Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2008/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Градостроительная документация

Кому, зачем и какая необходима документация


А.Н. Береговских (ИТП «Град», Омск)

В отсутствие официального толкования термина «градостроительная документация» мы предлагаем следующее очень простое его понимание это система документов, необходимых для принятия управленческих решений в области градостроительного развития территорий муниципальных образований и обеспечивающих реализацию соответствующих полномочий органов местного самоуправления.

Если речь идет о принятии решений на муниципальном уровне, значит, в первую очередь градостроительная документация необходима руководителям и специалистам органов, уполномоченных на принятие этих решений от имени местного самоуправления. Затем документация будет востребована органами, осуществляющими ее согласование по вопросам, определенным федеральным законодательством. После утверждения документы становятся необходимыми всем участникам градостроительного процесса «от мала до велика». Это и представители многочисленных подразделений администрации, коммунальных и инженерных сетевых служб, девелоперы, инвесторы и застройщики, собственники недвижимости и даже не обремененные служебной ответственностью жители городов и иных поселений.

Правильно ли мы поставили главные вопросы, ответы на которые являются смыслом статьи? Кому предназначена градостроительная документация, достаточно подробно изложено в Градостроительном кодексе РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Зачем? Зачастую при разработке градостроительной документации в муниципальных образованиях различных регионов у исполнителей складывается впечатление, что муниципалитет, «размещая заказ», преследует главную (и чуть ли не единственную) цель исполнить федеральное законодательство, особенно Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ, которым пугают муниципалов представители государственной власти. Суть в том, что после 1 января 2010 г. без утверждения установленных законом документов территориального планирования, документации по планировке и правил землепользования и застройки нельзя осуществлять никакую градостроительную деятельность: ни строительство, ни реконструкцию, ни перепрофилирование объектов (это законодательное ограничение строже, чем во Франции, где при отсутствии муниципальных градостроительных планов решения принимаются на более высоком уровне). Нельзя только потому, что будет запрещено, а по сути-то можно, как строили много лет, как всегда и как сейчас. Так думает, к сожалению, большинство избранных всенародно руководителей местного самоуправления. Почему сложилось такое устойчивое мнение у не самых глупых людей? Мы, проектировщики, часто ссылаемся на то, что у российских градоначальников нет соответствующего образования. Это обстоятельство, конечно, имеет место быть и может быть отнесено к одному из правильных ответов. В Германии, например, прежде чем избранный глава приступит к исполнению властных полномочий, он должен пройти специальный курс градостроительной подготовки (что-то сродни курсу молодого бойца). В советский период, кстати, «большие» партийные руководители должны были учиться в высших партийных школах (ВПШ), где преподавались не только научный коммунизм, но и политическая экономия и многие другие полезные для руководителей дисциплины. Но, все же, это не единственный правильный ответ. На наш взгляд, правильный ответ заключается еще и в том, что уважаемые руководители не осознают нужности градостроительных документов, не чувствуют их пользу. Главы муниципальных образований воспринимают градостроительные документы не как средство управления, не как инструмент, без которого действительно ничего хорошего не построишь или, как минимум, наделаешь массу ошибок, а как обузу, навязанную свыше, которая лишь отвлекает от «правильных» дел.
Рис. 1. Генеральный план


Может быть, причина кроется не только в недостатке образования муниципальных служащих, а и в качестве градостроительной документации, убедительности ее решений, форме ее представления, степени удобства ее использования. Ответственность за устранение названных причин лежит на нас, проектировщиках, и мы должны научиться разрабатывать такую документацию, смысл которой будет не в «обязательности», а в необходимости.

В дополнение к уже привычным слуху генеральным планам и проектам планировки добавились неведомые ранее правила землепользования и застройки. «Что же это такое? Кто-то «с улицы» придет и распишет все наши действия, а мы-то тогда зачем», возникают вопросы у муниципальных руководителей, в том числе главных архитекторов городов и других поселений. Неужели после принятия этих правил нельзя будет оставаться хозяином своего слова (по принципу: слово дал слово взял)? А если правила будут неправильными и только запутают всех участников градостроительной деятельности? А будет ли от этого хоть какая-то польза?

