Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Ю.А. Перелыгин, председатель совета Национальной гильдии градостроителей, член правления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», заместитель генерального директора по строительству ООО «Конгресс-Центр «Константиновский»:

Создается впечатление, что мы сами являемся снобами: не хотим «пачкаться о власть»



Причины создания Национальной гильдии градостроителей


В сфере территориального планирования сложилась ситуация, в которой лично для меня есть несколько весьма болезненных точек.

Во-первых, как правило, решения по многим знаковым для страны объектам, в том числе градостроительным (новые города, крупные портовые комплексы, кольцевые трассы, большие строения и пр.), принимаются несмотря на или в пику профессиональному мнению градостроителей. Получается, что лицо, принимающее решение, может руководствоваться совершено противоположной профессиональному сообществу точкой зрения.

Во-вторых, сейчас во властных структурах на федеральном уровне практически нет профессиональных градостроителей. Случилось так, что я оказался единственным в своем роде, кто начал что-то делать с точки зрения территориального планирования и укрепления статуса профессии градостроителя-проектировщика. У меня создается впечатление, что мы сами являемся снобами: не хотим «пачкаться о власть».

В-третьих, общепринято, что градостроители входят в архитектурно-строительный цех. Но до последнего времени у нас не было самостоятельной профессии. Профессия «градостроитель» только-только появилась, возможно, и не без наших усилий. В перечне профессий, изданном Минздравсоцразвития России, появились должности главных градостроителей организаций, предприятий, субъектов Федерации.

В октябре 2007 г. Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) вышла в Правительство РФ с предложением принять систему подготовки кадров по специальности «градостроитель». Идея нашла поддержку в Минобрнауки России и Минрегионе России. В настоящее время в ряде вузов образованы кафедры градостроительства. Однако решение задачи, нацеленной на создание системы подготовки большого числа грамотных специалистов в области территориального планирования, идет крайне медленно. Мало изменились программы учебных курсов, в которых по-прежнему превалирует техническое направление. Вузы готовят хороших инженеров, строителей, архитекторов, которые потом достаточно долго вникают в тонкости профессии градостроительного проектировщика, например, работая в градостроительных структурах. Учить же необходимо, как минимум, основам функционирования сложных системных объектов. Так, в учебные программы Массачусетского технологического института для специалистов по градоустройству включен широкий круг социально-экономических дисциплин, экономика, основы управления, социология, в том числе основы социологии группы. И это правильно.

В-четвертых, в нашей стране так сложилось, что зарплата градостроителей, которые несут колоссальную ответственность за результаты проектирования, как правило, в два-три раза меньше зарплаты архитекторов так называемого объемного проектирования. Привлечь молодого специалиста в градостроительство гораздо сложнее, чем в архитектурную мастерскую, где он будет заниматься созданием интерьеров, зарабатывая больше при несопоставимом уровне ответственности.

В-пятых, градостроительному цеху, численность которого сократилась раз в десять по отношению к советскому периоду, достаточно трудно выжить. Главную причину подобной ситуации вижу в невостребованности со стороны власти, особенно федеральной, градостроительных проектов. Хотя жизнь не раз доказывала, что исправление планировочных градостроительных ошибок обходится гораздо дороже по сравнению, например, с корректировкой не очень удачного объемного архитектурного проекта.

К тому же неправильный выбор планировочного функционального решения на десятилетия может задержать развитие города.

