Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2008/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Проект схемы территориального планирования

Концепция территориальной организации на примере Шекснинского района Вологодской области


А.В. Косарев (НПИ «ЭНКО, Санкт-Петербург)
А.В. Карагина (НПИ «ЭНКО, Санкт-Петербург)

А.В. Косарев
А.В. Карагина
Концепция (от лат. conceptio понимание, система) рассматривается как определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения. Этот термин употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной деятельности, к которой, безусловно, относятся и научно-проектные изыскания в современной практике пространственного планирования в России.

В НПИ «ЭНКО» при разработке схем территориального планирования как субъектов РФ, так и отдельных муниципальных районов уделяется особое внимание созданию соответствующих концепций их территориального развития. Эта работа выступает в качестве одного из последовательных этапов проектирования.

Рассмотрим на примере Шекснинского района Вологодской области (рис. 1) опыт разработки концепции, выработки научно обоснованного варианта территориального развития.

Основой перспективной планировочной организации территории Шекснинского района являются крупные планировочные элементы: транспортные коридоры с зонами их влияния, урбанизированный административный центр района поселок городского типа Шексна, вновь создаваемые крупные индустриальные, селитебные и рекреационные зоны, природоохранные территории (см. рис. 1).
Рис. 1. Существенным фактором развития Шекснинского района является его срединное положение между Вологдой и Череповцом крупнейшими центрами области


Планировочный каркас проектируемого района сформирован мощным широтным транспортным коридором (железнодорожная магистраль Санкт-Петербург Вологда Киров Свердловск, автодорога федерального значения А-114 «Новая Ладога Вологда») и меридиональным коридором (Волго-Балтийский водный путь, проходящий через Шекснинское водохранилище и по р. Шексне).
Таблица 1. Варианты расселения семей работников индустриального парка «Шексна», тыс. человек


Зоны влияния транспортных коридоров наиболее привлекательны для инвесторов. Существенным фактором развития Шекснинского района является его срединное положение между Вологдой и Череповцом крупнейшими центрами области. Администрацией Вологодской области принято решение о создании индустриального парка «Шексна», который, при благоприятном стечении обстоятельств, имеет шансы для превращения в особую экономическую зону (рис. 2). В Схеме территориального планирования (далее Схема) создание индустриального парка, строительство которого уже начато, рассматривается в качестве основного фактора развития района. Реализация крупного инвестиционного проекта индустриального парка «Шексна» окажет определяющее влияние как на развитие и диверсификацию промышленного комплекса всей Вологодской области, так и на планировочную структуру и социально-экономические параметры отдельно взятого Шекснинского района. Это влияние является предметом рассмотрения концепции территориальной организации.
Рис. 2. Планировочный каркас проектируемого района сформирован мощными широтным и меридиональным транспортными коридорами



Транспортные коридоры, с одной стороны, обеспечивают благоприятное экономико-географическое положение, с другой нарушают внутреннюю целостность территории района. Поэтому особую важность приобретает задача создания надежной внутренней системы дорог, обеспечивающих кольцевую транспортную связь всех частей района между собой, с центром района поселком городского типа Шексна и индустриальным парком «Шексна».

В связи с реализацией проекта создания индустриального парка возрастет роль Волго-Балтийского водного пути в системе транспортных коммуникаций и экономических связей района. Вблизи поселка Нифантово предусматривается размещение новых портовых мощностей. Развитие автодорожной сети в северо-восточном направлении с выходом в дальнейшем на трассу Р-5 «Вологда Медвежьегорск» наряду с усилением транспортных связей в юго-западном направлении (с южной частью Череповецкого района) позволит уменьшить транспортную нагрузку на федеральную трассу «Вологда Череповец» и откроет новые направления экономического освоения территории района.

Другая задача Схемы организация разумного баланса в части планировочных, коммуникационных, социальных, промышленных, экологических и иных предложений, обеспечивающих развитие района в целом. В результате повышения уровня инженерного благоустройства в районе возможно выделение дополнительных перспективных инвестиционных площадок, выполняющих функции подцентров экономического развития территории (как промышленного значения, так и рекреационного).

В связи с созданием индустриального парка насущной задачей является определение перспективных площадок размещения жилищного строительства, строительства различных инфраструктурных объектов, социальной сферы.

Размещение и размеры новых селитебных территорий во многом предопределяются расположением парка «Шексна», а также конфигурацией и структурой территорий, имеющих природоохранное значение. Река Шексна и Шекснинское водохранилище входят в природно-экологический каркас Вологодской области в качестве системообразующих элементов, кроме того, в районе имеется несколько особо охраняемых природных территорий местного значения. В ходе комплексной оценки, предшествующей разработке концепции, определяются и учитываются прочие параметры, ограничивающие или благоприятствующие перспективному использованию территории.

