Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  















Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Спутниковый контроль гренландских тюленей в Белом море

Технологии спутниковой съемки будут использованы для организации движения судов в акватории Белого моря в обход залежек гренландских тюленей в период щенки весной 2010 года. Соответствующий проект «Белое море — 2010» по инициативе Росморречфлота проводит Инженерно-технологический центр «СканЭкс» совместно с другими организациями.

В целях исключения прохождения судов через залежки гренландских тюленей и предотвращения гибели животных Штаб ледокольных операций порта Архангельск организует прокладку маршрутов во льдах акватории Белого моря для всех ледоколов и судов независимо от их ведомственной принадлежности на период март – апрель 2010 года. Координация движения судов будет осуществляться Росморречфлотом, в том числе с использованием материалов спутниковой съемки, принимаемых и обрабатываемых в ИТЦ «СканЭкс», и данных авиаоблетов.

Отдел речных и морских гидрологических прогнозов Архангельского Гидрометцентр собирает сведения о положении мест залежек зверя из различных источников, на основе чего разрабатываются рекомендованные курсы для следования судов и караванов по маршрутам в Белом море. Учитываются не только фактические данные, но и возможное перемещение залежек из-за дрейфа льдов.

— Для обхода залежек зверя нам приходится предлагать курс движения судов по тяжелым льдам, поскольку обычно в марте в Горле Белого моря складывается наиболее тяжелая ледовая обстановка, и выбор маршрутов ограничен, — объясняет Елена Скрипник, начальник отдела речных и морских гидрологических прогнозов Гидрометцентра ГУ «Архангельский ЦГМС-Р». — Конечно, актуальная и достоверная информация, полученная с использованием современных технологий аэрокосмического мониторинга, согласованная работа всех участников ледовых операций в Белом море позволит сделать все возможное для предотвращения гибели гренландских тюленей.

В настоящее время Центр «СканЭкс» уже передал в Штаб ледокольных операций два радиолокационных снимка RADARSAT-1 от 7 и 8 марта. Начиная с 15 марта, будет проводиться комбинированная радиолокационная съемка для контроля ледовой обстановки, а также высокодетальная оптическая съемка с разрешением 0,7 м для выявления потенциальных районов щенных залежек тюленей.

Ледовая и судовая обстановка в Горле Белого моря. Снимок RADARSAT-1, дата съемки 8 марта 2010 г. На увеличенном фрагменте снизу отчетливо опеределяются ледокол, прокладывающий трассу, и следующее за ним судно (CSA, MDA, SCANEX, 2010)


— Спутниковые снимки являются серьезным подспорьем, помогая наносить на навигационные карты маршруты судов в обход залежек тюленей. В Штабе ледокольных операций порта Архангельск проводится нанесение скорректированных маршрутов судов в зависимости от позиции щенных лежек. После эта информация доводится до судовладельцев и капитанов в виде обязательных для исполнения рекомендаций, — отмечает первый заместитель капитана морского порта Архангельск Сергей Козуб.

Бесконтрольное прохождение судов в начале весны через места щенных залежек тюленей остается одной из основных причин уменьшения численности популяции животного: по некоторым оценкам, при прокладывании каждого ледового канала гибнут 500–1000 детенышей.

Тюлени на льдах в акватории Белого моря. Аэроснимок 6 марта 2010 г. Съемка О.А. Панченко


Положительный опыт проведения проекта по охране беломорской популяции гренландского тюленя в 2009 году свидетельствует об эффективном решении природоохранных задач с применением комплексной оперативной информации с использованием судовых наблюдений, аэро- и космоснимков.

СПРАВКА:
Тюлень гренландский (Pagophoca groenlandica)
обитает в Северной Атлантике и морях Северного Ледовитого океана — Гренландском, Баренцевом, Белом. Длина взрослых особей 150—193 см, масса в начале зимы достигает 160 кг. Ежегодно в начале весны самки приносят потомство на льдах районов, по которым выделяют три основные популяции животного: североатлантическую, гренландскую и беломорскую. В начале прошлого века численность беломорского стада достигала 4 млн. особей. Пик промысла пришелся на 20-е гг. XX века (1925 г. — 466,5 тыс. голов) и к 1937 г. в беломорском стаде осталось 600 тыс. животных. Вследствие этого, снизился забой зверей, который достиг минимума в военные годы (от 3 до 22 тыс. особей). Численность стада увеличилась до 1,2 млн. голов в 1948 г. и до 1,3-1,5 млн. голов в 1957 г. (Сурков, 1957). Однако активизация зверобойного промысла в конце 50-х гг. XX века привела к катастрофе: в 1962 г. число тюленей сократилось до 240 тыс., при этом забивалось 128 тыс. животных. В 1965 г. были приняты серьезные ограничения на добычу гренландского тюленя в Белом море: снижена квота, запрещена на пять лет судовая охота, а добыча белька разрешена только местным жителям не более 20 тыс. в год при запрете добывать взрослых самок на местах рождения. Эти меры сказались благотворно, популяция восстановилась. В 1998 г. впервые были проведены учеты по новой методике мультиспектральной съёмки. Этот способ позволяет учитывать бельков, которые ещё не плавают, что позволяет наиболее точно оценить численность. С 1998 по 2003 гг. популяция была относительно стабильна, однако с 2003 г. началось резкое сокращение и количество новорожденных снизилось с 330 тысяч до 120 тыс. в 2008 г. Среди основных причин, приведших к уменьшению численности:
— глобальные изменения климата, которые приводят к уменьшению площади, толщины и сроков существования ледовых полей, на которых размножаются тюлени;
— бесконтрольное прохождение судов в начале весны через места щенных залёжек тюленей.

Инженерно-технологический Центр (ИТЦ) «СканЭкс» (www.scanex.ru) осуществляет прием на сети собственных станций УниСкан™ и распространение (http://catalog.scanex.ru ) радиолокационных данных RADARSAT-1 на территории России и стран СНГ в рамках лицензионного соглашения с Канадским Космическим Агентством и компанией MDA Geospatial Services Inc.


См. также:
Каталог Организаций:
   - СКАНЭКС
   - Гидрометцентр России
Каталог Оборудования:
   - RADARSAT (Канада)

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / ДДЗ
Тематич. разделы / Природопользование / Экология / Оценка воздействия на окружающую среду
Тематич. разделы / Природопользование / Экология / Мониторинг
Проекты
Данные
Новости / Новости для Яндекса
Новости
Тематич. разделы / Оборона, правопорядок,ЧС
Тематич. разделы / Технологии
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: ИТЦ «СканЭкс»
Цитирумость документа: 1
08:05:35 15.03 2010   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров
    Наши предложения
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Вступление в ГИС-Ассоциацию, информационное обслуживание
  Наши конференции
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.022695064544678 sec, Question: 131