Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№3_2008/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Возрожденное градостроительство, каким оно должно быть?

Структура системы градостроительного проектирования и сопровождения документов территориального планирования и градостроительного регулирования


Ю.Н. Трухачев
(НКП «НПО «Южно-Российский градостроительный центр», Ростов-на-Дону)

Ю.Н. Трухачев
Почти четыре года страна живет по новому Градостроительному кодексу РФ. Мне трудно представить логику человека, который внес в постановление Правительства РФ от 23 марта 2008 г. № 198 «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации» положение, согласно которому огромная держава, двадцать лет не занимавшаяся территориальным планированием и не имеющая актуализированных топографических материалов, к 2008 г. должна создать схемы территориального планирования и генеральные планы населенных пунктов, а к 2010 г. правила землепользования и застройки муниципальных образований. И все это без нормативных, методических материалов, а главное при полном отсутствии специалистов по этому направлению. Одна из мощнейших мировых школ градостроительства за 15 лет невостребованности прекратила свое существование. Не мудрено, ведь за это время страна резко изменила вектор развития и перешла от плановой к рыночной экономике, изменились и социальные устои.

Установлен новый рубеж для разработки документов территориального планирования и градостроительного регулирования. Градостроительная кампания в разгаре. Более 100 юридических лиц разных калибра, масштаба деятельности, знаний и понимания того, что есть градостроительная документация, ринулись в расчете на бюджетные вливания в новое направление. Лицензия не нужна, и любая домохозяйка может проявить себя в этом благородном деле. Ближе всего к теме оказались «земельщики».

Интересно предположить, что будет после 2010 г. Смею заверить, ничего революционного не произойдет, страна получит определенное количество некачественной макулатуры в цифровом виде и на бумажных носителях, как это сегодня принято говорить. Будет сделан отчет о том, что такой-то процент территории государства охвачен документами территориального планирования и градостроительного регулирования, кривая тендеров на этот вид документации резко пойдет вниз. Землеустроители примутся межевать землю под продажу, остальные проектные организации снизят объемы работ по этому виду специализации и перейдут на архитектурно-строительное проектирование. Золотой миг расцвета градостроительного дела пройдет.

Неужели мы снова наступим на те же «грабли», что и в 1990-х годах? Очень не хочется в это верить.

Что же сказано по этому поводу в нашей «Градостроительной библии» Градостроительном кодексе РФ? Да ничего. Ведь он был создан по определенному социальному заказу, ориентированному на единовременную акцию продажу земли. Если внимательно вчитаться, то становится ясно, что ни о каком территориальном планировании там речи не идет. Весь смысл территориального планирования сводится к простой вещи не залезь на чужую землю. И при рассмотрении схем территориального планирования на федеральном уровне исследуется один вопрос не затронули ли вы земельные интересы РФ.

При отсутствии идеологии переходного периода страна делает шаги не только в сторону, но и назад. Земля становится предметом купли-продажи и спекуляции. На Западе земельные отношения исторически сложились в условиях частной собственности и правовых отношений, и эта ситуация не имеет ничего общего с тем, что было в нашей стране до появления отечественного градостроительно-земельного кодекса. Земля, обильно политая кровью наших предков в период становления государственности и отстаивания своей независимости, становится предметом купли-продажи. Есть ли другие формы земельных отношений? Есть, и они прекрасно вписываются в рыночную экономику.

Но мы не о земле. Что же это все-таки такое территориальное планирование и градостроительное регулирование? Какие принципы заложены в основу этих понятий?

Прежде всего, территориальное планирование и градостроительное регулирование дело государственной важности. Это тот же уровень обеспечения жизнедеятельности государства, что и армия, госбезопасность, внешняя и внутренняя политика. Без понимания этого дальнейшие рассуждения ведут в тупик.