В предварительной работе по расселению трудящихся парка «Шексна», выполненной институтом «Вологдагражданпроект», были определены площадки расселения «Шексна», «Пача» и «Нифантово». Такой выбор принят за основу с возможностью проведения корректировок. Так, из рассматриваемого перечня исключено Нифантово, находящееся в непосредственной близости от индустриального парка, птицефабрики и порта. Одновременно предложена площадка «Ершово» в северо-западной части района.

Площадка «Шексна» включает районный центр поселок городского типа Шексна и прилегающую территорию (21,5 тыс. жителей), имеет наиболее развитую инженерную и социальную инфраструктуру. Застройка Шексны может быть частично уплотнена, но в случае размещения здесь более 5 тыс. работников индустриального парка и членов их семей территорий для жилищного строительства окажется недостаточно и потребуется существенное расширение поселения в северном или восточном направлении. Возникнет необходимость в открытии новых учреждений социальной инфраструктуры, поскольку свободные места в существующих будут исчерпаны.

При выборе варианта максимального расселения в Шексне возникает необходимость ежедневной доставки работников в индустриальный парк через р. Шексну по федеральной трассе А-114. Если принять, что численность первой смены работников оставляет 60% от общей численности занятых, то при размещении в Шексне 25-тысячного контингента новоселов возникают дополнительные пиковые нагрузки на транспорт в количестве 5 тыс. пассажиров единовременно. Потребуется ускорить реконструкцию существующего моста и автотрассы А-114 с доведением ее до первой категории с шириной полотна 14 м. При этом в перспективе проблема может возникнуть вновь, так как интенсивность движения по трассе будет увеличиваться в связи с формированием агломерации Вологда Череповец и прогнозируемым увеличением транзитных межрегиональных потоков. Поэтому концентрация на площадке «Шексна» большей части населения, связанного с индустриальным парком, признана нецелесообразной. Кроме того, Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной инфраструктуры РФ до 2020 г.» предполагает прокладку третьего главного пути на всем протяжении участка Вологда Череповец, т. е. в зоне формирования агломерации. Это мероприятие во многом позволит улучшить транспортную ситуацию как в масштабе международного коридора «Транссиб», так и на локальном уровне. Станет возможной интенсификация грузопотока и усиление пропускной способности пригородного железнодорожного транспорта, на который делается основная ставка в обеспечении трудовых передвижений.

В соответствии с концепцией территориальной организации для развития площадки «Шексна» с учетом резервных территорий максимально может быть отведено около 1 тыс. га.

Площадка «Пача» отведена для жилищного строительства в Железнодорожном сельском поселении и расположена к западу от индустриального парка на правом берегу р. Шексны в сравнительно благоприятных природных условиях (рис. 3). Территории находятся ниже плотины Шекснинской ГЭС, но вне зоны возможного подтопления.
На 1 января 2007 г. численность населения Железнодорожного сельского поселения составляла 861 человек.
Рис. 3. Площадка «Пача» отведена для жилищного строительства в Железнодорожном сельском поселении и расположена к западу от индустриального парка на правом берегу р. Шексны в сравнительно благоприятных природных условиях


Деревня Пача расположена вблизи индустриального парка, но за пределами его санитарно-защитной зоны. Роза ветров максимально благоприятна для размещения селитебной зоны. Предполагается преимущественно двухэтажная застройка, может быть создан общественно-деловой центр. В перспективе рядом с поселком пройдет трасса-дублер автомобильной трассы А-114. Наличие автодороги Пача Нифантово позволит снять нагрузку ежедневных трудовых пассажиропотоков в индустриальный парк с федеральной автотрассы.

Для площадки «Пача» должны быть заново созданы инженерные сети и социальная инфраструктура. Водозабор селитебной зоны оказывается ниже канализационных выпусков поселка городского типа Шексна и индустриального парка. При недостаточной мощности водоносных горизонтов подземных вод для питьевого водоснабжения проектируемой селитебной площадки могут потребоваться более эффективные системы очистки вод поверхностного источника р. Шексны. Вблизи площадки «Пача» на прилегающей к реке территории может быть создана рекреационная зона.

В соответствии с концепцией территориальной организации для развития площадки «Пача» с учетом резервных территорий максимально может быть отведено около 1,1 тыс. га.

Площадка «Ершово» расположена на правом берегу р. Шексны в одноименном площадке сельском поселении в непосредственной близости к его центру. Современная численность Ершовского сельского поселения менее 600 человек.

