Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  















Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Восточно-Донбасская агломерация. Схема территориального планирования

Р.И. Хамецкий (ОАО «НИИП Градостроительства», Санкт-Петербург)


Западный внутри-областной район Ро-стовской области расположен в восточной части богатейшего Донецкого угольного бассейна (Донбасс) и занимает территорию площадью 13 734 км2 (рис. 1).

Освоение угольных ресурсов Донбасса исторически шло с запада на восток. Если угольные месторождения западной части Донбасса уже практически исчерпаны (за некоторым исключением в Гуковской зоне угленосности), то запасы восточной части по ряду причин, в том числе из-за более глубокого заложения угольных пластов и слабого развития инфраструктуры, долгое время оставались нетронутыми, составляя своеобразный резерв для развития угледобывающей промышленности Ростовской области.

Принятая на правительственном уровне и последовательно реализуемая с 1994 г. программа реструктуризации угольной отрасли, выразившаяся в закрытии нерентабельных шахт, знаменует собой переломный этап в развитии Восточного Донбасса, угледобывающая промышленность которого уверенно продвигается на восток.

При этом актуальными становятся задачи территориального планирования, формирования систем расселения в местах размещения новых шахт и обогатительных фабрик, охраны природы и соблюдения экологического баланса, совершенствования транспортно-инженерной инфраструктуры, благоустройства территории, развития системы социальной рекреации и туризма.

Таков был комплекс градостроительных задач, которые предстояло решить творческому коллективу научно-проектного отдела ОАО «НИИП Градостроительства» (Санкт-Петербург) при проектировании схемы территориального планирования (СТП) Восточно-Донбасской агломерации. Авторы научно-проектной разработки: Р.И. Хамецкий (руководитель проекта), Н.П. Заборщикова (руководитель инженерных разделов проекта), архитекторы Р.А. Мирзоев, А.Э. Чинчук, инженеры Н.Л. Логинова, О.М. Панченко, Е.С. Николаева, М.М. Казаков, М.С. Душейко.

Основополагающими документами стали:
— действующий Градостроительный кодекс РФ;
— утвержденная схема территориального планирования Ростовской области (разработчик — РосНИПИ Урбанистики, Санкт-Петербург);
— Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г., утвержденная Законодательным собранием Ростовской области в 2007 г.

Также учитывались наиболее актуальные научно-методические разработки НИИП Градостроительства.

В исторически сложившейся планировочной структуре Ростовской области сформировались и развиваются две агломерации: Ростовская, центром которой является г. Ростов-на-Дону, и Восточно-Донбасская, своеобразное ядро которой образуют близко расположенные города Шахты, Новошахтинск и Красный Сулин. В этой группе г. Шахты выделяется значительно более высокими численностью населения и уровнем развития градообразующей базы. Зона влияния ядра агломерации охватывает территорию Октябрьского, Красносулинского, Каменского, Белокалитвинского, Тацинского и Усть-Донецкого муниципальных районов. Районы связаны с ядром агломерации как функционально, так и в средовом отношении: транспортным и экологическим (природно-ландшафтным) каркасами, сервисными, трудовыми и производственными корреспонденциями, что можно считать признаками активно развивающейся агломерации.

Транспортный каркас Восточного Донбасса представлен сетью федеральных и региональных автодорог, магистральными линиями железных дорог, судоходными фарватерами Дона и Северского Донца.

Территорию агломерации пересекают трассы федеральных дорог М-4 (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону) и М-21 (Волгоград — Украина), региональные дороги Новочеркасск — Новошахтинск и Шахты — Цимлянск. Трассы магистральных линий железных дорог дублируют направления федеральных автодорог. Судоходный фарватер Северского Донца в устьевой части завершается Усть-Донецким портом типа «река — море», реализующим выход грузопотоков через Дон к морскому порту Таганрога.

Особо примечателен экологический каркас агломерации. В условиях южной степной зоны с ярко выраженными трудностями культивации древостойных растительных форм (они удерживаются только в местах стабильного увлажнения — в долинах рек) ландшафтный каркас является в полном смысле экологическим. К долинам основных рек стремится все живое: лесные массивы, фауна, сельские поселения, образующие по берегам рек линейно-полосовые системы освоения территории.

