функционирования ГИС.

При этом единство координатной подсистемы обеспечивается применением одной системы координат (СК) для пространственной идентификации объектов. Работа с другими СК обеспечивается развитием прикладной функциональности перехода.

Простота СК с точки зрения обеспечения координатного пространства простота используемых алгоритмов в решении пространственных задач и интерфейсных пользовательских приложений, простота интеграции с существующими местными и государственными СК. Этим требованиям отвечают проекции, относящиеся к классу плоских прямоугольных (ортогональных) систем координат.

Точность СК должна отвечать нормативным требованиям к точности для каждой из решаемых в ГИС задач. В аспекте применения плоских прямоугольных СК основным фактором, определяющим снижение точности, является площадь территории региона, где применяется плоская прямоугольная система координат. Решением этой проблемы может стать применение сети увязанных между собой систем плоских прямоугольных координат; в основе топологии системы должны лежать пункты, с высокой точностью привязанные к общеземным системам координат.

Открытость системы координат доступность для общего пользования пространственных данных, представленных в этой системе координат.

Для обеспечения совместимости пространственные данные в геоинформационных системах должны быть представлены в единой государственной системе координат, установленной в Российской Федерации действующим законодательством.

Установленными являются следующие единые государственные системы координат:
система геодезических координат 1995 года (СК 95) для использования при осуществлении геодезических и картографических работ;
геоцентрическая система координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ 90) для использования в целях геодезического обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач.

В случае отсутствия возможности представления в геоинформационных системах пространственных данных непосредственно в единой государственной системе координат допустимы следующие варианты их представления:
в иной системе геодезических координат (предыдущих единых государственных системах геодезических координат СК 42, местных системах координат) с обязательным приложением описания способа перехода от этой системы координат к единой государственной системе координат СК 95;
в картографической проекции, связанной через формулы проекции с СК 95, предыдущими едиными государственными системами координат (СК 42), или местной или иной системой координат, с обязательным приложением соответственно формул проекции, связывающих ее с СК 95 или иной указанной системой координат (с обязательным приложением в последнем случае способа перехода от этой системы координат к единой государственной системе координат СК 95);
в иной прямоугольной системе координат с обязательным приложением описания способа перехода от этой системы координат к единой государственной системе координат СК 95.

Координатные описания объектов базовых пространственных данных модели железных дорог РФ должны соответствовать следующим требованиям:
точность описания пространственного положения должна удовлетворять требованиям решения отраслевых и общехозяйственных прикладных задач;
объекты должны координироваться в трехмерном пространстве;
в случае, когда при создании описаний объектов или частей объектов, в том числе не относящихся к базовым пространственным данным, необходимо изменение (уточнение, модификация) координатных описаний, установленных для объектов или части объектов базовых пространственных данных, создание координатных описаний объектов должно осуществляться с одновременным изменением базовых пространственных данных;
объекты или части объектов, общие для различных объектов, входящих в состав информационных ресурсов по данной территории, должны фиксироваться одинаковыми координатными описаниями.

Координатное описание является первичной формой удостоверения местоположения пространственного объекта по отношению к его адресному описанию.

Связь координатного описания пространственного объекта с адресным описанием и другими характеристиками данного объекта в ГИС осуществляется через идентификатор объекта.

Наряду с фиксацией координатных описаний объектов и обеспечением их совместимости в ГИС должны фиксироваться пространственные отношения объектов.

Фиксация пространственных отношений объектов является важным средством контроля целостности и непротиворечивости пространственных данных и обеспечивает единство метрологических измерений.

Пространственные отношения объектов в ГИС должны фиксироваться в виде:
описаний взаимных связей пространственных объектов, основанных на их взаимном расположении в принятой системе координат;
ссылок в описании одних пространственных объектов на описания других пространственных объектов.

Для точечных объектов описание точечного объекта как точки начала или конца линейного сегмента линейного объекта, как точки, располагающейся внутри полигонального объекта и др.

Для линейного объекта описание линейного объекта как границы полигонального объекта, указание идентификаторов полигональных объектов, разделяемых данным линейным объектом.

Для полигонального объекта описание идентификаторов линейных объектов, составляющих границу полигонального объекта, описание полигональных объектов, вложенных в данный полигональный объект.

Для буферных зон пространственных объектов описание идентификатора пространственного объекта, для которого построена буферная зона.

Для иерархических отношений пространственных объектов идентификатор пространственного объекта более высокого уровня, в который входит данный пространственный объект.

Адресные описания и наименования

Адресное описание является вторичной формой удостоверения местоположения пространственного объекта по отношению к его координатному описанию.

Адресное описание пространственного объекта должно представлять собой минимальный набор атрибутивных характеристик пространственного объекта, позволяющий идентифицировать его как уникальный среди других пространственных объектов. Адресное описание базовых пространственных объектов железнодорожного транспорта должно включать в себя адресацию в системе административно-линейной адресации объектов РЖД. В автоматизированных системах, эксплуатирующихся в системе железнодорожного транспорта, принята адресация объектов по следующему принципу: в адресном описании определяются идентификаторы дороги и отделения дороги, которому принадлежит объект; указывается идентификатор железнодорожного направления, на котором располагается объект, и его положение в системе линейного пикетажа.

