Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2008/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Стратегов строят стратегии выстраиваются

Впечатлениями от общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» делится бессменный научный руководитель встреч лидеров стратегического планирования, с 2002 г. организуемых МЦСЭИ «Леонтьевский центр»
Б.С. Жихаревич (МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Санкт-Петербург)


Традиционно организуемый «Леонтьевским центром» форум, который в течение семи последних лет собирает лидеров стратегического планирования России, впервые прошел под патронажем Государственной Думы СФ РФ, Министерства регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ. 17 сентября 2008 г. Госдума заявила о поддержке мероприятия. Как отметил мэр Новосибирска В.Ф. Городецкий: «этот факт значительно усиливает статус форума, а также самого стратегического планирования в России».

Действительно, форум 2008 г., собравший рекордную аудиторию свыше 800 человек, отличает существенно повышенное внимание со стороны упомянутых федеральных органов государственной власти, прежде всего Минрегиона России. В этом можно усмотреть закономерное проявление тенденции последних двух-трех лет, когда изолированные попытки разработки стратегий развития субъектов Федерации и муниципальных образований, предпринимавшиеся с конца 1990-х годов, стали получать системную поддержку с федерального уровня. Министерство регионального развития РФ с момента своего создания начало формировать систему территориального планирования и задавать определенные методические рамки для этой работы. Из проекта Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации, внесенного на рассмотрение Минрегионом России в конце 2008 г., следует, что начинают реализовываться предложения по формированию единой государственной системы стратегического планирования. Принятые на федеральном уровне программные документы развития отраслей экономики и социальной сферы должны задавать вектор для подготовки соответствующих программных документов (стратегий социально-экономического развития, документов территориального планирования, долгосрочных целевых программ) на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом на региональном уровне подготовка указанных документов должна осуществляться с учетом предложений органов местного самоуправления по размещению региональных объектов производственной и социальной инфраструктуры на основе экономических приоритетов и конкурентных преимуществ, сложившихся в муниципальных образованиях.

Собственно донесение данной идеологии планирования и стало лейтмотивом Минрегиона России в сложной полифонии форума. Деловая программа мероприятия была чрезвычайно насыщена, за два дня прошли три пленарных заседания и 27 заседаний в формате «круглых столов». Общее количество модераторов, докладчиков и участников дискуссии составило более 200 человек. Существенная часть программы форума была жестко выстроена Минрегионом России для демонстрации возможной схемы скоординированной одновременной разработки стратегий развития ведущих отраслей, всех федеральных округов и России в целом. Последовательно доложенные на первом пленарном заседании основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития России («Россия-2020») и видение Минрегионом России федеральной региональной политики, дополненные докладами губернатора Пермского края О.А. Чиркунова и мэра Новосибирска В.Ф. Городецкого об успешном опыте стратегического планирования, стали наглядной иллюстрацией складывающейся иерархии планирования: страна округ субъект Федерации муниципальное образование. Важным элементом форума стали семь (по числу федеральных округов) заседаний в формате «круглых столов», на которых с представителями регионов обсуждались выполненные по заданию Минрегиона России разработки экспертов, характеризующие перспективы сбалансированного развития федеральных округов с учетом инфраструктурных ограничений и тенденций на рынке труда. Эти разработки, впервые в современной российской практике стратегического планирования проведенные с использованием единой методологии для всех отраслей и регионов, позволяют получать взаимно сопоставимые и сбалансированные по ресурсным и инфраструктурным ограничениям долгосрочные сценарии развития отраслей и регионов и обеспечивают их увязку с долгосрочными сценариями экономического развития для России в целом.

Рассматривая эту часть программы форума и породившие ее тренды в ретроспективе опыта предыдущих шести подобных мероприятий, можно заметить, что в территориальном стратегическом планировании отчетливо проявляются две линии. Первая (собственно стратегирование) поиск новых направлений развития геополитического масштаба, «национальной идеи» регионального или муниципального уровня, если угодно, смысла жизни территориального сообщества. Вторая создание практичных моделей управления, позволяющих реализовать стратегические задачи в рамках вертикали управления.

В ранних российских попытках регионального и муниципального стратегического планирования, стартовавших в 1996 1997 гг. разработкой Стратегического плана Санкт-Петербурга, преобладала первая линия. Этому периоду точно соответствует предложенное нами понимание стратегического планирования как «самостоятельного в собственных интересах определения сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде». Акцент при этом делался на словах «самостоятельное» и «конкурентной», а практика стратегирования рассматривалась как мощное средство укрепления идей местного самоуправления, местной демократии, локального гражданского общества. Творческое разнообразие подходов к разработке региональных и городских стратегий было нормой. Не случайно в меморандуме первого форума лидеров стратегического планирования (2002) говорилось: «Чрезмерное нормирование организации процессов стратегического планирования, восстанавливающее централизацию, нецелесообразно и могло бы привести к утере его основного содержания».