И еще одна забота свалилась на муниципалитеты вместе с Градостроительным кодексом РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, или просто ИСОГД, как их теперь называют. Что-то подобное уже было ГГК (государственный градостроительный кадастр). Почти никто его не создавал и совершенно точно никто от этого не умер. Вероятно, что и от ИСОГД при всей популярности «электронной России» польза не очевидна. Впрочем, причем здесь «электронная Россия», когда ИСОГД это просто набор бумажных книг со сведениями о документах, подготовка которых обязательна в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Но кодексом не предусмотрена обязательность создания автоматизированных ИСОГД. ИСОГД, конечно, может быть автоматизированной (такое разрешение прописано в постановлении Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»), но зачем? Зачем автоматизировать то, не зная что и как? И, самое главное, какая от этого польза?

К первым вопросам постепенно добавляются следующие. Какой должна быть документация, чтобы она была необходима руководителям муниципальных районов, городов и поселений каждый день, чтобы специалисты органов архитектуры и градостроительства находили в ней правильные ответы на свои каждодневные простые и сложные вопросы? Какую роль в достижении сформулированной цели должны занять ИСОГД? Что должны представлять собой схемы территориального планирования муниципального района, генеральные планы городов и других поселений, проекты планировки и межевания, правила землепользования и застройки, планы реализации муниципальной градостроительной политики, программы инвестиционного освоения территорий, чтобы все участники градостроительных процессов не могли обойтись без этих документов при принятии решений, связанных с развитием территорий городов или отдельных земельных участков?
Рис. 2. Проект планировки территории


Простые ответы на простые вопросы

Начнем с простых ответов на простые вопросы.

Документы территориального планирования устанавливают функциональное назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Кроме того, документы содержат перечень мероприятий территориального планирования и последовательность их реализации. Из определения ясно, что схемы территориального планирования и генеральные планы городов и поселений это стратегические документы и сами по себе не могут дать конкретных решений по использованию территорий. Они необходимы руководителям муниципальных образований для разработки и принятия планов реализации документов территориального планирования, а также для подготовки документации по планировке территорий. Представителям бизнеса и населения документы территориального планирования нужны для формирования планов на будущее, прогнозирования развития бизнеса, выбора места проживания, отдыха, приложения труда.

Самое важное, что необходимо понять о документах территориального планирования, это то, что именно они определяют пути развития транспортной и инженерной инфраструктур, ориентировочное местоположение и основные характеристики объектов местного значения (театры, больницы, школы, детские сады и т. д.), территории для развития разных видов жилья, производственных зон различной отраслевой направленности, рекреационных и других функциональных зон. Без документов территориального планирования невозможно принять правильное градостроительное решение по отношению к отдельно взятой территории. Последствиями необоснованного выборочного строительства и так называемого «латания дыр» являются недостаточность мест в школьных и дошкольных учреждениях, пробки на дорогах, несбалансированное расположение жилых зон и мест приложения труда, неэффективные системы энергообеспечения или просто низкое качество среды жизни и деятельности людей.
Рис. 3. Трехмерная модель генерального плана


Какой должна быть документация стратегического планирования территорий? Доступной и понятной. Масштаб большого значения не имеет. Главное, чтобы была возможность быстро получать выборочные, обобщенные или аналитические данные по поводу возможного развития тех или иных территорий.

Документация по планировке территорий разрабатывается в целях выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, или участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Проектами планировки территории устанавливаются «красные линии», границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также параметры развития элементов планировочной структуры.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Проектами межевания застроенных территорий устанавливаются границы застроенных и незастроенных земельных участков. Проектами межевания подлежащих застройке территорий устанавливаются границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. В составе проекта межевания может быть подготовлен градостроительный план земельного участка, который является источником градостроительного права для юридических и физических лиц владельцев недвижимости. В идеальном варианте формирование градостроительных планов осуществляется на основе извлечений из проектов межевания и правил землепользования и застройки.

Документация по планировке территорий устанавливает границы развития зон различного назначения, она является основой для формирования земельных участков, т. е. ее предназначение более конкретно и понятно. Руководители муниципальных служб, используя документацию по планировке, готовят инвестиционно-тендерную документацию, предоставляют земельные участки. Юридические и физические лица в границах градостроительных требований, установленных проектами планировки и межевания, формируют земельные участки, разрабатывают проектную документацию, возводят объекты капитального строительства. Следовательно, документация по планировке территорий должна быть разработана с точностью ведения государственного кадастра недвижимости (как правило, в городах это масштаб 1:500), в ее составе ясно и понятно должны быть сформулированы требования к разрешенному использованию объектов капитального строительства и земельных участков, а также установлены все градостроительные ограничения (зоны с особыми условиями использования, зоны публичных сервитутов).

