Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2008/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Схема территориального планирования Псковской области. Система планировочных каркасов

О.В. Красовская, С.В. Скатерщиков (НПИ «ЭНКО», Санкт-Петербург)

О.В. Красовская
Схема территориального планирования Псковской области (далее Схема) разработана Научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» (Санкт-Петербург) в 2008 г.

Псковская область входит в состав Северо-Западного федерального округа. Территория области составляет 55,4 тыс. км2, протяженность с севера на юг 380 км, с запада на восток 260 км. Это единственный субъект Российской Федерации, который граничит одновременно с тремя иностранными государствами: на западе с Эстонией и Латвией, на юге с Республикой Белоруссией. Соседями Псковской области являются Ленинградская, Новгородская, Тверская и Смоленская области России. Центр области город Псков расположен примерно на одинаковом удалении от Санкт-Петербурга (283 км), Таллинна (280 км) и Риги (260 км).

Псковская область служит звеном, соединяющим российский рынок и рынки европейских стран. Область располагает развитой транспортной инфраструктурой. По ее территории проходят федеральные и международные автомагистрали: М-20 Санкт-Петербург Киев Одесса и М-9 «Балтия» Москва Рига, а также автотрассы Москва Рига, Москва Таллин, Санкт-Петербург Киев, Санкт-Петербург Псков Рига, Бологое Великие Луки Полоцк. Основные железнодорожные магистрали: Москва Рига, Санкт-Петербург Одесса, Санкт-Петербург Вильнюс Калининград, Санкт-Петербург Рига, Санкт-Петербург Львов и др. В Пскове открыт международный аэропорт для среднемагистральных пассажирских и грузовых самолетов. Пропуск грузов через границу обслуживают таможни, действуют автомобильные и железнодорожные пропускные пункты.

В связи с расширением границ Евросоюза Псковская область становится своего рода «стартовой» зоной для выхода европейских компаний на российский рынок. Основу экономики региона составляют промышленность и торговля, вслед за которыми следует транспорт, относительно меньшее значение имеет сельское хозяйство, так как область расположена в зоне рискованного земледелия. Ряд ее районов имеет высокую степень заболоченности и заозеренности.

Велик потенциал развития рекреации и туризма. История Псковской земли насчитывает более 1100 лет. Псков один из крупнейших в древней истории страны экономических, политических и культурных центров. Развитая транспортная инфраструктура, разнообразие ландшафтов, большое число озер (свыше 3700) предоставляют широкое возможности для развития различных видов туризма.

Административно Псковская область разделена на 24 района (из них 9 приграничных) и имеет 14 городов. Крупными экономическими центрами являются города Псков и Великие Луки.

Демографическая ситуации в области сложная: наблюдаются значительная естественная убыль и старение населения, миграционное сальдо в последние годы отрицательное. Характерной особенностью области являются этническая однородность населения и высокая квалификация трудовых ресурсов. Последнее позволяет привлекать в регион предприятия обрабатывающей промышленности, использующие новейшие технологии и не опасные для окружающей среды, что в перспективе позволит совместить индустриально-транспортную специализацию региона с его рекреационно-туристическим и экологическим значением, эффективно повышать качество и уровень жизни населения.

Основой для развития Псковской области на период действия Схемы (20 25 лет) станут ее исключительное транспортно-географическое положение, накопленный промышленный потенциал, инновационная деятельность и внедрение высокотехнологичных производств, сосредотачиваемых в индустриальных и технико-внедренческих зонах, интенсивное транспортное строительство и создание логистических центров, развитие науки, образования, индустрии отдыха и туризма, а также лесо- и агропромышленного комплексов. Это в полной мере отвечает декларируемым Правительством РФ основным векторам развития экономики страны. Пространственная локализация направлений развития области является основной задачей схемы территориального планирования.

Главная цель территориального планирования совершенствование пространственной структуры территории, включая определение зон с приоритетной хозяйственной функцией и установление границ зон, соответствующих масштабу проектирования.

Пространственная структура области формируется как планировочная система, основой которой являются элементы пространственно-экономического, урбанизированного, природно-экологического и историко-культурного каркасов, а также каркаса расселения. Существующие и планируемые границы основных функциональных зон показаны на рис. 1.

