Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Российское градостроительство — расцвет или кризис?

Градостроительная политика как элемент безопасности государства


Ю.Н. Трухачев
(НПО «Южный градостроительный центр», Ростов-на-Дону)

Ю.Н. Трухачев

Вот уже пять лет Минрегион России рапортует о победном шествии документов территориального планирования по стране. И его же сводки сопровождаются сетованиями со стороны региональной администрации — к сроку-то не успеем, даже ко второму, продленному, не успеем.

Возникает естественный вопрос — к чему такая спешка? Завершим кампанию по территориальному планированию, а что дальше?

При внимательном рассмотрении проблемы становится очевидным, что ни законодательная, ни исполнительная власть в лице государства ни о каком планировании речь не ведут. Просто необходим набор карт-схем, чтобы запустить в оборот последний неприватизированный оплот недвижимости — землю. Между тем, для градостроительства это слишком мелкая задача.

Если же говорить о градостроительстве на мировом уровне, о русской градостроительной школе, положениях Градостроительного кодекса РФ, декларирующих обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, то стоит обратиться к материалам XXIII Всемирного конгресса Международного союза архитекторов (МСА).

В воззвании-манифесте конгресса МСА, проходившего 29 июня — 3 июля 2008 г. в Турине (Италия) и собравшего более пяти тысяч ведущих архитекторов, существующая ситуация охарактеризована как непрекращающееся стремление к неограниченному экономическому росту, присущему современному обществу в последние 60 лет, который привел к драматическим последствиям: демографическому взрыву, «ползучей» урбанизации, неконтролируемому росту загрязнения, чрезмерному ускорению глобализации рынков и урбанизированной системы, потреблению природных ресурсов за пределами способности их воссоздания, прогрессивному истощению энергоресурсов и, как следствие, мировым конфликтам с целью контроля над ними.

Встав на путь тотальной либеризации экономики, уверовав в то, что рынок «все решит», Россия лихорадочно пытается догнать Запад и умножает ошибки «общества потребления». При этом во многих сферах, в том числе в градостроительстве, наметился глубокий системный кризис.

Тотальные реформы социально-экономического характера привели к демонтажу существовавшей в нашей стране системы, но не создали предпосылок для концентрации ресурсов при выполнении новых задач.

Проблемы градостроительства в этих условиях видятся следующими:
— в Конституции Российской Федерации отсутствуют положения об ответственности государства за территорию страны в целом. Эти полномочия по умолчанию переданы на муниципальный уровень управления;
— в Градостроительном кодексе РФ определение состава документации по территориальному планированию доверено субъектам Федерации. Готовы ли регионы к этому? К тому же не учитываются существенные различия в ресурсах субъектов, в том числе и профессиональных (сравните наличие профильных специалистов, например, в Москве и Республике Калмыкии);
— отсутствует государственный статус разработчика и реализатора документации в качестве главного градостроителя соответствующей территории. На рынке градостроительной документации появилось много непрофессиональных, демпингующих организаций. А должности главных градостроителей территорий нередко заняты удобными для руководителей территорий людьми с недостаточным уровнем профессиональной подготовки;
— создание документов территориального планирования, а фактически концепций развития территорий на 20 и более лет, отнесено к области закупок для государственных и муниципальных нужд, где определяющими критериями являются стоимость работ и сроки их выполнения;
— отсутствует знание даже основ градостроительства у вновь избранных или назначенных руководителей территорий. Сладким сном видится принятая во многих европейских странах, например в Германии, практика аттестации и переподготовки руководителей муниципальных образований в области территориального планирования.

Какими же могут быть пути выхода из кризиса? Среди необходимых можно назвать следующие действия:
— присвоение градостроительной политике как элементу государственной безопасности страны ранга государственной стратегии;
— изменение парадигмы градостроительства — переход от планирования развития территории к мониторингу ее развития и применению управляющих усилий;
— широкое привлечение к анализу и выработке рекомендаций по градостроительной политике профессионального сообщества. Разработка курса современного градостроительства и менеджмента в градостроительстве для программы высшего образования;
— аккредитация и закрепление специализирующихся в разработке градостроительной документации проектных организаций на территориальном и межрегиональном уровне. Создание общероссийского градостроительного центра и межрегиональных градостроительных центров;
— создание системы подготовки и переподготовки градостроителей различного профиля (архитекторов, транспортников, специалистов по инженерному обеспечению и инженерной подготовке территории, землеустроителей, экономистов, экологов, юристов) с выдачей соответствующих дипломов и аттестатов;
— создание системы переподготовки градостроителей территорий с выдачей соответствующих аттестатов;
— создание системы обучения вновь избранных и назначенных руководителей территорий основам градостроительства с выдачей соответствующих аттестатов на право руководства территорией;
— создание государственного реестра организаций градостроительного профиля и градостроителей — физических лиц по аналогии с реестром кадастровых инженеров.

И это лишь малая толика жизненно важных мероприятий, направленных на огосударствление градостроительной политики, без чего невозможна целостность и безопасность территории страны. Законы рынка в данном случае не являются панацеей от градостроительных ошибок, последствия которых лягут на плечи следующих поколений. Вместе с тем, последствия эти несоизмеримы с потерями общества от промахов, допущенных при проектировании и строительстве конкретных объектов.

В заключение хочется привести следующую выдержку из воззвания XXIII Всемирного конгресса Международного союза архитекторов: «Необходимо от рыночной анархии переходить к стратегии территориального управления в географическом субконтинентальном масштабе. Реализуя принципы территориального развития, необходимо формировать новую парадигму (синтетически органичную) осознания реальности «ограниченного развития», ориентированную на создание экометрополисов и архитектуры, существующей в симбиозе с природой, взамен механистической парадигмы. Новая парадигма должна быть основана на прогрессивных науках: кибернетике, теории систем, экологии, холистической биологии, теории гештальта, науке о хаосе и т. п.»


См. также:
Каталог Организаций:
   - Южный градостроительный центр / НПО ЮРГЦ
Каталог Авторов:
   - Трухачев Ю.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2009
Цитирумость документа: 1
03:12:05 14.07 2009   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.022105932235718 sec, Question: 80