Правила землепользования и застройки устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Градостроительный регламент устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Приведенная цитата из Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о серьезности документа, имеющего статус нормативного правового акта. Правила землепользования и застройки это источник градостроительного права для всего муниципального сообщества: представителей местного самоуправления, бизнеса, населения в целом, для физических и юридических лиц инвесторов, застройщиков, собственников недвижимости. Правила землепользования и застройки это основной градостроительный документ, который должен содержать наиболее важную и самую точную информацию о требованиях к использованию территорий и земельных участков. Следовательно, карта градостроительного зонирования должна составляться на основе документации по планировке территорий с точностью ведения кадастра недвижимости. Именно правила землепользования и застройки могут являться источником предоставления сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий для учета в государственном кадастре недвижимости. А для таких целей необходимо в составе работы над правилами предусматривать раздел, содержащий координатное описание территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий.

Мы коротко охарактеризовали все виды обязательных градостроительных документов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Достаточно ли разработать и утвердить эти документы, чтобы обеспечить целенаправленное и эффективное освоение и реконструкцию муниципальных территорий на основе сформулированных в правилах землепользования и за-стройки требований?

Как обеспечить взаимоувязанное строительство объектов недвижимости и градостроительных комплексов, совокупность которых представляет собой город?

Каким образом может сложиться та «чудесная картинка» будущего города, которая называется генеральным планом развития города?

Комплексный проект управления градостроительным развитием территории

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо рассмотреть зависимость положений федерального законодательства о градостроительной деятельности и о местном самоуправлении. Градостроительная документация разрабатывается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и предусматривает развитие всех без исключения территорий в границах муниципальных образований, а управление развитием территорий муниципальных образований осуществляется на основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Названный закон разделяет процессы управления развитием территорий на две основные категории:
местное самоуправление создает объекты капитального строительства местного значения, в том числе объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
местное самоуправление обеспечивает условия для создания объектов капитального строительства жилого, производственного и иного коммерческого назначения.

Строительство объектов местного значения осуществляется на основе плана реализации генерального плана, программ социально-экономического развития, а также других целевых муниципальных программ за счет местного бюджета, региональных субсидий и субвенций.

Строительство коммерческих объектов осуществляется юридическими и физическими лицами за счет собственных средств.

Наибольшей эффективности при согласовании действий, направленных на строительство объектов местного значения и объектов бизнеса, можно добиться при публичном утверждении программы инвестиционного освоения, являющейся неотъемлемой частью единой программы градостроительного развития территории муниципального образования. Для обеспечения контроля за осуществлением градостроительной деятельности на территории муниципального образования, а также постоянного совершенствования программы и внесения в нее обоснованных изменений целесообразно создать электронную модель комплексной программы градостроительного развития, объединяющую в себе данные планов по строительству объектов местного значения за счет бюджетных средств и программы инвестиционного освоения. Электронная модель должна содержать взаимоувязанную информацию о последовательности и характеристиках всех объектов реализации программы. Электронная модель должна обеспечивать возможность оперативного внесения изменений в план реализации генерального плана и отображения планируемого изменения городской среды на любом этапе реализации с учетом предполагаемого сноса ветхой и аварийной застройки, возведения объектов капитального строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Каким образом можно обеспечить партнерские отношения между бизнесом и властью, создать равные конкурентные условия для всех участников градостроительного процесса? Мы не добьемся желаемого результата, даже если открыто представим сообществу все планируемые для строительного освоения земельные участки в городе с определением разрешенных видов и параметров строительства, но не сформулируем справедливые условия этого освоения. К таким условиям относятся доступ к исходной информации и разрешительным документам, а также дифференцированная стоимость получения прав на земельные участки (развитие территорий).