Рис. 1. Схема функционального зонирования Восточно-Донбасской агломерации (основной чертеж)


Основу экологического каркаса составляет четырехуровневая гидрографическая сеть: первый уровень представлен базисным водотоком — Доном, второй — его притоками (реки Северский Донец и Аксай). Дон и Северский Донец являются судоходными. Третий уровень — притоки Северского Донца и Аксая (реки Кадамовка, Керчик, Грушевка, Кундрючья, Лихая, Провалье, Каменка, Калитва, Калитвинец, Быстрая), четвертый уровень — притоки водотоков третьего уровня (реки Аюта, Атюхта, Сухой Керчик, Бургуста, Несветай и др.). При этом территория подразделяется на семь водосборных бассейнов.

Восточный Донбасс — это, прежде всего, зона размещения угледобывающей промышленности. Угленосная площадь составляет более 30 тыс. км2 и членится на шесть районов: Каменско-Гундоровский, Белокалитвинский, Тацинский, Шахтинско-Несветайский, Гуково-Зверевский и Сулино-Садкинский. Наиболее продуктивны последние два.

При этом большая часть (73%) территории угленосной зоны до сих пор не разведана и таит, надо полагать, значительные балансовые запасы. Как отмечалось выше, освоение угольного ресурса велось с запада на восток, т. е. от меньшей к большей глубине залегания пластов (разведкой охвачена глубина до 1,5 км по вертикали).

Согласно программе реструктуризации угольной отрасли закрываются нерентабельные шахты, а взамен проектируются и строятся современные мощные угледобывающие комплексы. Так, в 1968 г. работало 97 шахт, в 2001 г. — 23, а по состоянию на 2007 г. продолжали работу всего 11 (Гуковская, Алмазная, Ростовская, Дальняя, Замчаловская, Западная, Обуховская, Шерловская наклонная, Садкинская, № 37 и Восточная). В стадии строительства находятся шахты Обуховская № 1, Кадамовская, Быстрянская, Садкинская-2 (Восточная). Шахты им. Б.Ф. Братченко и Западная Кадамовская проектируются. В план проектных работ в ближайшее время будут включены Садкинская-Северная, Заповедная-Северная и Платовская шахты.

Прочие отрасли добывающей промышленности представлены комплексами по добыче известняка и строительных материалов.

Обрабатывающая промышленность, в отличие от дисперсного расположения мест приложения труда в добывающих отраслях, тяготеет к концентрации (кооперированию, сближению элементов основного, вспомогательного и сопутствующего производства, созданию крупных межотраслевых комплексов). Примерами комплексов, способствующих объединению городов Шахты, Новошахтинск, Красный Сулин, являются крупный межотраслевой комплекс особой экономической зоны внутриобластного значения, формирующийся на территории Красного Сулина, а также создаваемые в г. Шахты промрайон, технопарк с электрометаллургическим заводом, металлургический завод Красного Сулина. Они являют собой притягательные центры для потенциальных инвестиций, образования вспомогательных и сопутствующих отраслей производства.

В опорном плане получили отражение проблемы сельского хозяйства: транспортные связи с рынком сбыта сельскохозяйственной продукции, приоритетные отрасли животноводства, птицеводства, зернового хозяйства, овощеводства, развитие инфраструктуры.

В исторически сложившейся картине размещения населения четко выделяются системы традиционного сельского (дезурбанизированного) и городского (урбанизированного) расселения.

Численность сельского населения на территории агломерации составляет 271,5 тыс. человек. Этот контингент рассредоточен по 19 местным групповым системам, образующим линейно-полосовые группы сельских населенных мест. Наиболее крупные из них — Глубокинская, Большекалитвинецкая, Калитвинская и Быстрореченская системы. Некоторые полосовые структуры являются частями развитых линейных форм, переходящих в соседние районы (Калитвинская, Быстрореченская). Такого рода форма сельского расселения глубоко традиционна; она формируется спонтанно возле водного зеркала, позволяющего использовать долины водотоков под пастбища, сенокосы, рекреационные зоны. Полосовые группы поселений связаны местными дорогами с центрами соседних поселений, районов и ближайших городов.

Городское население (758,5 тыс. человек) по численности значительно превышает сельское и рассредоточено по городским округам (Шахты, Новошахтинск, Донецк, Каменск-Шахтинский, Гуково и Зверево), городским поселениям (Красный Сулин и Белая Калитва), поселкам городского типа.

