Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Ландшафтная структура и объекты культурного наследия как факторы территориального развития

Для значительных площадей наряду с принципом устойчивого развития должен быть задействован и принцип рационального природопользования


С.В. Скатерщиков (НПИ «ЭНКО», Санкт-Петербург)

Когда речь заходит о территориальном планировании, особенно значительных площадей — стран, областей, районов, очевидно, что наряду с принципом устойчивого развития должен быть задействован и принцип рационального природопользования. В современном мире, характерной чертой которого является все возрастающая антропогенная нагрузка на природные экосистемы, территориальное планирование в первую очередь должно быть направлено на сохранение среды обитания человека, стабилизацию и улучшение экологических условий проживания населения.

Работы советского периода, а тем более разрабатываемые в настоящее время в «пожарном» порядке документы территориального планирования страдают крайне низким уровнем естественно-научной базы исследований. Профессор А.Г. Исаченко в своих трудах справедливо отмечал: «Информационное обеспечение разработок, касающихся природной среды, создавалось часто непрофессионально, компилятивным путем за счет отрывочных, не всегда надежных и разрозненных сведений о тех или иных компонентах ландшафта. О предварительных натурных обследованиях речи не было». Надо отметить, что после принятия действующего Градостроительного кодекса РФ (2004) ситуация лишь ухудшилась — природной составляющей территориального планирования уделяют внимание лишь некоторые крупные градостроительные институты, а основная масса разработчиков соответствующих документов этими вопросами просто не занимается.

Поэтому в настоящем статье мы остановимся на двух аспектах, которые редко учитываются при разработке современных документов территориального планирования: ландшафтной структуре территории и объектах культурного наследия.

Для профессиональных географов очевидно, что проблемы территориального планирования имеют географическую направленность и пренебрежительное отношение к природной структуре региона при планировании его развития может привести к катастрофическим последствиям.

Не вызывает сомнения, что принятие решений по использованию территорий под ту или иную хозяйственную функцию требует глубокого изучения природных взаимосвязей, нарушение которых собственно и обуславливает негативные последствия разного уровня.

Наиболее эффективным инструментом, комплексно характеризующим природную структуру территории, безусловно, является ландшафтное картографирование. Причем в территориальном планировании предпочтительнее использовать то направление ландшафтоведения, которое условно можно назвать антропогенным ландшафтоведением. Суть последнего — изучение как природных территориальных комплексов в их первозданном виде, так и модификаций ландшафтов, возникших под влиянием деятельности человека. Отметим, что термин «антропогенный ландшафт» ни в коем случае не является синонимом термина «культурный ландшафт», поскольку по большей части подразумевает негативный смысл.

При предпроектных исследованиях в области территориального планирования в первую очередь необходимо оценить ландшафтную структуру территории, степень и характер ее нарушенности хозяйственной деятельностью человека, что позволит определиться с необходимыми мероприятиями для стабилизации или улучшения экологической обстановки.

Наиболее эффективным инструментом для изучения современного состояния и использования ландшафтов являются материалы космической съемки разного пространственного разрешения. Если речь идет о больших по площади территориях, то для них применимы снимки с разрешением на местности 15–40 м, для муниципальных районов — с разрешением 5–10 м, для генеральных планов поселений и городских округов — с разрешением 0,6–2,5 м.

Рассмотрим ландшафтный подход к территориальному планированию на примере разработки Схемы территориального планирования Вологодской области. Ландшафтная карта Вологодской области выполнена к. г. н. Т.Е. Исаченко путем интерпретации картографических материалов и дешифрирования синтезированного космического снимка масштаба 1:200 000 (Исаченко Т.Е., Косарев А.В., Воронцова Е.В. Реализация ландшафтного подхода в пространственном планировании // Управление развитием территории. — № 4, 2007. — http://gisa.ru/43423.html ).

Основным принципом при разработке содержания карты было разделение картографируемых объектов — природных территориальных комплексов (ПТК) разного иерархического уровня по типам ландшафтов (наиболее стабильная основа ПТК) и современному состоянию ландшафтов, обусловленному естественной (условно коренной либо вторичной) растительностью и антропогенной нарушенностью (различные виды освоения и использования территории).

Типы ландшафтов выделялись на основе преобладающих форм или типов рельефа, состава четвертичных отложений, а также принадлежности к определенной ландшафтной подзоне (средняя и южная тайга). Всего для области выделено 19 типов ландшафтов, внемасштабными знаками отдельно отмечены карьеры и дюны.