Рис. 1. Функциональное зонирование территории (схема размещения земель)


Урбанизированный каркас

Урбанизированный каркас определяет пространственную структуру области. В его основе территории населенных пунктов, опирающиеся на единую транспортно-планировочную систему, и локальные планировочные образования зоны экономической активности (по терминологии Минэкономразвития России зоны опережающего развития), составляющие фундамент пространственно-экономического каркаса области (рис. 2). В рамках таких зон и на основе урбанизированного каркаса выделены следующие полюсы роста:
1. Псковская комплексная планировочная система. Полюс роста г. Псков. Здесь накоплен основной промышленный, научно-образовательный потенциал области, сформировался многоотраслевой экономический комплекс. Основные направления развития транспортный узел с логистическими функциями, многоотраслевой промышленный узел, научно-образовательный центр с возможным формированием технопарка, центр агропроизводства пригородного типа, туристско-рекреационный центр регионального значения, центр развития общественно-деловой инфраструктуры.
Рис. 2. Зоны экономической активности. Полюсы роста


2. Южная многофункциональная зона экономической активности. Полюс роста г. Великие Луки. Основа экономического потенциала развитие транспортно-логистической деятельности (Великие Луки, Невель), многоотраслевого промышленного узла, интенсивного сельскохозяйственного производства, туристско-рекреационной деятельности, создание центра развития общественно-деловой инфраструктуры, в перспективе возможно размещение агротехнопарка.

3. Дно-Дедовичи-Порховская индустриальная зона экономической активности. Полюсы роста города Дно, Дедовичи, Порхов. Основная специализация зоны обусловлена развитием энергетики, промышленного комплекса, транспортного узла с логистическими функциями, курортно-оздоровительной деятельности. В перспективе получит развитие глубокая деревообработка (целлюлозно-бумажный комбинат).

4. Великорецкая туристско-рекреационная зона экономической активности. Полюс роста г. Остров. Основная экономическая специализация территории развитие туристско-рекреационной деятельности, а также промышленности (электротехника, легкая промышленность).

5. Гдовская рекреационная зона экономической активности. Полюс роста г. Гдов. Основная экономическая специализация территории рекреационная деятельность, возможно развитие рыбной промышленности и деревообработки.

6. Себежская туристская зона экономической активности. Полюс роста г. Себеж. Основная экономическая специализация территории развитие туристско-оздоровительной деятельности.

7. Пыталовская приграничная зона экономической активности. Основная экономическая специализация территории транспортно-логистическая и торговая деятельность, в перспективе возможно формирование индустриального парка с льготными условиями налогообложения для развития производственной деятельности.

Формирование урбанизированного каркаса немыслимо без интенсивного и гармоничного развития транспортной инфраструктуры.

Благодаря своему экономико-географическому положению область имеет высокий транспортный потенциал. Сложившийся транспортный комплекс, объединяющий железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный виды транспорта, играет важную роль в осуществлении внутрирегиональных сообщений, а также международных и межрегиональных грузовых и пассажирских перевозок, связывая северо-западные и центральные области России с соседними государствами: Белоруссией, Латвией и Эстонией.

Осями каркаса транспортной системы Псковской области являются международные транспортные коридоры (МТК), включающие магистральные пути сообщения федерального значения (рис. 3).
Рис. 3. Схема транспортного каркаса


Наиболее важным транспортно-коммуникационным направлением для Псковской области представляется Панъевропейский международный транспортный коридор № 9 (PE9), связывающий область с системой федеральных путей сообщения и образующий одну из основных транспортно-планировочных осей территории. Коридор включает в себя федеральную железнодорожную линию Санкт-Петербург Псков Даугавпилс Вильнюс и федеральные автодороги Санкт-Петербург Псков Пустошка Невель на интервале Санкт-Петербург Псков и Псков Изборск. Именно к этой оси привязана вся транспортно-коммуникационная инфраструктура северных районов области. Помимо этого, через территорию Псковской области проходят федеральная трасса «Балтия» и магистральная железная дорога Москва Великие Луки Рига (направление Москва Рига), входящие в систему международного коридора «Восток Запад» (или «Транссиб» TS). В свою очередь, этот коридор главная транспортная артерия для южных районов области.