Города Шахты, Новошахтинск и Красный Сулин образуют центральное ядро агломерации с общей численностью населения (по состоянию на 2007 г.) 395,8 тыс. жителей. При этом 251 тыс. из них проживает в г. Шахты, который в силу возросшего экономического и культурного потенциала становится опорным центром агломерации.

К числу особо охраняемых природных территорий относятся памятники природы, заказники, ключевые орнитологические территории, природные парки, водоохранные зоны.

При формировании проектного решения авторами использовался метод послойного анализа, как наиболее адаптированный к компьютерной интерпретации.

Размещение производительных сил и населения

В основу Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. положены тезисы ограниченного прироста населения и освоения ресурсов с учетом реальных инвестиционных потенциалов.

При определении концепции развития учитывались два фактора. Первый — «прогрессирующая депопуляция», с 1992 г. характеризующая динамику развития демографических процессов в целом по стране. Хотя в настоящее время наметился путь к стабилизации, но ситуация еще не преодолена. Второй фактор — реализация программы реструктуризации угольной промышленности, неизбежно создающая контингент безработных шахтеров, образующих трудовой ресурс для новых объектов промышленности и системы переподготовки кадров. В таких условиях нет оснований для кардинальных подвижек в развитии людских ресурсов и размещении новых объектов промышленности. Схема территориального планирования области и стратегия ее социально-экономического развития сводятся к единой модели развития, согласно которой в ближайшем будущем не следует ожидать массового и равнозначного развития всех населенных мест области. Напротив, в создавшейся ситуации следует стабилизировать существующие поселения, обоснованно выбирая среди них «точки роста», концентрируя на них основные инвестиционные проекты, усиливая их инвестиционную привлекательность.

«Точка роста» первого ранга — это ядро агломерации, ко второму рангу относятся поселения, входящие в зону активного экономического развития, к третьему — центры наиболее крупных сельских поселений.

Границы зон приоритетного экономического развития определены с учетом ресурсного потенциала, наличия железных дорог и станций, благоустроенных автомобильных дорог, сетей инженерных систем, поселений городского типа с резервом трудовых ресурсов, что в основном предопределяет инвестиционную привлекательность территории, подтверждаемую фактами инвестиций в объекты экономического развития в 2007 г.

На плане выделены десять зон активного экономического развития: центральное ядро агломерации, линейно-полосовая группа Гуково — Алмазный — Зверево, группа Каменск-Шахтинский — Лиховской, Донецк, в восточной части агломерации — Тацинско-Жирновская, Усть-Донецкая, Углегорско-Чапаевская, Садкинская, Шолоховская, Белокалитвинская зоны.

Дополнительно намечены отдельные узлы в зонах комплексного развития и при обособленно размещенных объектах (новые шахты, Новоростовская ГРЭС).

Особенность территориального зонирования агломерации связана с четким выделением исторически сложившихся урбанизированной и дезурбанизированной планировочных зон.

Урбанизированная зона сложилась в западной части агломерации и представляет собой скопление городов и поселений городского типа (Шахты, Красный Сулин, Новошахтинск, Гуково, Донецк, Каменск-Шахтинский, Зверево, поселки Горный, Лиховской, Алмазный, Каменоломни, Углеродовский). Это классическое проявление микроконурбации, т. е. плотного скопления городов на ограниченном участке территории. Наблюдаемое в настоящее время «срастание» городов Шахты и Красный Сулин, Красный Сулин и Новошахтинск в перспективе может привести к образованию единого города. Однако, учитывая 20-летний расчетный срок реализации СТП Восточно-Донбасской агломерации, концепция развития ориентирована на сохранение статуса городов Шахты, Новошахтинск и Красный Сулин с учетом возможности их объединения в более отдаленной перспективе.

Принципиальная модель формирования центрального ядра агломерации представлена на рис. 2.
Рис. 2. Центральное ядро агломерации: города Шахты (опорный центр агломерации), Новошахтинск и Красный Сулин


К центральному планировочному ядру по функциональным признакам тяготеют групповые планировочные образования, сформировавшиеся на основе главных магистральных осей в виде линейно-полосовых групп городов и поселков городского типа. Развитие городов и поселков зоны урбанизации будет осуществляться, ориентируясь на обрабатывающую промышленность. Угледобыча сохранится только в составе Гуковского комплекса. Каменско-Гундоровский комплекс получит свое развитие на базе химической отрасли, вспомогательных и сопутствующих отраслей.