Однако ситуация стала разворачиваться именно в этом направлении, что ярко продемонстрировал форум 2008 г., прошедший в условиях, когда стратегическое планирование стало массовым и во многих случаях обязательным. В упоминавшейся Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации поставлена задача добиться того, чтобы субъекты Федерации и все 24 тыс. российских муниципальных образований имели долгосрочные стратегии социально-экономического развития. Форум отразил существенное изменение в расстановке акцентов в понимании стратегического планирования, проявив ряд тенденций, которые можно объединить понятием «встраивание».

Во-первых, это встраивание в вертикальную иерархию стратегий. После принятия долгосрочной Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года федеральные округа и субъекты федерации должны адаптировать к ней свои стратегии, а муниципальные образования так или иначе должны синхронизировать свои разработки с региональными.

Во-вторых, это встраивание в правовое поле. Как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне муниципальных образований создаются нормативные правовые акты, регламентирующие работу над стратегиями, их состав, методы согласования. Все чаще стратегии и стратегические планы утверждаются представительными органами власти.

В-третьих, это встраивание в систему документов социально-экономического планирования. Стратегии уже не изолированы, а создаются сразу в составе определенного комплекта документов, включающего также программу социально-экономического развития, различные планы действий и др.

В-четвертых, это встраивание в систему управления. Стратегические планы включаются, иногда в качестве центрального элемента, в системы управления регионами и городами. Так происходит в Екатеринбурге, Новосибирске, Череповце, где текущее управление переплетается со стратегическим.

В-пятых, это встраивание в комплексные системы планирования, охватывающие социально-экономическую, финансовую и пространственную составляющие. В связи с принятием Градостроительного кодекса РФ, сделавшего обязательным наличие документов территориального планирования на уровнях субъектов Федерации и муниципальных образований, стал актуальным вопрос о связи стратегических планов и схем территориального планирования (генеральных планов). В настоящее время здесь сложился консенсус: стратегическое и территориальное планирование выступают как две части единого процесса планирования развития территории, но при этом первичным является стратегическое планирование, а территориальное представляет собой «проекцию» стратегии на территорию. Соответственно, все чаще регионы и города стремятся синхронизировать разработки стратегий и документов территориального планирования. При этом нередко уже в стратегиях серьезно прорабатываются пространственные аспекты.

Помимо упомянутых тенденций встраивания, задавших стержневую линию форума, можно отметить еще несколько, определивших содержание ряда тематических ветвей его программы. В стратегических планах последних лет возросло значение ранее недооценивавшейся имиджевой компоненты. Теперь многие стратегии включают в себя разделы по маркетингу и созданию брендов или становятся основой для отдельных планов по этим направлениям. К характерным чертам современных региональных и городских стратегий можно отнести также внимание к вопросам социального и частно-государственного партнерства. Не случайно по этим темам были организованы отдельные заседания форума. Кроме этого, прошли вызвавшие большой интерес обсуждения проблем агломераций, развития приморских территорий, взаимодействия стратегического и пространственного планирования, общих вопросов теории и практики стратегирования.

Форум стал также площадкой соревнования консультантов и экспертов, продвигающих свои методики и технологии планирования. Ярким проявлением соперничества стали два пленарных доклада, излагающих альтернативные подходы к построению рейтингов конкурентоспособности регионов России.

Форум 2008 г., без сомнения, стал значимым событием для всех, кто связан с проблемами долгосрочного развития регионов и городов России. Он сохранил определенную преемственность и ряд традиций, характерных для предшествующих встреч: откровенность дискуссий, актуальность обсуждаемых вопросов, широкое представительство реальной практики стратегического планирования в России. Участие Госдумы и федеральных министерств повысило статус форума, но и сделало его более официальным, перенасыщенным мероприятиями, добавило суеты, что затрудняло глубокое профессиональное общение. Эти обстоятельства наложились на ранее существовавшие сложности. Так, разная степень подготовленности участников к разговору на профессиональные темы сделала некомфортным пребывание в одной аудитории новичков и «старожилов» стратегического планирования. Осмысление положительных и отрицательных уроков форума с точки зрения поиска наилучших форм его проведения важная для организаторов тема. Мы надеемся совместными усилиями сделать следующий форум более гармоничным, соразмерным по масштабу и темам большинству участников.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Леонтьевский центр
Каталог Авторов:
   - Жихаревич Б.С.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / г. Санкт-Петербург
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2008
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №4_2008
Цитирумость документа: 1
02:22:27 24.12 2008   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.026537895202637 sec, Question: 86