Основные направления развития транспортного каркаса области, предлагаемые Схемой (рис. 4):
1. Панъевропейский транспортный коридор:
полная реконструкция федеральной автодороги М-20 с расширением проезжей части на интервале Санкт-Петербург Псков, завершение строительства обхода Пскова;
реконструкция федеральной дороги А-212 Псков Изборск до границы с Эстонией;
модернизация железнодорожных линий Санкт-Петербург Луга Псков и Псков Пыталово Вильнюс.
Рис. 4. Развитие системы международных и региональных транспортных коридоров


2. Транспортный коридор «Восток Запад»:
модернизация железной дороги Москва Великие Луки Рига с развитием пассажирского сообщения;
реконструкция федеральной дороги М-9 «Балтия» Москва Великие Луки Рига, строительство автодорожных обходов населенных пунктов.

3. Формирование нового внутреннего трансрегионального транспортного коридора «Каспий Черноземье Балтийское море»:
создание межрегионального автодорожного маршрута путем реконструкции и модернизации автодороги Псков Гдов Сланцы Кингисепп порт Усть-Луга и автотрассы по направлению Невель Усвяты Велиж Смоленск с выходом на федеральную автодорогу А-141 Брянск Смоленск Рудня граница с Белоруссией;
строительство магистральной железнодорожной линии Пыталово Красногородское Опочка Невель Усвяты Велиж Смоленск и последующее ее включение в трансрегиональный коридор «Каспий Черноземье Балтийское море»;
строительство железнодорожного участка Псков Гдов, формирование магистрального направления Псков Гдов Сланцы Сосновый Бор Санкт-Петербург;
реконструкция и модернизация железнодорожной линии Веймарн Сланцы Гдов.

4. Формирование мультимодальных логистических узлов в районах, задействованных в реализации нового коридора:
центрального логистического узла в Пскове, что предполагает модернизацию пропускного пункта «Шумилкино» (Рижское направление), в состав которого входят автодорожный и железнодорожный пункты пропуска, а также включение его в предлагаемый к созданию Псковский транспортно-логистический центр; развитие пропускного пункта «Убылинки», предусматривающее модернизацию железнодорожного пункта пропуска и создание приграничного транспортного узла «Пыталово»; модернизацию пропускного пункта «Лудонка», в состав которого входят автодорожный и железнодорожный пункты пропуска, а также возможное включение его в предлагаемый к созданию Псковский транспортно-логистический центр;
регионального логистического узла Новосокольники Великие Луки, что предполагает модернизацию пропускного пункта «Бурачки» (направление Москва Рига), в состав которого входят автодорожный и железнодорожный пункты пропуска, и включение его в предлагаемый к созданию региональный транспортно-логистический центр; международного пропускного пункта «Лобок» (Витебское направление), а также пунктов упрощенного пропуска на государственной границе;
малого регионального логистического узла в г. Невель.

Кроме того, предусматриваются формирование оптимальной межрайонной межселенной дорожной сети и реконструкция и капитальный ремонт сети региональных автодорог общего пользования, подъездов к населенным пунктам, международным пунктам пропуска и пр.

Объемы перевозок, выполняемых в настоящее время авиа- и водным транспортом, малозначимы по сравнению с показателями автомобильного и железнодорожного сообщения. Необходимость формирования условий для устойчивого развития Псковской области, напрямую связанная с сохранением и модернизацией транспортной инфраструктуры, предполагает усиление роли воздушного транспорта, а именно дальней авиации, как стратегически важного элемента для любого региона.

Помимо этого, предусмотрено создание инфраструктуры речного транспорта вдоль береговой линии озерной системы области, направленное на развитие регулярного пассажирского сообщения между городами и крупными населенными пунктами, расположенными вдоль акватории Чудского и Псковского озер, а также на создание новых туристских маршрутов.