Ссылка адресного описания объекта на его координатное описание осуществляется через идентификатор объекта.

Для обеспечения совместимости пространственных данных адресные описания объектов должны соответствовать следующим требованиям:
в пределах одной и той же системы пространственных объектов и класса объектов адресное описание должно быть уникальным;
каждому адресному описанию должно быть поставлено в соответствие его координатное описание, при этом необходимо удостовериться, что идентификаторы, присвоенные координатному описанию и адресному описанию, совпадают;
пространственным объектам, имеющим одинаковые наименования, не могут быть поставлены в соответствие одинаковые координатные и адресные описания и идентификаторы;
в случае отсутствия адресного описания объекта его функция выполняется идентификатором объекта.

Атрибутивные характеристики, присваиваемые пространственным объектам, должны ссылаться на адресные описания объектов.

Связь между базовыми и другими пространственными объектами

Фиксация пространственных отношений объектов является важным средством контроля целостности и непротиворечивости пространственных данных, условием поддержания единого правового координатного и адресного пространства Российской Федерации.

Пространственные отношения объектов должны фиксироваться в виде:
описаний взаимных связей пространственных объектов, основанных на их взаимном расположении в принятой системе координат;
ссылок в описании одних пространственных объектов на описания других пространственных объектов.

Инфраструктура БПД железных дорог должна предусматривать наличие связей с другими БПО:
государственного кадастра недвижимости;
государственного лесного кадастра;
автодорожной сети;
границ Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов;
государственной геодезической сети, местных геодезических сетей;
рельефа (высотные отметки, изолинии, матрицы высот);
гидрографических объектов;
наименованиями географических объектов.

Необходимо отметить следующие пространственные объекты, связь с которыми важна при создании инфраструктуры базовых пространственных данных железных дорог:
объекты транспортной системы страны;
объекты магистральных инженерных сетей (газопроводы, нефтепроводы, линии электропередачи, терминалы).

Организационная схема функционирования инфраструктуры пространственных данных РФ (РИПД) по группе базовых пространственных данных железных дорог РФ

Администраторы базовых пространственных данных железных дорог РФ.
При формировании административной структуры управления пространственными данными целесообразно опираться на инфраструктуру и механизмы управления ОАО «РЖД».
Сбор и первичная обработка информации могут быть возложены на административные подразделения филиалов ОАО «РЖД».

Реализация этой функции может осуществлена дорожными информационно-вычислительными центрами, имеющимися на каждой из 17 железных дорог России.

При этом необходим централизованный оперативный контроль и централизованное управление базовыми пространственными данными железных дорог.

Данная функция, а также ведение и администрирование баз метаданных может быть возложена на ГВЦ ОАО «РЖД» при условии создания в его структуре соответствующего подразделения.

Необходимое научно-методическое обеспечение работ в сфере создания, внедрения и сопровождения корпоративной инфраструктуры пространственных данных ОАО «РЖД» представляется целесообразным возложить на ВНИИАС МПС России, создав на базе Отделения геоинформационных технологий Сетевой центр научно-методической поддержки и технического сопровождения корпоративной инфраструктуры пространственных данных железных дорог.

Административная структура БПД

Базовые пространственные данные железных дорог интегрируются в РИПД.
Регламенты взаимодействия между администратором инфраструктуры пространственных данных в субъекте РФ и администратором БПД железных дорог. Для эффективного взаимодействия и управления инфраструктурой пространственных данных может быть применен следующий подход при интеграции и администрировании пространственных данных железных дорог в аспекте построения РИПД:
сбор, хранение, актуализация информации БПД ЖД осуществляется на базе единого сетевого центра управления базовыми пространственными данными железных дорог;
актуализация данных должна выполняться в рамках отраслевых производственных норм и задач предприятиями подчинения ОАО «РЖД» на базе единого информационного пространства;
взаимодействие и интеграция с общероссийской инфраструктурой базовых пространственных данных должна осуществляться посредством взаимодействия сетевого центра управления базовыми пространственными данными железных дорог с администратором РИПД федерального уровня, по разработанным техническим регламентам согласно требованиям концепции РИПД к БПД и порядку их актуализации; к метаданным и порядку их ведения; регламентам и стандартам обмена пространственными данными;
обмен БПД между организациями, проводящими геодезические, картографические и геоинформационные работы, и организациями, уполномоченными актуализировать БПД и вести базу метаданных;
обмен БПД и метаданными между уполномоченными организациями по актуализации БПД и ведению баз метаданных и всеми заинтересованными в получении этой информации субъектами власти, хозяйствования и гражданами;
обмен БПД между уполномоченными организациями по актуализации БПД и ведению баз метаданных уровней местного самоуправления, субъекта Российской Федерации и федерального центра между собой.