Граница урбанизированной зоны в западном направлении проходит по государственной границе с Украиной, восточной границей является трасса Восточной обходной дороги, разгружающей участок федеральной дороги М-4. Южная граница совмещена с границей Ростовской агломерации, а северная совпадает с планировочным контуром Восточно-Донбасской агломерации.

Территория между федеральной дорогой М-4 и Восточной обходной дорогой рассматривается как буферная подзона между урбанизированной и дезурбанизированной зонами. К числу ее основных функций будут относиться: обеспечение транспортно-инженерной инфраструктурой прилегающих федеральных и региональных дорог, а также намечаемого на перспективу интермодального коридора «Юг — Север» (включая размещение сети центров автосервиса, логистических комплексов, «казачьих» рынков), социальная рекреация с использованием озеленяемых территорий долин рек Северского Донца, Лихой, Кундрючей, размещение опытных сельскохозяйственных и дачно-садоводческих комплексов.

Пространство к востоку от обходной дороги рассматривается в основном как сельская территориальная зона с частичным размещением предприятий добывающей промышленности, а также местных обрабатывающих комплексов в пределах поселков городского типа.

Развитая гидрографическая сеть с озеленяемыми речными долинами, формирующими экологический каркас региона, предопределяет возможность развития зоны социальной рекреации и реабилитационно-оздоровительной деятельности. Емкость зоны рассчитывается исходя из возможности ее использования населением агломерации и соседних районов благодаря достаточно развитой транспортной сети.

В дезурбанизированной зоне отсутствуют условия для формирования городов, но она обладает всеми предпосылками для развития сельского хозяйства, добывающей промышленности, отраслей рекреации и туризма.

В систему зонирования также входят компоненты функционального и регламентно-режимного зонирования. В основном чертеже (рис. 1) особо выделены территории селитебной зоны городов, производственных и санитарно-защитных зон, лесного фонда, акватории водоемов и водотоков, элементы рекреационной зоны, особо охраняемые территории.

Транспортная инфраструктура

Основу транспортного каркаса агломерации (рис. 3) составляют федеральные дороги М-4 (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону) и М-21 (Волгоград — Украина). Дорога М-21 подходит к приграничным таможням через городские улицы, перегружая участок дороги М-4. Проектное решение предусматривает более четкие подходы дороги М-21 и сопровождающей ее железной дороги к приграничной зоне. В настоящее время дорога М-4 в пределах участка Новочеркасск— Глубокий перегружена, а от Глубокого к северу — требует полной реконструкции с переводом из III категории в I (реконструкция уже начата). Учитывая необходимость разгрузки южного участка дороги М-4 и создания восточного обхода городов Новочеркасск и Шахты, предусматривается строительство восточного дублера дороги М-4 в соответствии с СТП области. Трасса получила некоторое уточнение в плане.
Рис. 3. Схема транспортной инфраструктуры


В связи с необходимостью соединить дорогу М-4 с Гуковским трактом ранее предлагалось проложить трассу транспортной связки через селитебную зону г. Красный Сулин. При проектировании схемы территориального планирования трасса связки была уточнена с учетом обхода Красного Сулина с севера и подключения обходного участка дороги к Новошахтинскому приграничному пропускному пункту для организации федерального транзита на Украину. В восточном направлении предлагается продление этого магистрального участка (путем создания дороги регионального значения, дублирующей линию существующей железной дороги) до выхода к Усть-Донецкой зоне экономического развития, будущему производственному узлу Новоростовской ГРЭС и шахтам Восточной Кадамовской, Западной Кадамовской, обеспечивая связь с региональной дорогой в направлении Цимлянска. В результате создания новой широтной дороги центральное планировочное ядро агломерации получит удобную транспортную связь с Усть-Донецким речным портом, Усть-Донецким промышленным комплексом, Новоростовской ГРЭС, Цимлянским трактом и комплексом нового нефтеперерабатывающего завода в Новошахтинске. В восточной части намечается формирование меридианальной дороги регионального значения.