Природно-экологический каркас

С учетом особого значения Псковской области как источника экологической стабильности на западной границе России важной становится задача формирования цельного, экологически связанного природного каркаса территории, обеспечивающего сохранение и воспроизводство природных ресурсов, экологическую стабильность территории в межрегиональном масштабе.

Анализ существующего положения показывает, что особо охраняемые природные территории (ООПТ) в Псковской области расположены относительно равномерно, а площадь их, в отличие от многих субъектов РФ, достаточна. Однако в целях сохранения ряда ценных ландшафтов и природных объектов, а также для более равномерного распределения ООПТ по территории области предлагается расширение их существующей сети. Поддержание природно-экологического каркаса и создание новых охраняемых территорий, в частности природных парков, будет способствовать развитию туризма, позволит регулировать поток туристов, обустроить туристические маршруты и экологические тропы.

Проектом предусмотрены следующие решения по развитию сети ООПТ Псковской области, которые среди прочего базируются на анализе ландшафтной структуры области и степени антропогенной нарушенности ландшафтов (рис. 5, 6):
создание двух природных парков в центральной части Псковской области на территории Судомской возвышенности в Дедовичском, Порховском и Новоржевском районах, а также на территории Бежаницкой возвышенности. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Создание парков позволит сохранить ценные природные ландшафты. В то же время статус природных парков позволяет выделять внутри них природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. Таким образом, территории не исключаются из хозяйственной деятельности, но ведется она в щадящем режиме;
Рис. 5. Природно-экологический каркас


организация памятников природы регионального значения. Проект предусматривает придание двум природным комплексам «Озеро Жижицкое» (площадь 5950 га) и «Озеро Усмынское» (941 га) статуса памятников природы регионального значения. Также предусмотрено образование памятника природы «Озеро Полисто» (8206 га) на территории Бежаницкого района, работы по организации которого уже ведутся;
организация природного заказника регионального значения в Стругокрасненском районе. Для увеличения площади ООПТ на севере Псковской области (где существует лишь один зоологический заказник «Николаевский») проектом предусмотрена организация природного заказника в западной части Стругокрасненского района. Здесь расположены одни из наиболее ценных ландшафтов области.
Рис. 6. Ландшафтно-рекреационный потенциал


Историко-культурный каркас

Большое значение для планировочной структуры области имеет историко-культурный каркас1 (рис. 7).
Рис. 7. Объекты культурного наследия


Кроме памятников истории и культуры к культурному наследию области может быть отнесена исторически сложившаяся система расселения. Исторические города, старинные сельские поселения, их природно-ландшафтное окружение, исторические сухопутные и водные пути сообщения рассматриваются как особые виды культурного наследия области.

В список исторических поселений Псковской области внесены 13 городов и поселков городского типа, кроме того, в области находятся 4395 объектов культурного наследия, в том числе: 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3767 памятников местного значения и 256 вновь выявленных объектов наследия. Таким образом, историко-культурный каркас Псковской области это сложная, сформировавшаяся в течение многих веков система памятников истории и культуры, порой неразрывно связанная с уникальными природными ландшафтами.

Развитие индустрии туризма и рекреации (рис. 8) во многом обусловлено историко-культурным наследием и природными ресурсами региона. Этот сектор экономики имеет значительный потенциал в качестве одной из отраслей межрегиональной специализации. На территории области возможны организация традиционных сухопутных и водных туристических маршрутов, баз отдыха на водных объектах, развитие инфраструктуры туризма на основе культурно-исторических центров, а также таких видов активного отдыха, как охота и рыболовство, спортивный, экологический туризм и др. По результатам анализа можно выделить два района опережающего развития туризма, рекреации и гостеприимства (Псково-Печорский, Пушкиногорско-Великорецкий), два района развитой сферы туризма и рекреации (Себежско-Поозерский и Великолукский) и три района с отставанием в развитии туристско-рекреационной сферы (Чудско-Плюсский, Порховский, Бежаницкий).
Рис. 8. Концепция развития туризма и рекреации


Среди сложившихся туристских зон в Псковской области выделены Изборская и Пушкиногорье (культурно-познавательный туризм), а также Себежская (экологический туризм). На перспективу предлагается выделение новой туристской зоны Опочецко-Великорецкой.

