Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. Нормативы как неотъемлемый элемент подготовки документов территориального планирования

Н.А. Богатырева (ГУП ВО «Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро», Владимир)

Т.К. Убоженко (ГУП ВО «Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро», Владимир)

Н.А. Богатырева
Т.К. Убоженко
Федеральный закон «О техническом регулировании» и действующий Градостроительный кодекс РФ обеспечивают рациональную организацию системы нормирования, при которой вся совокупность обязательных к выполнению требований, обусловленных соблюдением мер безопасности при градостроительном проектировании, содержится в технических регламентах, принимаемых посредством федеральных законов, а остальная нормативно-техническая база, в том числе региональные и местные нормативы градостроительного проектирования, выведена за пределы технических регламентов.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с законом «О техническом регулировании» все нормативно-технические документы (ГОСТ, СНиП, СП, РДС, МДС и др.) являются документами добровольного применения, а региональные и местные нормативы градостроительного проектирования после их разработки и утверждения в соответствии с требованиями ст. 24 Градостроительного кодекса РФ приобретают силу обязательных для применения и исполнения нормативно-технических документов в области градостроительства в том или ином субъекте Российской Федерации.

Вот почему так важна разработка региональных и местных нормативов, с учетом которых должна осуществляться подготовка документов территориального планирования — схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских округов и поселений.

В 2005 г. в соответствии с требованиями действующего Градостроительного кодекса РФ и постановления губернатора Владимирской области от 12 декабря 2005 г. № 714, которым было утверждено Положение о составе, порядке подготовки и утверждения областных нормативов градостроительного проектирования, Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области принял решение о разработке данного нормативного документа. Разработчиком на основании заключения конкурсной комиссии стало Государственное унитарное предприятие Владимирской области «Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро» (ГУП «ОПИАПБ»), имевшее квалифицированных специалистов с достаточным опытом работы в градостроительстве.

Основными документами, определившими схему построения первого проекта нормативов, а также его состав и содержание, стали: Градостроительный кодекс РФ (ст. 35), СНиП 2.07.01–89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», рекомендации Федерального агентства по строительству и ЖКХ в рамках мероприятий по реализации требований Градостроительного кодекса РФ, законодательство Владимирской области в сфере градостроительной деятельности и техническое задание, разработанное в соответствии с требованиями вышеперечисленных документов. В общей же сложности в связи с расширением границ нормативов использованы более 40 документов законодательного и около 250 нормативного характера.

Постановлением губернатора от 6 мая 2006 г. № 341 во Владимирской области были утверждены областные нормативы градостроительного проектирования, в которых приведены нормы и правила прямого действия и нормы, основанные на расчетных показателях, обеспечивающие благоприятные условия жизнедеятельности населения. Все расчетные показатели разработаны на основе статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, геологических, социальных, национальных, историко-культурных, экономических и других особенностей городских округов и поселений области. Данные систематизированы по разделам в соответствии с требованиями схемообразующих документов.

После этого специалисты ГУП «ОПИАПБ» выполнили аналогичную работу для 15 регионов и 6 муниципальных образований, а также продолжают вести деятельность по совместной с органами архитектуры разработке нормативов градостроительного проектирования в трех регионах Российской Федерации.

В каждом новом проекте состав нормативов менялся в соответствии с техническими заданиями и дополнялся с учетом особенностей регионов. Так, при разработке нормативов для Ростовской области особое внимание было уделено организации и развитию шахтерских поселений, а также размещению высотной застройки, Краснодарского края — развитию курортов, Республики Башкортостан и Чувашской Республики — развитию жилых комплексов коттеджной застройки; для городов Центрального региона России (Ярославль, Смоленск, Калуга и др.) были дополнительно разработаны разделы по реконструкции центральных и периферийных исторически сложившихся районов в соответствии с требованиями ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ, а для городских округов Губкинский, Муравленко и муниципального района Тазовский Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Саха (Якутия) нормативы были разработаны в соответствии с климатическими и национальными особенностями данных территорий.

Большой объем работы выполнялся в процессе согласования проектов нормативов с заказчиками — субъектами Российской Федерации. Как правило, нормативы направлялись на согласование представителям 10–25 региональных служб и организаций, в том числе проектным институтам, а также в муниципальные образования региона. Обязательно проверялось соответствие разработанных нормативов градостроительного проектирования нормативно-правовым и нормативно-техническим документам в части санитарно-эпидемиологических и экологических требований, требований по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), требований пожарной, промышленной, радиационной и иной безопасности.
Следует отметить, что с 1 мая 2009 г. вступил в действие Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в связи с чем из нормативов градостроительного проектирования исключен раздел, регламентирующий требования пожарной безопасности.

Нормативы включают 9 основных разделов с таблицами (порядка 120) и 20–25 приложений.

В соответствии с требованиями ст. 34 и 35 Градостроительного кодекса РФ нормативы разработаны по всем видам территориальных зон (жилая, общественно-деловая, рекреационная, производственная, транспортной и инженерной инфраструктур, сельскохозяйственного использования, специального назначения, особо охраняемых территорий и др.). По каждой зоне определяются минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации с учетом особенностей того или иного региона.

В общих положениях определены назначение и область применения нормативов, в качестве приложений приведены разделы «Термины и определения» и «Перечень законодательных и нормативных документов». Разработано приложение с типологическими характеристиками городских округов и поселений региона с учетом их численности, значения в системе расселения, историко-культурного потенциала и других особенностей.

В качестве приложения приведена «Примерная форма баланса территории в границах городских округов, городских поселений и населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений», разработанная с учетом территориального зонирования в соответствии с требованиями ст. 35 Градостроительного кодекса РФ и ст. 7 Земельного кодекса РФ.