Простой пример: в 2001 г. в Санкт-Петербурге начали строить кольцевую автодорогу (КАД). Согласно Генеральному плану города и области, сделанному еще в советский период, КАД была «пробита» оптимально. Но за прошедшее время все земли между городом и дорогой обрели хозяев. Чтобы избежать «врезания» в частную собственность при строительстве проект изменили: трасса стала извилистее и соответственно длиннее. Более того, дорогу начали строить, не имея полной проектно-сметной документации, что сказалось на оценке затрат, объема работ и сроков сдачи объекта. Так, первоначально общие затраты оценивались в 20 млрд руб., сдача объекта была запланирована на 2002 г. Однако уже в 2002 г. с уточнением проекта сумма общих расходов увеличилась до 70 млрд руб., а срок сдачи был отодвинут на 2010 г. По состоянию на 2009 г. в проект вложено 168 млрд руб., что многократно превышает первоначальную смету. При этом не стоит забывать, что проект имеет федеральное значение и за ним следит не только губернатор города, но и премьер-министр России, иначе он давно мог быть «заморожен».

В том, что градостроители долгое время не были организованы как профессиональное объединение и не защищали свои интересы, как ни прискорбно, есть и немалая доля вины самого цеха. Кто такой градостроитель-проектировщик? Это специалист, который способен представлять город или поселение сообразно масштабу проектирования и работать (думать) в разных масштабах. Хороший планировщик «видит» развитие миллионного города. Но это видение дается лишь прошедшему определенную школу и формируется не за один год.

Идея создания Национальной гильдии градостроителей возникла давно, лет 10 назад. Но только в феврале 2008 г. мы приняли так называемую Омскую декларацию, где представители 42 организаций из шести федеральных округов в качестве целей деятельности организации заявили следующие: содействие формированию и проведению на всех уровнях власти градостроительной политики, способствующей созданию полноценной среды проживания человека; разработку правовых, нормативных и методических документов, регулирующих градостроительную деятельность в России; определение профессиональных требований к градостроительным проектам и квалификации специалистов-градостроителей, а также рейтинга градостроительных организаций; распространение лучших практик профессиональной деятельности; подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов-градостроителей и лиц, участвующих в управлении развитием территорий, просвещение населения в этой области; повышение роли членов гильдии в формировании и проведении градостроительной политики в России; внедрение современных технологий в обеспечение градостроительной деятельности (полностью текст Омской декларации см. на сайте Национальной гильдии градостроителей: http://www.urbanplanner.ru ).

Национальная гильдия градостроителей: на пути к саморегулируемой организации

К такому выбору нас подтолкнуло вступление в силу 1 декабря 2007 г. Федерального закона «О саморегулируемых организациях», который предоставил правовую основу для реальных действий. Это, надеемся, позволит формализовать отношения на рынке градостроительных услуг. Лицензирование градостроительной деятельности государством уже не ведется, в ближайшем будущем и экспертиза градостроительных проектов может стать делом добровольным. В настоящее время в градостроительной сфере деятельности появилось много новых исполнителей. К сожалению, они достаточно часто профанируют профессию, делают некачественные проекты, демпингуют цены. Примеров тому много. Поэтому важнейшими направлениями работы Национальной гильдии градостроителей становятся разработка и принятие нормативных документов в сфере градостроительного проектирования с возможным приданием в дальнейшем им статуса национальных стандартов. Одной из первых отраслевых разработок можно назвать документ «Стандарты и правила предпринимательской деятельности Национальной гильдии градостроителей «Градостроительная деятельность. Общие требования к подготовке градостроительной документации».

Считаю, что форма саморегулируемой организации (СРО) позволит объединить профессионалов, выработать единые правила поведения на рынке, включая расценки работ, повысить материальную ответственность исполнителей, в том числе через страхование проектов.

Членами гильдии принято решение в течение 2009 г. сделать все необходимое для регистрации Национальной гильдии градостроителей как саморегулируемой организации.