Каким образом определить дифференцированную стоимость земельных участков с различной градостроительной ценностью для разных видов освоения? Достаточно ли использовать результаты государственной кадастровой оценки земель? Как правило, кадастровая оценка не учитывает перспектив развития территорий, не соотносит взаимного влияния объектов недвижимости на изменение их рыночной стоимости. Можно привести много примеров, когда вновь построенный объект повышает или понижает рыночную стоимость существующего объекта. Одна ситуация рядом с жилым домом разбили сквер, построили магазин, детский сад и остановку общественного транспорта. Другая ситуация рядом с тем же домом построили режимный объект (такого не должно быть, но бывает). Обеспечить справедливую оценку территорий можно путем создания системы взимания земельных платежей на основе оценочного зонирования, выполненного с учетом кадастровой оценки, генерального плана и правил землепользования и застройки. Комплексная дифференцированная система взимания земельных платежей обеспечивает:
своевременное получение достоверной информации по налогооблагаемой базе конкретного налогоплательщика собственника объекта недвижимости;
выявление наиболее рационально и эффективно используемых территорий;
проведение анализа эффективности использования территорий с целью реализации принципов градостроительной экономики;
разработку методов, ведущих к наиболее целесообразному использованию территорий и увеличению суммарного сбора земельных платежей с целью наполнения местного бюджета;
осуществление эффективного контроля и выявление всех без исключения нарушений налогового законодательства в отношении использования муниципальных земель.

Инструментом обеспечения названных справедливых условий освоения территорий для всех участников градостроительной деятельности является создание системы «одного окна» для предоставления исходно-разрешительной документации. Такую систему не создать без всех перечисленных ранее градостроительных документов. Кроме того, документы должны представлять собой не подборку бумаг, скрепленных необходимыми подписями и печатями, а автоматизированную обобщенную базу данных, включающую в себя всю информацию о документах, объектах градостроительной деятельности и их характеристиках. База данных должна содержать сведения о современном состоянии и использовании территории, а также о планируемых изменениях территории муниципального образования по всем направлениям инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, жилищной и производственной сферы. База данных и специальное программное обеспечение позволят специалистам органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление градостроительной деятельности (органы архитектуры и градостроительства), оперативно готовить документы для принятия правильных градостроительных решений.

Резюмирует изложение следующий вывод. Наиболее эффективным способом подготовки градостроительной документации является разработка комплексного проекта управления градостроительным развитием территории, который включает в себя все виды обязательных документов (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ) и документов, необходимых для реализации полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Инструментом, обеспечивающим реализацию комплексного проекта, является автоматизированная информационно-аналитическая система управления градостроительным развитием территории (ИАС УГРТ).

Основными целями ИАС УГРТ являются:
оперативное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, физических и юридических лиц, в том числе разработчиков градостроительной и проектной документации, комплексной достоверной информацией о современном состоянии и использовании территории муниципального образования, а также о перспективах ее развития;
повышение эффективности деятельности органов архитектуры и градостроительства за счет оптимизации порядка процедур в сфере развития территорий, совершенствования нормативно-правовой базы регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений, а также автоматизации процессов подготовки аналитических данных и проектов исходно-разрешительных документов;
обеспечение эффективной интеграции градостроительных данных и данных иных государственных и муниципальных информационных систем, в том числе Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

Программный комплекс ИАС УГРТ

ИАС УГРТ представляет собой программный комплекс, включающий подсистемы: «Мониторинг», «ИСОГД», «Делопроизводство», «Администрирование», «Публикация данных в Интернет», «Интеграция».
Рис. 4. Структура ИАС УГРТ


Подсистема «Мониторинг» предназначена для сбора, систематизации, редактирования и предоставления информации о существующем состоянии и использовании территорий, а также о планируемых изменениях, автоматического формирования документов по заданным шаблонам. Источниками информации служат другие информационные системы и утвержденная градостроительная и проектная документация. Подсистема создается в виде набора модулей, часть из которых работает с пространственными данными. Назначение модулей определяется исходя из группировки типовых задач мониторинга градостроительной деятельности.

Задачам, связанным с деятельностью по формированию объектов недвижимости (подготовка градостроительного плана земельного участка, разрешений на строительство, ввод объекта в эксплуатацию и др.), в том числе по сопровождению информационного обмена со службами, уполномоченными на ведение ГКН, соответствует модуль «Реестр объектов недвижимости». Модуль связан с разделом ИСОГД «Застроенные и подлежащие застройке земельные участки», в котором размещаются утвержденные документы на различных этапах формирования объекта недвижимости.