При соблюдении предложений Концепции по изменению режимных требований к производству и использованию пространственных данных железных дорог телекоммуникационной средой обмена должна стать сеть передачи данных ОАО «РЖД», взаимодействие с администратором РИПД федерального уровня должно осуществляться по защищенным каналам связи сети Интранет.

Основными принципами разработки стандартов и регламентов обмена пространственными данными должны быть:
адаптация отраслевых, общероссийских и международных стандартов;
государственное финансирование разработки проектов стандартов;
обязательное профессиональное обсуждение и всесторонняя экспертиза проектов стандартов.
Общая схема формирования корпоративной системы пространственных данных ОАО «РЖД» приведена на рис. 7.
Рис. 7. Схема корпоративной системы пространственных данных на железнодорожном транспорте


Выводы

1. Применительно к железным дорогам в качестве базовых пространственных объектов, с учетом минимизации их количества, могут быть выбраны следующие:
специальные реперные системы контроля состояния железнодорожного пути в профиле и плане;
главные рельсовые пути;
фундаментальные здания и другие сооружения (вокзалы, станции, мосты, тоннели и др.).

2. Технические регламенты описания указанных объектов должны будут относиться к федеральному уровню ведения БПД.

3. Пространственные данные, описывающие пространственные объекты, не относящиеся к базовым, например, опоры линий электропередачи, стрелочные переводы, светофоры, сигнальные указатели и знаки и др., предназначены для использования в технологических процессах и не являются открытыми. Однако и эти пространственные данные должны описываться в соответствии с техническими регламентами и стандартами, принятыми для БПД.

4. Производителями БПД являются предприятия и организации, осуществляющие комплекс проектно-изыскательских и инженерно-геодезических работ в интересах ОАО «РЖД» и объединенные в настоящее время в дочернее общество ОАО «РЖД» ДО «Росжелдорпроект».

5. Держателями фондов базовых пространственных данных могут быть железные дороги филиалы ОАО «РЖД» и подведомственные им организации.

6. Операторами, обеспечивающими свод, хранение, администрирование и обеспечение доступа внешних пользователей к БПД в электронном виде, могут выступить дорожные информационно-вычислительные центры филиалы ГВЦ ОАО «РЖД», имеющиеся на каждой из железных дорог филиалов ОАО «РЖД».

7. Организация эффективного доступа к базовым пространственным данным будет осуществляться путем использования информации, содержащейся в метаданных, пользование которыми предполагается организовать на безвозмездной основе. Метаданные предназначены для поиска, оценки качества, пригодности и возможности обработки пространственных данных. Предполагается, что производство таких метаданных будет являться обязательным для всех производителей базовых пространственных данных и Распоряжение Правительства РФ распространяется и на ОАО «РЖД», находящееся в ведении федеральных органов исполнительной власти и занимающееся созданием и ведением баз пространственных данных. Ведение и администрирование электронных баз метаданных может быть обеспечено ГВЦ ОАО «РЖД» при условии создания в его структуре соответствующего подразделения.
8. Научно-методическое обеспечение работ в сфере создания, внедрения и сопровождения корпоративной инфраструктуры пространственных данных ОАО «РЖД» целесообразно возложить на ВНИИАС МПС России, создав в его структуре сетевой центр научно-методической поддержки, внедрения и сопровождения корпоративной инфраструктуры пространственных данных железных дорог.

9. Мотивацией организаций, входящих в структуру ОАО «РЖД», в части формирования и обеспечения доступа к базовым пространственным данным по объектам железнодорожного транспорта может явиться сокращение непроизводительных затрат на поиск актуальных БПД регионального и федерального уровней, материалов геодезического и картографического обеспечения, данных дистанционного зондирования по территориям, входящим в сферу интересов железнодорожного транспорта.

10. Широкое применение технологий спутникового позиционирования на основе дифференциальных систем обеспечит построение единого и общего для всех хозяйств ОАО «РЖД» координатного пространства (см. с. 66). Именно этим будет заложена основа единого информационного пространства на железнодорожном транспорте страны, что согласуется с Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система».


См. также:
Каталог Организаций:
   - ГИС-Ассоциация
Каталог Авторов:
   - Манойло Д.С.
   - Духин С.В.
   - Миллер С.А.
   - Сазонов Н.В.
   - Альтшулер Б.Ш.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Картография, ГИС
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Регион. и муниц. ГИС
Тематич. разделы / Инфраструктура ПД
Публикации / Наши издания / Пространственные данные / Содержание журналов / № 3 (2007)
Аналитика и обзоры / Аналитика и обзоры ГИС-Ассоциации
Аналитика и обзоры / Аналитика и обзоры российского рынка геоинформатики
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Пространственные данные №3 (2007)
Цитирумость документа: 5
17:51:35 17.10 2007   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.020714998245239 sec, Question: 131