Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

В Белоруссии строят беспилотные летательные аппараты для зондирования Земли

На сайте газеты «РЭСПУБЛIКА» размещена статья Дмитрия Патыко «Вторым делом — самолеты», посвященная созданию белорусской системы ДЗЗ. Ознакомиться с текстом публикации полностью можно по ссылке - http://www.respublika.info/forum/viewtopic.php?t=1454&sid=bd16bfc9163fcbf9f06f9d3ba1b1672c

Несмотря на то, что наш спутник еще только готовится к старту, Белорусская космическая система дистанционного зондирования Земли создана и действует — идет обработка поступающей информации от аппаратов, принадлежащих другим странам. Но не «погорячились» ли мы, назвав систему «белорусской космической»? Ведь перед объективом белорусского спутника территория республики будет находиться не более 3 процентов времени. Более того, чистым наше небо бывает чуть более 20 дней в году, а потому не стоит всерьез рассчитывать на регулярное слежение в оптическом диапазоне за одними и теми же объектами, то есть на мониторинг. Стало быть, если мы хотим не просто зарабатывать деньги на зарубежных заказах, что, конечно, приветствуется, а сделать дистанционное зондирование Земли эффективным инструментом решения практических задач собственной экономики, нужно одновременно развивать авиационный сегмент системы. Ведь, имея на борту практически ту же аппаратуру, что и космический аппарат, воздушное судно может летать и под облаками. Но о подобных планах пока никто не говорит.

— Всему свое время, — успокоил главный инженер предприятия «Геоинформационные системы» НАН Беларуси, заместитель главного конструктора Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли Олег Семенов. – Комплексная система должна появиться позже, когда нами будут отработаны методы и средства организации и обработки съемок, а потребители почувствуют вкус к этой информации, научатся пользоваться ею. А дальше как усиливающий фактор будут развиваться средства авиационного базирования, причем ориентироваться, скорее всего, следует на беспилотную авиацию, так как пилотируемая обходится на порядок дороже. Беспилотная авиация не выступает конкурентом космосу, а дополняет его в выполнении тех задач, которые более эффективно решаются с использованием авиационных средств, например при съемках в условиях облачности. Пока же, действительно, даже не обсуждается, на кого будут возложены заботы об авиационном сегменте системы. Но по уровню подготовки специалистов, вовлеченности различных организаций в решение множества проблем, связанных с дистанционным зондированием, больше всего для этого подходит Национальная академия наук Белоруссии. Если вовремя озаботиться, то прототип такой целостной системы, включающий базовые средства, в том числе беспилотные летательные аппараты, целевую аппаратуру и наработанные комплексные технологии, может появиться уже года через три. А лет через пять система реально заработает на экономику.

Пока не разработана концепция, нет программы, не определены участники, нет и финансирования. Но на предприятии «Геоинформационные системы» уже сформировалась инициативная группа энтузиастов, которые взялись за разработку элементов системы и технологий дистанционного зондирования Земли на базе беспилотников. Конечно, строить самолеты – это не профиль предприятия, занимающегося информационными технологиями. Но поскольку входящие в группу молодые специалисты прекрасно знают требования, которые должны предъявляться к таким летающим платформам и целевой аппаратуре, знакомы с принципами конструирования, так как увлечены авиацией, умеют работать руками, то руководство предприятия поддерживает их творчество. Ведь все понимают, что для быстрого развития нового направления важно с самого начала иметь линейку полноценных летательных аппаратов, а не пытаться в последний момент наспех приспосабливать то, что кем-то строилось для целей, далеких от дистанционного зондирования.

Как авиамоделист в прошлом, могу подтвердить: то, что получается у творческой группы, возглавляемой инженером-программистом Денисом Волонцевичем, выглядит очень достойно. На разной стадии готовности у них четыре аппарата, в числе которых, например, в процессе изготовления находится аппарат взлетным весом 20 килограммов, проектируется модель и для более серьезной полезной нагрузки. Все эти «рабочие лошадки», выклеенные из стекловолокна, отличаются не только изяществом форм, но и прочностью, поскольку рассчитаны на самые жесткие условия эксплуатации.

Разумеется, сам планер самолета – это полдела. Поэтому в инициативном конструкторском бюро сейчас работают над совершенствованием бортовой информационной системы, алгоритмов и программного обеспечения управления полетом, прорабатывают компоновку наземной станции управления. Что же касается целевой аппаратуры, то сегодня на рынке много хороших предложений, и, по мнению специалистов, на первое время даже полупрофессиональные оптико-электронные системы, которые можно использовать для съемки с привязкой объектов к цифровой карте местности, вполне бы устроили разработчиков беспилотного авиационного комплекса. А затем к программе могли бы подключиться ОАО «Пеленг» и НИИ прикладных физических проблем Белгосуниверситета, которые имеют опыт разработки оптико-электронной аппаратуры для космических и авиационных аппаратов.

— Для того чтобы решать все задачи с минимальными издержками, необходимо сформировать национальную программу, которая исключит ведомственную разобщенность, — говорит Олег Семенов. – В таком случае будет легче организовать эффективное целевое планирование и управление съемками, использование получаемых данных. Заказы должен принимать единый центр, который организует работу таким образом, что за один полет можно будет отснять материал, например, для газотранспортного предприятия, лесников, МЧС, дорожников, автотранспортников, землеустроителей, картографов, гидрографов, сельского хозяйства и так далее. Заказчикам такие снимки обойдутся дешевле, чем в том случае, если бы каждый из них договаривался на эксклюзивное обслуживание. Меньше потребуется и беспилотников. Структуру системы следует строить по региональному принципу.

Впрочем, пока сама возможность летать – это проблема, требующая решения на законодательном уровне. Ведь сегодня беспилотные аппараты в наше небо подниматься не могут в принципе, а потому создатели такой техники, испытывая летные образцы, сразу же попадают в категорию злостных нарушителей Воздушного кодекса. Если, конечно, не замаскируются под юных авиамоделистов. Развязать этот узел и другие проблемы воздушного движения, считают разработчики Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли, следует как можно скорее, особенно в связи с предсказуемым развитием частной авиации. Обеспечить безопасность в новых условиях могут лишь современные подходы, которые должны упредить ситуацию в небе. Таким решением, по мнению ученых, должно стать создание в республике автоматизированной системы управления воздушным движением на базе геоинформационных технологий, навигационных комплексов, мобильных средств связи, включая спутниковые.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Геоинформационные системы / ГИС НАН РБ

Разделы, к которым прикреплен документ:
Новости
Оборудование
Тематич. разделы / Геодезия
Тематич. разделы / Картография, ГИС
Тематич. разделы / ДДЗ
Тематич. разделы / Технологии
Страны и регионы / СНГ / Республика Беларусь
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.respublika.info/forum/viewtopic.php?t=1454&sid=bd16bfc9163fcbf9f06f9d3ba1b1672c 10:30:25 06.09 2010   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров

    Наши предложения
  Новости Gisa.ru в Телеграм
  Реклама на сайте
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Конференции ГИС-Ассоциации
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.020889043807983 sec, Question: 83