Разработаны нормативы по формированию пригородных зон. Для тех регионов, где межселенные территории отсуствуют, отмечено, что нормы данного раздела применяются после приведения к единой нормативной базе Земельного и Градостроительного кодексов РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения в разделе «Жилые зоны» приведены элементы планировочной структуры, показатели расчетной плотности населения по ним, интенсивности использования территории (плотность жилой застройки и процент застроенности территории), потребности в территориях различного назначения, в том числе для: размещения жилищного строительства; озелененных территорий общего пользования; объектов социального и коммунально-бытового обслуживания, здравоохранения, дошкольного и школьного образования, парковки и хранения автомобильного транспорта и других объектов, связанных с проживанием граждан.

Рис. 1. Суздальский район. Муниципальное образование «Селецкое сельское поселение». Карта (схема) ограничений


Для определения размеров жилой территории в нормативах приведены показатели расчетной минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений в регионе, которые рассчитаны в соответствии с требованиями приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», т. е. с учетом перспективы на расчетные сроки — 2015 и 2025 гг.

С целью прекращения уплотнения застройки в городских округах и поселениях регионов нормативные показатели расчетной плотности населения территории микрорайонов разработаны с учетом фактической и перспективной обеспеченности жильем (м2/чел.) и рассчитаны по зонам различной степени градостроительной ценности.

В нормативах разработаны дифференцируемые показатели интенсивности использования территории, которые представлены в расчетной таблице для условий жилой застройки городских округов и поселений при проектировании домов высотой до 25 этажей, застроенности территории 10–50% и плотности жилой застройки 5–25 м2 общей площади на один гектар территории.

В разделе «Жилые зоны» приведены такие показатели, как нормы по размещению зданий и сооружений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и противопожарными требованиями; нормы обеспеченности площадками дворового благоустройства и под контейнеры для отходов, минимально допустимые расстояния до них; площадь озелененной территории застройки; минимальная удельная обеспеченность объектами социального и культурно-бытового назначения и доступность этих объектов; удельные показатели площади нормируемых элементов территории; нормы обеспеченности местами для постоянного и временного хранения автомобилей, размещение закрытых и открытых автостоянок, протяженность пешеходных подходов и др.

Нормативы необходимой обеспеченности местами хранения транспортных средств определяются на основании фактических статистических и демографических данных с учетом перспективы развития автомобилизации. Расчет удельной площади участков автостоянок выполняется с учетом перспективы до 2015 и 2025 гг.

Показатели разработаны для всех видов жилой застройки, в том числе малоэтажной, высотной и в сельских поселениях.

Соответствующие показатели разработаны и приведены для каждой территориальной зоны.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса по обеспечению при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений в нормативах разработаны разделы«Охрана окружающей среды», «Защита населения и территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Обеспечение доступности жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения». Данные разделы основываются на требованиях Земельного, Водного, Лесного, Воздушного кодексов РФ; федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О недрах», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (и соответствующей нормативно-технической документации), а также нормативных документов по охране природы, защите от шума, электромагнитных полей, излучений и облучений и радиационной безопасности.
Рис. 2. Муниципальное образование «Новосельское сельское поселение» Ковровского района Владимирской области. Карта (схема) ограничений


Таким образом, нормативы градостроительного проектирования состоят из норм, основанных на расчетных показателях, разработанных с учетом особенностей территорий, и норм прямого действия в соответствии с требованиями федерального законодательства, нормативно-технических документов, санитарных норм и правил и других документов, которые обеспечивают полный перечень необходимых нормативов градостроительного проектирования. После утверждения в соответствии с требованиями ст. 24 Градостроительного кодекса РФ рассматриваемый нормативно-технический документ является единственным юридически обоснованным документом, с учетом которого осуществляется подготовка документов территориального планирования в конкретном субъекте Российской Федерации.

Кроме региональных должны быть разработаны и утверждены местные нормативы градостроительного проектирования, чтобы обеспечить муниципальные образования законными и жизненно необходимыми документами.

Следует отметить еще один аспект регулирования градостроительной деятельности: после формирования рынка недвижимости дополнительно к документам территориального планирования должно быть проведено градостроительное зонирование, устанавливающее юридически значимые градостроительные регламенты посредством муниципальных нормативных правовых актов — правил землепользования и застройки, при отсутствии которых в 2010 г. деятельность в строительной отрасли может замереть. Поэтому необходимо отметить, что там, где нормативы градостроительного проектирования утверждены, будет легче разрабатывать правила землепользования и застройки, так как по всем функциональным зонам приведены нормы застройки и ограничения, которые должны быть прописаны в правилах землепользования и застройки.

ГУП «ОПИАПБ» активно участвует в подготовке правил землепользования и застройки.

Нельзя не отметить тот факт, что все заказчики — министерства или департаменты, курирующие в регионах градостроительную отрасль, оказывают неоценимую помощь в разработке региональных нормативов градостроительного проектирования. Успешность нормативов градостроительного проектирования, разработанных ГУП «ОПИАПБ», доказывают не только благодарственные письма заказчиков, но и факты плагиата документа некоторыми организациями. В настоящее время ГУП «ОПИАПБ» завершает мероприятия по оформлению авторских прав на свои разработки и в ближайшее время сможет предъявить иски недобросовестным организациям.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ОПИАПБ ГУП
Каталог Авторов:
   - Убоженко Т.К.
   - Богатырева Н.А.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / Владимирская область
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2009
Цитирумость документа: 2
01:06:55 14.07 2009   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.027858018875122 sec, Question: 94