Правила приема новых членов в Национальную гильдию градостроителей были выработаны уже на первых заседаниях совета гильдии. Поначалу они были достаточно жесткими, исходили из установления набора критериев, под которые подпадает та или иная деятельность организации, занимающейся градостроительным проектированием, и достаточно высоких цензов в отношении масштаба проводимых работ и вступительного взноса. Однако вскоре стало ясно, что тем самым приходится отказывать в членстве достаточно большому числу профессиональных организаций. Поэтому вступительный взнос снизили. Не последнюю роль в этом сыграл и экономический кризис. В настоящее время вступить в Национальную гильдию градостроителей может любая градостроительная организация, которая руководствуется разработанными и принятыми гильдией стандартами работы, имеет соответствующий опыт и достаточное число специалистов определенной квалификации, ведет масштабные работы по различного рода объектам, начиная от уровня страны и заканчивая поселком и жилым кварталом. Подобных организаций не так много. Важно все их привлечь в состав гильдии.

Схемы территориального планирования: федеральный и региональный уровни

В постановлении Правительства РФ № 198 от 23 марта 2008 г. «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования РФ» декларируется, что порядок подготовки и согласования схемы территориального планирования в масштабе страны обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в установленных сферах деятельности которых предполагается создание объектов капитального строительства федерального значения, изменение границ земель, территорий и зон. Для подготовки проекта схемы состав и объем инженерных изысканий, необходимых для определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, должен определять Минрегион России. Однако выяснилось, что готовность к работе — нулевая, поскольку у министерства нет картографической основы, использовать которую требует Градостроительный кодекс РФ. Минрегиону России совместно с Федеральным агентством геодезии и картографии было предписано до 1 сентября 2008 г. обеспечить разработку цифровой картографической основы схем территориального планирования РФ. Хотя это и сделано, методика работы с данным материалом остается неопределенной, и судить о темпах разработки схем территориального планирования регионов трудно. Думаю, они невысоки. Вряд ли сейчас ведомства будут для себя «пробивать» ту часть схемы, которая касается объектов капитального строительства федерального значения, хотя многие из них, особенно принявшие стратегию развития отрасли, должны были уже начать это делать. Так, Правительство РФ утвердило стратегию развития транспорта. Но без схемы территориального планирования принятая стратегия не имеет привязки к территории. Ведь если «заземлять», т. е. рассматривать дорожное планирование в территориальном аспекте, может оказаться, что размещение той или иной дороги на данной территории невозможно. Территориальное планирование в значительной степени корректирует принятые отраслевые решения на уровне стратегического планирования. То же самое и в энергетике. С принятием концепции развития отрасли необходимо отобразить и согласовать размещение генерирующих мощностей и других объектов электроэнергетики на конкретной территории, а также в масштабе страны учесть расположение объектов других отраслей.

Между тем оказалось, что создание отраслевых схем территориального планирования запаздывает, да и, честно говоря, отрасли к внедрению подобной технологии работ еще не готовы. Думаю, что через год или полтора начнется согласование стратегий развития отраслей. Кто-то сделает это быстрее, кто-то — медленнее, кто-то успеет только заложить в бюджет проведение таких работ.

Что касается основных положений схемы пространственного развития РФ и схем территориального планирования, то они могут быть разработаны и приняты, если Минрегион России посчитает для себя необходимым инициировать соответствующее постановление. Безусловно, это весьма трудоемко, но важно. Не так давно мне довелось участвовать в обсуждении планов развития ряда регионов в условиях кризиса, которое проводил председатель правления Фонда «Институт современного развития» И.Ю. Юргенс. Он поставил практический диагноз: отраслевые стратегии не «видят» друг друга. Так, стратегия транспорта разработана без учета стратегии энергетики, стратегия энергетики не учитывает стратегию развития химической промышленности и пр. Более того, эксперты считают, что отраслевые стратегии вообще не пересекаются. Регионы в этих условиях пытаются договориться и решить вопросы собственного развития. Такое стратегическое планирование чревато конфликтами: кто первый успел, тот и занял площадку под строительство. Но для пространственного развития страны это путь весьма затратный, тем более что в условиях кризиса профинансировать все федеральные проекты невозможно. Представьте, если каждый регион заявит по одному объекту федерального уровня одного и того же типа: шесть мостов через Волгу строить одновременно нецелесообразно.