Среди сложившихся рекреационных зон выделены: Псковская и Великолукская (пригородные), Хиловско-Порховская (лечебно-оздоровительная), Голубые Озера (оздоровительная).

Для дальнейшего развития сферы туризма и рекреации в Псковской области Схемой предлагается:
создание двух новых природных парков регионального значения, совмещающих рекреационную и природоохранную деятельность (с выделением соответствующих функциональных зон) в Порховском, Пушкиногорско-Великорецком и Бежаницком районах;
создание новых рекреационных зон (Чудская, Плюсская, Судомская, Алё, Локнянская, Маевская, Алоль-Вязевская, Жижицкая) и Опочецко-Великорецкой туристской зоны;
формирование новых центров туризма и рекреации местного (Крипецкое, Творожково, Бардово, Верхний Мост, Дно, Миритиницы, Новосокольники, Усвяты, Пустошка и др.) и регионального значения;
создание новых туристических связей (внутрирегиональных и местных, межрегиональных и международных) формирование новых перспективных туристических маршрутов;
развитие полноценной инфраструктуры туризма и отдыха во всех существующих и формируемых центрах и зонах, планомерное развитие сферы сопутствующих услуг, создание в Печорском районе горнолыжного центра, а также тематических объектов: спортивного центра, туристских деревень и конноспортивных объектов (для обслуживания местного населения и туристов);
расширение лечебно-оздоровительных учреждений, развитие материальной базы курортов (Псковский, Порховский, Невельский районы);
развитие существующих и строительство новых детских оздоровительных учреждений, преимущественно в новых рекреационных зонах, создание соответствующей инфраструктуры.

Все это позволит увеличить въездной поток посетителей Псковской области с 800 тыс. в настоящее время до 3,5 4 млн человек на перспективу (2025 2027 гг.), а также среднюю продолжительность пребывания туристов на территории области.

Каркас расселения

Цель градостроительной политики в сфере расселения состоит в обеспечении устойчивого развития областной системы расселения и ее подсистем межрайонных, районных, кустовых и локальных систем расселения. Устойчивое развитие систем расселения подразумевает, во-первых, стабильное развитие (сохранение размеров и основных функций) центров расселения, во-вторых, повышение внутренней связности всех систем расселения области.

Роль центров систем расселения межрайонного значения (каждая система обычно объединяет несколько районов) сводится к обеспечению населения услугами объектов и учреждений социальной инфраструктуры более высокого ранга, чем в районных центрах, а также размещению деловых, офисных и финансовых структур.

В современных экономических условиях функционирование центров систем расселения в организационно-правовом отношении осложнено отсутствием официального статуса. На фоне сложившихся и формирующихся в стране административных членений территории субъектов РФ, административные районы, муниципальные образования разных рангов, городские округа и т. д. системы расселения в существующую административно-территориальную структуру не вписываются, а их центры не обладают юридически закрепленными правами. Тем не менее, существование таких планировочных образований с социально-экономической и планировочной точек зрения оправдано, поскольку многочисленные центры административных районов экономически не могут выполнять ряд указанных выше функций.

В Псковской области дополнительно к четырем основным системам расселения, выделенным в предшествующей схеме районной планировки области, на расчетный срок действия схемы территориального планирования целесообразно выделить дополнительно Бежаницкую систему. Это позволит обеспечить населению области более равномерный доступ к учреждениям социальной инфраструктуры (рис. 9).
Рис. 9. Каркас расселения


1 Этот раздел Схемы территориального планирования Псковской области выполнен по заказу НПИ «ЭНКО» Институтом «ИНРЕКОН» под руководством архитектора Т.А. Вайнштейн.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ЭНКО НПИ, ООО
Каталог Авторов:
   - Красовская О.В.
   - Скатерщиков С.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Природопользование / Экология
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / Псковская область
Тематич. разделы / Демография и статистика
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2008
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №4_2008
Цитирумость документа: 2
05:12:07 24.12 2008   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.031002998352051 sec, Question: 97