Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2008/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Градостроительный кодекс РФ

Вопросы реализации положений в области территориально планирования

Т.В. Варгина (ОАО «НИИП Градостроительства», Санкт-Петербург)
В.М. Мякиненков (ОАО «НИИП Градостроительства», Санкт-Петербург)

Т.В. Варгина
В.М. Мякиненков
В настоящее время отсутствуют подзаконные акты, инструкции, методические указания, разъясняющие те или иные положения Градостроительного кодекса РФ, хотя этот документ действует уже около четырех лет и в соответствии с ним в части субъектов РФ разработаны и утверждены региональные правовые документы. Изучение опубликованных документов территориального планирования, созданных в период действия «нового» градостроительного законодательства, показало, что проектировщики в значительной мере «игнорируют» его основные требования (по крайней мере, при выполнении схем территориального планирования субъектов РФ) и продолжают разрабатывать документы в соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации на основе Градостроительного кодекса РФ 1998 г. Между тем названная Инструкция является действующим нормативно-правовым актом только в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, т. е. может применяться по вопросам, не урегулированным действующим законодательством. Состав, структура и содержание документов территориального планирования изложены в новом Градостроительном кодексе РФ (2004), следовательно, к ним Инструкция применяться не должна.

Надо отметить, что Градостроительный кодекс РФ (2004) фактически разделил ранее единые документы градостроительного развития административных образований на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных районов, генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений и на собственно градостроительную документацию (документацию по планировке территории). Поэтому упомянутая Инструкция может в относительно полной мере применяться лишь для разработки документации по планировке территории.

Можно отметить следующие характерные черты Градостроительного кодекса РФ в области территориального планирования:
обязательность разработки документов территориального планирования для Российской Федерации, субъектов Федерации и всех видов муниципальных образований;
тесная увязка с положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ, с введением которых отдельные положения Градостроительного кодекса корректируются. При этом вопросы использования и охраны земель лесного и водного фондов исключены из содержания документов территориального планирования соответствующих уровней и регулируются исключительно положениями соответствующих кодексов;
единый алгоритм и порядок разработки документов территориального планирования для разных видов административных и муниципальных образований;
увязка содержания выводных схем только с полномочиями органов государственной и муниципальной власти соответствующих уровней, что повышает их ответственность за реализацию утверждаемых градостроительных решений, однако затрудняет достижение комплексности последних;
четкий перечень обязательных проектных карт (схем) в сочетании с возможностью его дополнения в соответствии с особенностями территории и имеющейся потребностью в разработке схем, необходимых для выполнения полномочий по управлению развитием территории органами государственного управления и местного самоуправления;
обязательность обоснования схем и относительная свобода в выборе методики проведения обоснования;
вариантный подход к выбору принимаемых в документах территориального планирования планировочных решений;
открытость подготовки документов территориального планирования, обязательность публикации основных положений документов на официальных сайтах органов исполнительной власти в сети Интернет или в официальных средствах массовой информации.

Цель территориального планирования достижение устойчивого сбалансированного развития территории, которое обеспечило бы создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения и повышения уровня и качества его жизни. Цель комплекса работ по территориальному планированию создание правовых инструментов для управления развитием территории органами государственной власти субъектов Федерации и Российской Федерации, органами власти муниципальных образований (городских и сельских поселений, городских округов, муниципальных районов).

Однако реализация продекларированной в Градостроительном кодексе РФ цели для конкретной территории может быть достигнута лишь при одновременном выполнении всего комплекса (пакета) документов территориального планирования, касающихся этой территории (генерального плана городского или сельского поселения, схем территориального планирования: муниципального района или генерального плана городского округа, территории субъекта Федерации и Российской Федерации). В соответствии с определенными законом полномочиями для каждого уровня управления определяются основные задачи территориального планирования, которые фиксируются в перечне обязательных карт (схем) и их обосновании.

По Градостроительному кодексу РФ территориальное планирование это планирование развития территории, в том числе определение зон размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территории, установление функциональных зон (на уровне генерального плана).

Документы территориального планирования фиксируют современное распределение территории по целевому назначению (категориям земель), основные виды использования земель, размещение земельных участков, находящихся в собственности органов власти соответствующего уровня, земельных участков, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд с целью размещения объектов капитального строительства (проектируемых или планируемых).

Территориальное планирование устанавливает ограничения в области управления и оборота земель и недвижимого имущества. При этом изменение границ земель разного целевого назначения строго регламентировано соответствующим законом и увязано с полномочиями уровней власти.

В составе работ по территориальному планированию на уровне Российской Федерации при соответствующем обосновании могут изменяться (планироваться) границы земель обороны и безопасности, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий федерального уровня; на уровне муниципальных образований (поселений) границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и др.; на уровне субъекта Федерации границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в их составе.

Территориальное планирование субъекта Федерации проводится, прежде всего, в интересах размещения объектов капитального строительства регионального значения, а также развития и размещения особо охраняемых территорий регионального значения, выявления ограничений на использование территории (установление зон возможного проявления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и зон с особыми условиями использования территории).

Таким образом, территориальное планирование это, главным образом, определение границ зон под размещение объектов недвижимости, необходимых для нужд соответствующего уровня власти, правовое регулирование оборота и использования земель, а также планируемое изменение границ муниципальных образований.
При этом вопросы, связанные с мероприятиями по экологическому оздоровлению, инженерной подготовке территорий, защите от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне, в составе документов территориального планирования не предусматриваются. По перечисленным вопросам должны разрабатываться специализированные документы (паспорта безопасности субъектов Федерации и муниципальных образований, территориальные комплексные схемы охраны природы и комплексные схемы охраны окружающей среды и др.), на основании которых соответствующие мероприятия должны готовиться и учитываться в составе других видов градостроительной деятельности. Таким образом, только проект планировки является комплексной градостроительной документацией, рассматривающей все вопросы организации и развития конкретной территории.