От школьника, купившего велосипед, автоинспекция требует знания правил дорожного движения. Почему же политики, получившие власть и доверие народа, не изучают элементарные азы управления территорией, приобретая хотя бы общее понятие о градостроительстве, которое базируется на знаниях свыше тридцати наук и требует усилий многих специалистов в этой области. Из незнания выстраивается отношение к архитекторам, градостроителям, находящимся в непосредственном подчинении, при смене политической команды происходит смена специалистов. В отличие от нашей страны, на Западе широко практикуются курсы обучения глав администраций, мэров городов градостроительству.


Государство осознало то, что ему потребуется не меньше 50 тыс. градостроителей, и была открыта новая специальность в вузах «градостроитель». Но нет преподавателей, знающих современные требования к градостроительству. Начинать надо с подготовки преподавателей.

От советского периода разработки районных планировок осталось понимание состава документов подобного рода. Но методика разработки документа планового хозяйства во многом отличается от методики, ориентированной на прогнозирование развития событий исходя из имеющегося ресурсного обеспечения.

Суть современной методики разработки документов территориального планирования заключается в рассмотрении территории как градостроительной системы, основными составляющими (подсистемами) которой являются: социум, экономика, пространство и экология. Находясь в равновесном состоянии, они создают условия устойчивого развития территории. Современные границы территорий сложились исторически или возникли в результате недавно проведенной административной реформы. Таким образом, градостроительные системы имеют общий признак «по управлению». Документы территориального планирования должны отвечать принципам управления территорией. Градостроительный менеджмент одно из молодых в РФ направлений научных исследований в области градостроительства.

Исходя из единства четырех составляющих структуры рассматриваемого объекта исследований, структура документов тоже должна быть единой. Значительная роль в разработке схем территориального планирования принадлежит стратегии социально-экономического развития территории. Приняв условие рассмотрения территории как единой градостроительной системы, правильнее было бы объединить усилия разработчиков стратегии и схемы в едином коллективе, рассматривающем все четыре подсистемы в совокупности.

На качество разработки схем территориального планирования влияют полнота и достоверность исходных данных. Поскольку обновление документации происходит не чаще одного раза в двадцать лет, даже старейшие работники аппарата администрации не помнят, что собой представляют эти исходные данные и каким образом их надо представлять.

Системная работа над градостроительной документацией требует постоянного обновления топографической базы, перевода ее в цифровую форму. Вывод напрашивается сам собой разработка документов территориального планирования и градостроительного регулирования не единовременная акция, а системная работа, преходящая в перманентный процесс.

Возникает стратегический вопрос могут ли несколько крупных градостроительных институтов обеспечить постоянную разработку, обновление, актуализацию документов территориального планирования на столь обширной территории, как Российская Федерация?

Видение решения этой проблемы в НПО «Южный градостроительный центр» сводится к следующему необходимо создать региональные градостроительные школы, методически объединенные окружным градостроительным центром. Именно таким образом в последние годы формируется структура организаций на юге России. Так, после разработки и утверждения схемы территориального планирования совместно с местным институтом «Гражданпроект» создан Астраханский градостроительный центр. По завершении работы над схемой Республики Адыгеи совместно с мастерской архитектора И.А. Чудесова развернут Региональный градостроительный центр Республики Адыгеи. В стадии становления находится аналогичный центр Кабардино-Балкарской Республики. Существует договоренность с соответствующими министерствами по организации подобных центров в Республике Северная Осетия Алания, Карачаево-Черкесской Республике. В Волгоградской, Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях работают градостроительные институты и подразделения региональных строительных министерств и комитетов по архитектуре и градостроительству. Это позволит за несколько лет сформировать кадровый состав проектировщиков, создать резерв на замещение должностей главных архитекторов крупнейших городов и регионов юга России.

Значение формирования региональных школ градостроительного проектирования для России огромно. Специалисты НПО «Южный градостроительный центр» проводят семинары по вопросам современного градостроительства как для городских, районных архитекторов, так и глав администраций районов, городов.