В связи с перспективой организации новых мест приложения труда и изменением картины грузопотоков возрастет интенсивность потоков транспорта на некоторых местных дорогах, что обусловливает необходимость их благоустройства и частичного уточнения трассировки.

Особо сложным является вопрос о трассировке интермодальных транспортных коридоров. По определению, это сверхскоростные платные межгосударственные линии связи, создаваемые по модели автобана с отчуждением соответствующих полос земли, ограждением и регламентом устройства развязок через 70 и более километров. В профиле коридора размещаются автодорожная линия и сверхскоростная железная дорога.

Основная трудность трассировки таких коридоров через освоенные земли состоит в необходимости учета того факта, что они разобщают части ранее освоенной территории, нарушают хозяйственную жизнь муниципальных районов. Обычно их трассу рекомендуется приближать к периферийным границам районов или пускать рядом со скоростными дорогами. В соответствии с генеральной схемой по территории Восточного Донбасса должны пройти интермодальные коридоры меридионального и широтного направления. Проектом предлагаются два варианта резервирования трасс. Первый подразумевает приближение к границам муниципальных районов, второй — трассировку «под прикрытием» восточного дублера дороги М-4 и южнее Новошахтинска с переходом на территорию Украины и к порту Таганрога (был ранее предложен в СТП области).

За 20–30 лет расчетного срока данного проекта вряд ли можно надеяться на возможность формирования принципиально новых планировочных структур, противопоставляемых сложившимся за последние двести лет. Концептуальная установка схемы территориального планирования агломерации — сохранение исторически сложившихся структурно-планировочных форм с некоторой их модернизацией, учитывающей современные функциональные требования и инвестиционные возможности. Например, в структуре сельского расселения мы имеем сложившиеся линейно-полосовые группы сельских поселений, в частности Большекалитвинецкую и Малокалитвинецкую, насчитывающие более тысячи частных хозяйств. Хозяйства ограничены в своем развитии трудностями сбыта продукции, сложностью подвоза товаров к рынкам в отдаленных городах. В проекте дается предложение по организации обходных местных дорог, направленных к единому узлу на оживленной региональной дороге, и размещению в нем благоустроенного «казачьего» рынка, логистического комплекса и местного центра обслуживания.
Часть аналогичных линейно-полосовых групп поселений можно подсоединить к местным центрам коммуникативного обслуживания, часть — к центрам ближайших городов и поселков городского типа. Внутри групп резервируются места для размещения центров первичного обслуживания.
В урбанизированной зоне также присутствуют линейно-полосовые структуры, которые по причине близости размещения, развития первичных культурно-бытовых корреспонденций, композиционного единства рассматриваются как структурные элементы урбанизированной среды.
Структурно-планировочным центром агломерации является ее ядро — объединение на базе особой экономической зоны трех городов с явным доминированием города Шахты. Его центр получает естественное развитие в направлении Красного Сулина и Новошахтинска.

Формирование рекреационных зон. Туризм

Восточный Донбасс по возможности организации долговременного отдыха уступает южным приморским районам, побережьям Азовского и Черного морей. Долговременный санаторно-курортный отдых для агломерации считается выездным, хотя организация реабилитационно-оздоровительных мероприятий и краткосрочного отдыха традиционно тяготеет к экологическому каркасу Восточного Донбасса.

Туризм территорию Восточного Донбасса «обходит стороной». Для его развития необходимо обустроить объекты туристического интереса и создать комфортабельную транспортную сеть (прежде всего, восстановить пассажирское движение по речному фарватеру Северского Донца). В настоящее время на месте предполагаемой исторической битвы князя Игоря с половцами у села Погорелово в окрестностях Белой Калитвы межэтническое общество «Каяльские чтения» устраивает зрелищные имитации сражения. В окрестностях села Пухляковского создается центр казачьего быта (по инвестиционному проекту), интерес может представлять заповедная историко-культурная зона в центре г. Шахты. Проектом учитываются особенности проявления межселенных культурно-бытовых корреспонденций и образования полей тяготения к центрам обслуживания, формируется структура межселенной сервисной системы.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ЦНИИП Градостроительства
Каталог Авторов:
   - Хамецкий Р.И.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Южный ФО / Ростовская область
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №1_2009
Цитирумость документа: 1
00:37:18 24.03 2009   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.013853073120117 sec, Question: 102