Под флагом Минрегиона России

С точки зрения общего согласования, конечно, такую работу должно координировать Министерство регионального развития РФ. Но пока этого не происходит. В настоящее время социально-экономические программы развития регионов как элементы стратегии развития экономики страны тоже принимаются, к сожалению, без территориальной привязки. В свое время, когда я работал в Минрегионе России, мы подготовили проект постановления о комплексных программах социально-экономического развития территорий. В нем были системно увязаны несколько документов, а стратегия социально-экономического развития согласовывалась с территориальными схемами. На уже упоминавшейся мною встрече в Институте современного развития зашла речь о данном проекте. Прозвучала заинтересованность продолжить работу в виду ее актуальности. Хотелось бы, чтобы нацеленность на стратегическое развитие и системный подход к территориальной деятельности снова стали определяющими. Национальная гильдия градостроителей не только планирует взаимодействовать с Минрегионом России, но уже участвовала в ряде совещаний. В настоящее время в связи с экономическим кризисом министерство пересматривает программу действий. Департамент территориального планирования и стратегического развития остается, с моей точки зрения, одним из ведущих властных органов, с которым надо сотрудничать, и в дальнейшем мы планируем значительно расширить совместную работу. Я, например, вхожу в Общественный совет при Минрегионе России, в ряд его комиссий. Коллеги из дирекции и совета гильдии принимают участие в различного рода профессиональных совещаниях разного уровня. Стараемся с властью поддерживать тесные контакты.

Гильдия в части территориального планирования несколько опережает министерство. И это вполне нормально: деятельность должна опережать любую структуру, ее формализующую. К сожалению, часто будущее вводится через правовую реальность: приняли закон и в соответствии с ним выстраиваем деятельность. Причем подчас существующее положение вещей волевым усилием меняем на совершенно противоположное. Примером может служить Градостроительный кодекс РФ. Разработчики до сих пор не могут ответить на вопросы: почему перешли на иную схему работы градостроителей и почему в России теперь используются технологии разработки, принятые в США?

В свое время принятие кодекса аргументировалось необходимостью снятия административных барьеров, отмены пакетов документов по техническому регулированию, равно как и идеей внедрения системы правового зонирования. Однако в нашей стране правовое зонирование так по-настоящему и не заработало, поскольку собственность была организована иначе, чем в США. Внедрение правового зонирования в США было инициировано страховыми компаниями, которые при исследовании наступления страховых случаев для домов, расположенных в рамках хаотичной застройки, выявили закономерность: если загорался один дом, то сгорали еще несколько. Тогда страховщики профинансировали и пролоббировали закон о зонировании. После этого появились зоны, отступы, нормы. Только при соответствии этим нормам собственность страховалась. В России вышло наоборот, поскольку вся собственность была государственной. Мы пытались, образно говоря, инструментом для починки очков отремонтировать паровоз.

Кстати сказать, силы лоббирования нового Градостроительного кодекса РФ были столь мощными, что градостроительный цех с ними попросту не справился: его представители не участвовали в разработке закона. Создание Градостроительного кодекса РФ без привлечения градостроителей означает, что тогда мы не сумели доказать собственную необходимость. Вот и возникают ситуации, когда, например, по городу принимаются решения, с которыми профессионалы не могут согласиться. Представьте, что главный архитектор города — четвертое лицо в иерархии городской власти — ничего не может изменить! В советские времена такого просто не могло быть.

Градостроительный кодекс РФ и разработка градостроительной документации

Сжатые сроки разработки градостроительной документации, утвержденные в Градостроительном кодексе РФ, в условиях ослабления контролирующей функции государства, нехватки специалистов и неурегулированности ряда законодательных вопросов могут привести к тому, что на две трети это будет бесполезная работа. К тому же создается впечатление, что разработчики Градостроительного кодекса РФ не учли, что градостроительные документы являются изначально инженерными, а не нормативно-правовыми. Без нормального генерального плана нельзя создать качественный проект планировки. В противном случае получим проект в искаженной системе координат с нарушением инженерных сетей. Если строители не получат документации, разработанной непосредственно для этапа строительства, они «слепят» то, что получится. И тогда исправления обойдутся много дороже самого проекта.