Расположенная рядом деревня Ирма, где находится «зеленая стоянка» туристических судов (до 800 круизных судов за сезон), старинное поселение, один из трех историко-культурных и туристических центров района. На противоположном берегу, в окрестностях деревень Сизьма и Соловарка, формируется Сиземский туристический и культурно-просветительский центр, возможно создание комплексного историко-культурного и природного парка или музея-заповедника «Сизьма».

Размещение селитебной зоны в Ершово приблизит его жителей к культурным центрам Шекснинского района, послужит толчком к дальнейшему развитию этих центров и рекреационному освоению территорий наименее развитых северных поселений района (рис. 4). Коренное население этих удаленных территорий получит доступ к создаваемой инфраструктуре сферы услуг и социально значимым объектам, а также к новым местам приложения труда.
Рис. 4. Размещение селитебной зоны в Ершово приблизит его жителей к культурным центрам Шекснинского района, послужит толчком к дальнейшему развитию этих центров и рекреационному освоению территорий наименее развитых северных поселений района


Образуется значительное количество рабочих мест в сфере обслуживания местного населения и растущего потока туристов. Помимо этого предполагаются интенсификация сельского хозяйства пригородного типа и переработка сельскохозяйственной продукции.

Экологическая обстановка в районе деревни Ершово благоприятна для проживания и рекреации. Жилищное строительство на этой территории предполагается преимущественно в виде усадебно-коттеджной застройки, что позволит сохранить привлекательность ландшафтной среды.

Для площадки «Ершово» должны быть заново созданы инженерные сети и социальная инфраструктура. Актуализируется вопрос формирования транспортной связи через р. Шексну посредством парома или мостового перехода севернее д. Ирма. Эта переправа необходима и в целях развития рекреационно-туристической деятельности. В отдаленном будущем строительство моста может быть вписано в более широкий контекст потребностей развития транспортной системы Вологодско-Череповецкой агломерации. Основой транспортной инфраструктуры площадки «Ершово» станет автодорога Иванково Ершово, а в перспективе, с вводом участка Демидово Толстово, появится второй удобный въезд со стороны общественно-деловой зоны, формируемой вблизи современной д. Демидово. Предполагается встроить новую переправу в районе д. Ирма в альтернативный транспортный коридор по маршруту Яганово (Череповецкий район) Ирма Сизьма Вологда.

В соответствии с концепцией территориальной организации для развития площадки «Ершово» с учетом резервных территорий максимально может быть отведено около 800 га.

По результатам обсуждения представленной в администрацию Шекснинского района концепции территориальной организации было принято решение о выборе приоритетного варианта размещения селитебных зон. Предусматривается использование для расселения семей работников индустриального парка «Шексна» всех трех основных площадок: поселения городского типа Шексна, сельских поселений Железнодорожное и Ершовское (т. е. осуществляется 4-й из предложенных вариантов). Решено начать жилищное строительство с площадки «Шексна», как наиболее обеспеченной инженерной и транспортной инфраструктурой. Этот вариант признан наиболее приемлемым со всех точек зрения, несмотря на свою амбициозность.

Помимо отведенных основных узлов формирующегося каркаса расселения новых селитебных площадок в соответствии с рекомендациями администрации района в проекте зарезервированы территории для дальнейшего развития сложившихся в настоящее время центров сельских поселений, а также предусмотрена значительная реконструкция и жилищное строительство в поселениях: Нифантовское, Чаромское, Чуровское, Никольское и Домшинское.

Развитие сложившейся планировочной структуры и градостроительного каркаса Шекснинского района, ведущее к увеличению антропогенной нагрузки на окружающую среду, должно сопровождаться мероприятиями по озеленению санитарно-защитных зон промышленных объектов, формированием зеленых зон урбанизированных территорий в соответствии с нормативной потребностью, резервированием новых природоохранных и рекреационных территорий. Основной осью концентрации последних должна выступать экологическая ось вдоль р. Шексны и Шекснинского водохранилища.

В целях сохранения выявленного историко-культурного наследия Шекснинского района и использования его в туристско-рекреационных целях предлагается создание историко-культурного природного парка этнографической направленности в Сиземском сельском поселении и природно-рекреационных территорий в долине р. Углы (природный парк «Угла») на территории Никольского, Любомировского и Угольского сельских поселений. Развитие туристической инфраструктуры предусматривается на основе создания соответствующих центров деревень Сизьма, Ирма, а в перспективе Братково, Камешник.

Таким образом, концепция территориальной организации Шекснинского района Вологодской области позиционирует его в качестве точки роста государственного масштаба.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ЭНКО НПИ, ООО
Каталог Авторов:
   - Карагина А.В.
   - Косарев А.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Природопользование
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / Вологодская область
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО
Тематич. разделы / Природопользование / Сельское хозяйство
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2008
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №1_2008
Цитирумость документа: 2
03:53:36 28.04 2008   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.013970136642456 sec, Question: 112