Задачам, связанным с установлением градостроительных ограничений и контролем за их исполнением, соответствует модуль «Реестр зон с особыми условиями использования территорий». Модуль связан с разделами ИСОГД «Правила землепользования и застройки» и «Документация по планировке территорий», являющимися источниками сведений о зонах. Модуль обеспечивает автоматизацию подготовки отчетов по зонам с особыми условиями использования территорий, которые включают данные об установленных ограничениях градостроительной деятельности в пределах зон и их координатное описание. Отчеты в соответствии с соглашениями об информационном обмене могут направляться в службу, уполномоченную на ведение ГКН, для учета установленных правилами землепользования и застройки или документацией по планировке территорий зон с особыми условиями использования территорий.

Задачам, связанным с установлением территориальных зон и градостроительных регламентов, а также с контролем за их учетом, соответствует модуль «Реестр территориальных зон». Модуль связан с разделом ИСОГД «Правила землепользования и застройки», являющимся источником сведений о территориальных зонах и градостроительных регламентах. Модуль обеспечивает автоматизацию подготовки отчетов по территориальным зонам, которые включают данные об установленных градостроительных регламентах использования объектов капитального строительства и земельных участков, расположенных в пределах установленных зон, и их координатное описание. Отчеты также направляются в службу, уполномоченную на ведение ГКН, для учета установленных правилами землепользования и застройки территориальных зон.

Также в составе подсистемы «Мониторинг» создаются модули: «Адресный реестр», «Реестр топографических материалов», «Реестр материалов инженерных изысканий», «Реестр субъектов градостроительной деятельности» и др.

Подсистема «Мониторинг» является основным инструментальным комплексом, обеспечивающим деятельность производственных подразделений органа архитектуры и градостроительства. Оптимизация деятельности сотрудников по различным функциональным направлениям обеспечивается путем утверждения профессиональных стандартов в форме: порядка подготовки и утверждения градостроительной документации (содержит требования к составу и содержанию всех документов, а также типовые градостроительные задания на их разработку); шаблонов градостроительной документации (включают требования к заполнению отдельных тематических слоев и к составу схем); эталонов градостроительных документов.

Используя названные средства, сотрудники органа архитектуры на основании решения представительного органа местного самоуправления могут самостоятельно, в рамках деятельности по мониторингу, вносить небольшие изменения в градостроительную документацию без привлечения институтов разработчиков градостроительной документации. Например, при наличии острой потребности муниципального образования в территориях под строительство жилых домов усадебного типа муниципалитет путем обсуждения на публичных слушаниях изменения разрешенного использования территориальной зоны, предназначенной под строительство среднеэтажной жилой застройки, может принять решение о внесении соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.

Подсистема «ИСОГД» предназначена для размещения, хранения, поиска документов градостроительной деятельности, а также предоставления соответствующих сведений. Источниками информации являются утвержденные градостроительные документы. Подсистема включат в себя обязательные разделы, установленные постановлением Правительства РФ «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» («Документы территориального планирования РФ в части, касающейся МО», «Документы территориального планирования субъекта РФ в части, касающейся МО», «Документы территориального планирования МО», «Правила землепользования и застройки», «Документация по планировке территорий», «Изученность природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий», «Изъятие и резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд», «Застроенные и подлежащие застройке земельные участки», «Геодезические и картографические материалы»), а также дополнительные разделы, установленные органом местного самоуправления для размещения разработанных в составе комплексного проекта документов, обеспечивающих эффективность реализации градостроительной политики в муниципальных образованиях («Стратегии, программы и планы градостроительного развития», «Оценочное зонирование», «Нормативно-правовые документы» и др.).

Подсистема «Делопроизводство» предназначена для автоматизации деятельности, связанной с внутренним документооборотом органа, уполномоченного на осуществление градостроительной деятельности в муниципальном образовании (органа архитектуры и градостроительства). Подсистема обеспечивает: регистрацию входящих и исходящих документов, маршрутизацию документов между рабочими местами, контроль выполнения поручений, формирование стандартных документов.

Подсистема «Администрирование» предназначена для администрирования системы, включая архивацию и восстановление данных, управление правами доступа пользователей к объектам системы, ведение справочников и классификаторов, формирование шаблонов документов, моделирование стандартных процессов, мониторинг событий в системе.

Подсистема «Публикация данных в Интернет» предназначена для предоставления публичной информации ИАС УГРТ пользователям сети Интернет. Подсистема обеспечивает оперативность оповещения заинтересованных лиц о вновь принятых градостроительных решениях. Целесообразность исполнения названного полномочия органов местного самоуправления органом архитектуры и градостроительства объясняется его готовностью (профессиональным умением) преобразовать графический градостроительный документ в понятную населению «картинку», наполненную достаточным содержанием, а также делать необходимые извлечения из массивных текстовых документов и переводить их с профессионального языка на общественно-деловой.