Чтобы от генерального плана перейти к конкретным действиям на строительной площадке, нужно создать серию проектов разного масштаба. Невозможно на основе генерального плана масштаба 1:10 000 сразу перейти к детальным объемно-пространственным решениям по формированию локальных пространств в масштабах 1:500 или 1:200. Конечно, есть талантливые специалисты, способные на такое, но они не менее 25 лет отработали в профессии.

Поэтому думаю, что в условиях кризиса выживут те градостроительные организации, которые работают действительно профессионально. Рано или поздно мэрам городов, руководителям администраций понадобится реальная инженерная планировочная документация. Ее и будут заказывать, благо нормы сохранились. Хорошо, что не все воспринимают генеральный план лишь как красивую картинку. Ведь он имеет значение не только для социально-экономического или функционального управления объектом в целом, но и формирования инженерного обеспечения. Изъять же инженерную составляющую невозможно, как невозможно отказаться в планировании от комплексного и системного подходов. Точно также можно предложить вести проектирование развития страны не в целом, а по отдельным составляющим, по ним же потом пытаться управлять. Поэтому сокращение сроков разработки проектов в ущерб их качеству (а так и будет, сомневаться не приходится) позволит территориальным администрациям поставить галочки об исполнении поручения и не более того. Хотя отрадно, что власть начинает понимать жизненную необходимость документов территориального планирования.

Информационные цифровые технологии и градостроительное проектирование

Наш первый компьютер СС-1420, который стоял в институте «Ленгипрогор», занимал половину вестибюля. Мы с его помощью начинали рассчитывать проекты. На первом персональном компьютере «Искра» впервые моделировали потоковые системы. Кстати, наша модель с большим числом параметров на входе и выходе до сих пор остается одной из лучших в мире, но, к сожалению, мало кто о ней знает. Сегодня, конечно, объемное проектирование даже представить себе невозможно без информационных технологий. Особенность градостроительной документации заключается в сложности объектов проектирования. Проще сконструировать космический корабль, поскольку в нем все внутренние динамические процессы уже решены. Город — это социальная система, в которой обратный сигнал ведет себя не так, как в технической. К тому же, с точки зрения процессов проектирования и прогнозирования, каждый город практически индивидуален. Поэтому город как объект все еще не решен математически: нет описания, соответствующих моделей. Инструмент не соответствует объекту: ни один из разработчиков программного обеспечения еще не смог смоделировать обычные городские процессы.

Проектирование без использования геоинформационных технологий уже не соответствует требованиям времени. Но, к сожалению, ГИС пока используются лишь как инструмент для хранения и обработки баз пространственных данных или средство для отрисовки проектных решений и оперативного формирования выходных тематических схем. Конечно, ГИС обеспечивают разработку генеральных планов, но качественного скачка в проектировании их использование не дало. Градостроители-проектировщики широко пользуются информационными технологиями, хотя еще не все их возможности задействованы.

На мой взгляд, XXI век должен стать веком других реальностей. И одной из них может быть градостроительство, вернее, градоустройство. Я рад тому, что Национальная гильдия градостроителей заняла весьма активную позицию на этом поприще. В немалой степени нам помогает конструктивное партнерство с ГИС-Ассоциацией.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Национальная гильдия градостроителей
Каталог Авторов:
   - Перелыгин Ю.А.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / г. Санкт-Петербург
Тематич. разделы / Образование
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2009
Цитирумость документа: 1
01:12:17 14.07 2009   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.049583911895752 sec, Question: 92