Современное состояние ландшафтов, определявшееся главным образом на основе дешифрирования космического снимка, описывалось отнесением к одному из следующих типов, соответствующих степени антропогенного изменения естественных ландшафтов:
— леса с преобладанием хвойных пород (ель и сосна);
— леса с преобладанием мелколиственных пород (береза, осина, ольха серая), как правило, после рубок и пожаров;
— свежие вырубки (как правило, зарастают мелколиственными и/или хвойными древесными породами);
— сочетания фрагментов хвойных, вторичных мелколиственных лесов, вырубок в различной стадии зарастания, низинных и переходных торфяников;
— сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, включая пойменные луга, садоводства), в том числе находящиеся в различных стадиях зарастания, а также сельская жилая застройка;
— урбанизированные территории (жилая и промышленная застройка).

На составленной ландшафтной карте контуры типов современного состояния вписаны в контуры типов ландшафтов и даны рекомендации по оптимальным направлениям хозяйственного использования с географической точки зрения (сельское хозяйство, рекреация и др.).

На основе ландшафтной карты проведена оценка пригодности территории для градостроительного освоения, развития рекреации (рис. 1, 2), лесного и сельского хозяйства, создания особо охраняемых природных территорий. Эта оценка территории по ландшафтным условиям использовалась для разработки проектных предложений Схемы территориального планирования Вологодской области (рис. 3), в которых она корректировалась в соответствии с экономико-географическими, демографическими, транспортными и другими параметрами.

Охрана объектов культурного наследия имеет не столько экономический, сколько моральный и воспитательный аспекты и, безусловно, должна учитываться при территориальном планировании. Рассмотрим решение этого вопроса на примере Схемы территориального планирования Псковской области1.
Рис. 1. Пригодность территории по ландшафтным условиям для градостроительного освоения


На территории области находятся 5358 объектов культурного наследия, в том числе 537 памятников федерального (общероссийского) значения, 3570 памятников регионального значения и 1251 вновь выявленный объект наследия.

В составе объектов культурного наследия федерального значения 65% — памятники архитектуры, 20% — истории и искусства, 15% — археологии.

Среди объектов культурного наследия регионального значения основную долю (около 57%) составляют памятники археологии, 25 и 18% соответственно приходятся на памятники истории и искусства и памятники архитектуры (в основном воинские захоронения).

Историко-культурный каркас Псковской области представляет собой сложную, складывавшуюся в течение многих веков систему, во многих случаях неразрывно связанную с уникальными природными ландшафтами.

Предметом сохранения является историческая среда, которая понимается как совокупность памятников истории и культуры, основных исторических планировочных осей по направлениям старинных водных и сухопутных дорог, исторических опорных пунктов и ареалов расселения, традиционных видов занятости и природопользования, которые обеспечивали жизнедеятельность на территории области.

В интересах сохранения исторического ландшафта необходимо крайне осторожно подходить к размещению на исторически ценных территориях любого строительства. Планирование прибрежных территорий, априори являющихся историческими, требует особого внимания.
Рис. 2. Пригодность территории по ландшафтным условиям для развития сельского хозяйства


Одним из важнейших аспектов территориального планирования является зонирование территории, в рамках которого выделяются зоны с особыми условиями использования территорий.

С позиции законодательства об охране памятников к таким зонам относятся территории объектов культурного наследия и зоны их охраны. В рамках территориального планирования на уровне субъекта Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся:
— зоны и центры (узлы) высокой концентрации объектов культурного наследия (места сосредоточения памятников археологии, истории, архитектуры, исторические поселения, религиозные центры паломничества, музеи и музеи-заповедники, центры народных художественных промыслов, исторические усадьбы, памятники садово-паркового искусства и т. п.);
— территории культурно-ландшафтных коридоров, складывающиеся на основе планировочных осей — исторических дорог, речных долин, побережий озер, которые могут включать прибрежные и водоохранные зоны, земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, исторически сложившихся населенных пунктов и туристско-рекреационных зон.

В настоящее время на ценных исторических территориях вблизи городов и транспортных магистралей идет процесс капитализации недвижимости, активизируются строительная деятельность и форсированная раздача земель под застройку, зачастую без учета находящихся на этих землях объектов историко-культурного наследия.
Рис. 3. Схема территориального планирования Вологодской области (проектный план)


Необходимо определиться с правовым положением историко-культурных зон и центров высокой концентрации объектов культурного наследия, обеспечить их соответствующей градостроительной документацией. Требуется придать этим зонам юридический статус, который предусматривал бы сохранение их территориальной целостности, сообщал им специальные нормативы содержания и использования, обязывал бы нормой права к установлению особого градостроительного регламента на этих территориях.

1. Работы выполнены по заказу НПИ «ЭНКО» ЗАО «ИНРЕКОН» (проф. Т.А. Вайнштейн).


См. также:
Каталог Организаций:
   - ЭНКО НПИ, ООО
Каталог Авторов:
   - Скатерщиков С.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / Псковская область
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / г. Санкт-Петербург
Тематич. разделы / Природопользование
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №4_2009
Цитирумость документа: 1
02:49:46 28.12 2009   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.054180145263672 sec, Question: 92