Структура системы градостроительного проектирования и сопровождения документов территориального планирования и градостроительного регулирования может быть представлена в следующем виде. Во главе находится Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) со своими научно-исследовательскими и проектными организациями, на межрегиональном уровне действуют окружные градостроительные центры, на уровне регионов и крупнейших городов региональные градостроительные центры.

РААСН формирует градостроительную политику в стране, готовит законодательные и подзаконные акты. Институты РААСН создают методические документы по разработке документов территориального планирования и градостроительного регулирования. Окружные градостроительные центры адаптируют методические работы к условиям округов, ведут проектные работы по своим территориям, округам. Региональные центры разрабатывают градостроительную документацию по своим регионам, ведут сопровождение документов территориального планирования и градостроительного регулирования.

Значительный объем работ составляет разработка правил землепользования и застройки городов и поселений юга России. Порой приходится сталкиваться с непониманием, а в ряде случаев сопротивлением чиновничьей рати, так как толкование тех или иных вопросов в этой сфере отнесено к их компетенции. Правила землепользования и застройки по статусу являются законодательным актом органа местного самоуправления и утверждаются представительной властью. Это новый для нашей страны вид документации, и еще нет опыта обратной связи, судебной практики, как при применении любого юридического документа. Очевидно одно архитектору-градостроителю для разработки этого документа необходимы твердые знания и опыт в градостроительстве и современной юриспруденции.

Следующим этапом является формирование информационно-аналитических центров в регионах и городах столицах регионов. Задачами этих региональных центров должны стать отслеживание гомеостаза градостроительных систем и передача управляющим органам аналитических материалов и рекомендаций по соответствующим управленческим решениям. Именно в этом направлении ведется работа с регионами на юге России, в составе документации по территориальному планированию НПО «Южный градостроительный центр» предлагается схема сопровождения этих документов с переносом центра тяжести по их сопровождению на места.

Корректировке должны подвергнуться условия проведении тендеров на разработку документов территориального планирования и градостроительного регулирования, которые существенно отличаются от условий закупки строительных услуг, мазутного топлива и прочих хозяйственных материалов муниципального сообщества. Сегодня в условиях тендеров можно встретить удивительные требования к разработчику: наличие лицензии на архитектурно-строительное проектирование (действие которых заканчивается), лицензии на проведение топографических работ; проведение за счет контракта экспертизы, которая законом не оговаривается; согласование документации (в Градостроительном кодексе РФ четко сказано, что это прерогатива заказчика); немыслимые задатки, превышающие стоимость авансовых платежей и т. п.

Требования к квалификационному составу организации, ее портфолио, соотношению цены и качества, срокам исполнения составляют всего до 20% условий участия в конкурсах, формируемых тендерными комитетами, в состав которых зачастую не входят специалисты по этому виду закупок. Поражают риски, с которыми сталкиваются муниципальные образования на рынке данных услуг, их минимизация дело государственное.

Таким образом, резюме наших рассуждений можно свести к следующему:
градостроительство в части разработки документов территориального планирования дело государственное;
необходимы разработка и утверждение методических основ современного градостроительства;
должны быть созданы структура юридических лиц всех видов собственности, ведущих разработку документов территориального планирования, и региональные градостроительные школы;
необходима подготовка кадрового потенциала специалистов-градостроителей на основе современных знаний и с учетом требований к этому виду деятельности;
должен быть осуществлен переход от кампаний по разработке документов территориального планирования к системной работе по отслеживанию состояния градостроительных систем и принятию управленческих решений для устойчивого их развития;
в целях сокращения риска неэффективного использования государственных и муниципальных средств на разработку документов территориального планирования необходимо создать условия по привлечению к этому виду деятельности квалифицированных специалистов;
считать обязательным условием для выборных и назначаемых представителей власти обучение основам градостроительства.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Южный градостроительный центр / НПО ЮРГЦ
Каталог Авторов:
   - Трухачев Ю.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Страны и регионы / Россия / Южный ФО / Ростовская область
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2008
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №3_2008
Цитирумость документа: 1
02:30:57 13.10 2008   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.027884006500244 sec, Question: 92