Содержание документов территориального планирования субъекта Российской Федерации увязано с основными полномочиями органов государственной власти этого уровня прежде всего в области безопасности населения, создания благоприятных условий его жизнедеятельности и обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории. Можно проиллюстрировать эту взаимосвязь в разрезе основных мероприятий.

Изменение границ муниципальных образований. По сути, граница муниципального образования связана с планировочной организацией его территории. Градостроители получили уникальную возможность исправить ошибки, допущенные при спешной реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате чего появились тысячи экономически не обоснованных, заведомо дотационных муниципальных образований. Упомянутым законом принят лишь один (временной) критерий для обоснования «нарезки» и определения границ муниципальных образований. Между тем, специалисты выделяют более десяти критериев, которые следовало бы учитывать при определении границ муниципальных образований.

Изменение границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе. С помощью этих правовых процедур у органов власти субъектов Федерации появилась возможность повысить продовольственную безопасность региона. В настоящее время тысячи гектаров ценнейших земель, особенно вблизи крупных городов, выводятся из сельскохозяйственного оборота и безвозвратно теряются как производственный ресурс. Необходимо проанализировать среднюю обеспеченность жителя региона землями сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственными угодьями в их составе, при необходимости обосновать и найти резервы возможного их увеличения. Необходимо доказать невозможность или нерациональность использования земель сельскохозяйственного назначения по основному целевому назначению и предложить их перевод в земли иных категорий.

Размещение новых особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения. Для решения этой задачи необходимо проанализировать экологическое состояние территории, оценить уровень сформированности регионального экологического каркаса и необходимость укрепления компенсаторных функций ООПТ с учетом всех территорий с природоохранными функциями. При этом региональный экологический каркас могут составлять ООПТ регионального, федерального или местного значения, а также другие территории с природоохранным режимом: водоохранные зоны, защитные полосы, зеленые зоны городов и др.

Оценка комплексного развития территории. Вопросы оценки комплексного развития территории тесно связаны с анализом размещения инфраструктурных объектов в области энергетики, связи, информатики, линейных объектов естественных монополий, транспорта, а также объектов социальной инфраструктуры.

Действительно, перечисленные объекты являются основой хозяйственной деятельности и устойчивого развития экономики региона. Необходимо оценить уровень сформированности основных инфраструктурных каркасов региона и обосновать зоны размещения новых объектов.

Оценка уровня развития социальной инфраструктуры регионального значения и обоснование потребности в строительстве новых объектов относятся к полномочиям органов государственной власти по социально-экономическому развитию территории региона и достижению определенного уровня жизни и деятельности населения, в том числе доступности социальных объектов высшей ступени (эпизодического и периодического спроса). Например, в области медицины такими объектами являются учреждения (центры) по оказанию специализированной и высокотехнологичной помощи, в области культуры театры, выставочные залы, центры национальных культур и др., в области образования высшие учебные заведения, в области социальной помощи специальные учреждения: хосписы, дома престарелых, дома ребенка, детские дома.

Повышение уровня безопасности от возможных проявлений ЧС природного и техногенного характера. Эта задача реализуется за счет обязательности выполнения схемы, на которой должны быть отражены зоны возможного проявления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а также определения перечня факторов риска возможного проявления ЧС.
Размещение объектов капитального строительства отражается на картах (схемах), которые обязательны для исполнения и должны быть обоснованы в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации.

В состав документов обоснования могут включаться дополнительные схемы, необходимые для устойчивого развития территории и ее перспективного планирования. На уровне субъекта Российской Федерации важными для принятия решений по территориальному планированию являются схемы: перспективного расселения, планировочно-пространственной организации, перспективного функционального зонирования с выделением зон активизации хозяйственной деятельности и «полюсов роста» на основе планировочных центров, центров систем расселения и населенных пунктов, обладающих необходимыми ресурсами и высоким градостроительным потенциалом.

Градостроительным кодексом РФ определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в части подготовки, утверждения и реализации документов территориального планирования региона. В плане реализации устанавливаются сроки для разработки документации по планировке территории и проектной документации для размещения объектов капитального строительства регионального значения, сроки их строительства, а также дается финансово-экономическое обоснование реализации схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации приняты законы (уставы) о градостроительной деятельности. Важнейшей составной частью градостроительной деятельности являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, от реализации которых зависят другие виды градостроительной и хозяйственной деятельности, а также достижение стратегических целей социально-экономического развития и осуществление практических задач деятельности органов государственной власти регионов.


См. также:
Каталог Организаций:
   - НИИП Градостроительства
Каталог Авторов:
   - Мякиненков В.М.
   - Варгина Т.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Природопользование / Экология
Тематич. разделы / Инженерные коммуникации
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Тематич. разделы / Оборона, правопорядок,ЧС
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Страны и регионы / Россия
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО
Тематич. разделы / Природопользование / Водопользование
Тематич. разделы / Природопользование / Сельское хозяйство
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2008
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 61


Источник: УПР №1_2008
Цитирумость документа: 2
00:39:32 28.04 2008   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.075575113296509 sec, Question: 130