Подсистема «Интеграция» предназначена для предоставления программного интерфейса для доступа внешним информационным системам к ресурсам ИАС УГРТ на основании соглашений об информационном обмене.

Результаты внедрения ИАС УГРТ

К очевидным результатам внедрения ИАС УГРТ можно смело отнести:

значительное повышение эффективности управления развитием территорий;
сокращение времени и финансовых затрат на разработку градостроительной документации, а также на внесение в нее изменений;
обеспечение непротиворечивости и совместимости всех принимаемых градостроительных решений;
повышение инвестиционной привлекательности муниципальных территорий, предназначенных для строительства объектов коммерческого назначения, за счет сформулированных условий освоения земельных участков, скорости оформления разрешительных документов, а также выбора земельного участка, наиболее соответствующего бизнес-плану инвестора, из нескольких предложений, соответствующих запросу и входящих в состав программы инвестиционного освоения;
повышение эффективности планирования сноса ветхого и аварийного жилья, а также проведение капитального ремонта объектов, находящихся в муниципальной собственности, в том числе объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур;
сокращение времени и финансовых затрат на получение необходимой информации о территории муниципального образования, исключение дублирования информационных ресурсов и обеспечение возможности получения комплексной (нормативно-правовой, справочной и аналитической) информации из одного источника;
обеспечение эффективного контроля за реализацией федеральных национальных проектов, региональных и муниципальных целевых программ, направленных на развитие территории.

Нужна ли информационно-аналитическая система управления градостроительным развитием территорий городам и муниципальным районам?
Традиционный ответ конечно, нужна, но он сопровождается встречным традиционным вопросом о стоимости создания такой системы. Итак, сколько стоит инструмент, обеспечивающий поступательное движение города?

Можно назвать только ориентировочные цены, так как стоимость работы зависит от ее объема. Чтобы не ошибиться, нужно провести предварительное обследование структуры управления, наличия и качества исходных данных, градостроительной документации, нормативно-правового, программно-технического и кадрового обеспечения органа архитектуры и градостроительства.

Стоимость создания ИАС УГРТ в приблизительной оценке составит:
для поселения с 10 тыс. жителей 10 млн руб.;
для городского округа с населением 100 тыс. жителей 50 70 млн руб.;
для муниципального района с населением 50 тыс. жителей 50 70 млн руб.;
для городского округа с населением 500 тыс. жителей 200 250 млн руб.

Много это или мало? На этот вопрос каждый муниципалитет отвечает сам. Когда нет утвержденных расценок, да и рыночная стоимость еще не сформировалась, так как рынок услуг по созданию комплексных систем управления градостроительным развитием территорий еще недостаточно развит, каждый разработчик устанавливает цену, за которую готов произвести качественный продукт, исходя из собственного опыта. Как понять покупателю, дорого или дешево продается товар? Наверное, стоит сравнить с примерами-аналогами.

Сколько стоит машина, обеспечивающая быстрое и безопасное движение одного человека. Мы, конечно, имеем в виду «мерседес», который стоит 3 5 млн руб., потому что ИАС УГРТ логичнее сравнивать с «мерседесом», а не с гужевым транспортом или велосипедом, аналогом которым может стать ИСОГД в бумажном виде.

Какой доход может получить местный бюджет от сдачи в аренду земельного участка под строительство центра логистики в городе с 70 тыс. жителей, расположенном в зоне соприкосновения Транссибирской железнодорожной магистрали и федеральной автомобильной дороги? Сколько получит бюджет в качестве налога на доходы физических лиц (за счет появления в городе новых высокооплачиваемых рабочих мест) и налога на прибыль? А если посчитать, сколько денег будет потрачено новыми работниками в городе? Общий экономический эффект может вылиться примерно в 100 200 млн руб. в год. Но есть еще и социальный эффект, достижение которого является прямой обязанностью народных избранников глав муниципальных образований. Социальный эффект исчисляется качеством среды жизни и деятельности людей.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ИТП «Град»
Каталог Авторов:
   - Береговских А.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Омская область
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2008
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 23


Источник: УПР №1_2008
Цитирумость документа: 1
03:59:44 28.04 2008   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.031722068786621 sec, Question: 107