Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№3_2010/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  











Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Город на семи холмах



А.Г. Букаринов
В.П. Стенер



Букаринов А.Г.
Стенер В.П.
Основная специфика Ханты-Мансийска связана с выполнением градообразующей функции города — центра экономически развитого региона с огромным экономическим потенциалом, который расположен в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Это центр деловой активности, большого спорта, национальной культуры, развивающегося туризма, здравоохранения и курортного лечения, имеющий глубокие исторические корни, граждане которого ценят свою культуру и берегут ее как народное достояние.

Особая сложность исполнения этой функции обусловлена не только очень крупными масштабами осуществляемого в округе пионерного и нового освоения, но также спецификой транспортно-географического положения и самого г. Ханты-Мансийска, и Ханты-Мансийского автономного округа.

Город удален от экономически развитых районов страны (до ближайшей железнодорожной станции — 331 км, до Тюмени — 1076 км). В то же время город расположен «на входе» в ХМАО (по Иртышу и Оби), и с этой точки зрения его положение наиболее выгодно на фоне других городов округа.

Специфика города, его отличие от других муниципальных образований в части строительства, архитектуры и ЖКХ заложена в уникальности его ландшафтной организации. Город Ханты-Мансийск расположен в живописном месте на правом берегу могучей реки Иртыш. Практически вся территория находится в обширных поймах рек Иртыша и Оби, которые в половодье образуют огромные водные пространства. Территория города располагается на крутых холмах, поросших вековым кедрачом. Именно семь холмов с расположенным на них природным парком придают г. Ханты-Мансийску особый колорит и наполняют пространство торжеством дикой природы, создавая естественные зеленые зоны для отдыха горожан и гостей города.

Рис.1. 1Виды города Ханты-Мансийск


Стратегические ориентиры развития г. Ханты-Мансийска следующие:
1) выполнение городом функций, соответствующих его статусу административного центра округа;
2) достижение качества жизни населения, соответствующего стандартам, принятым для экономически развитых северных стран;
3) выполнение функций центра этнической культуры коренных народов Обского Севера;
4) развитие города как общероссийского и международного центра туризма и зимнего спорта.

В настоящее время в г. Ханты-Мансийске уже создан крупный центр зимнего спорта федерального значения. Он приобрел международное значение, чему способствует продолжительная устойчивая и многоснежная зима. В сочетании с реальными возможностями развития туризма это направление можно рассматривать как одну из предпосылок дальнейшего развития города.

В коренной реконструкции г. Ханты-Мансийска участвовали и участвуют архитекторы лучших архитектурных школ страны и мира.

В основу планировочной структуры Генерального плана города положена сложившаяся планировка и существующий природный каркас, решения ранее разработанной и утвержденной градостроительной документации. Генеральным планом предлагается:
— переход развития города к структурной, функциональной и средовой реорганизации и обустройству территории в планируемых границах;
— сохранение, развитие, визуальное раскрытие природно-ландшафтного каркаса, формируемого системой городских зеленых пространств, долины реки Иртыш, образующих природоохранную и рекреационную функциональную подсистемы территории города;
— развитие и совершенствование сложившегося городского общественного центра, примагистральных территорий и общественных подцентров;
— визуальное акцентирование характерных архитектурно-пространственных признаков городской среды с помощью ансамблей площадей и многофункциональных комплексов, высотных доминант, формирующих контрастный силуэт города, фронтальной застройки главных улиц и пешеходных пространств (улицы Мира, Карла Маркса, Энгельса, Гагарина);
— формирование зон повышенной этажности застройки по ул. Объездной в районе Самарово и ул. Ямской, а также в новом Восточном районе;
— структуризация жилых, производственных и природных территорий, трансформация в соответствии с общей моделью планировочной структуры города — развитие многофункциональных зон в системе прилегающих к центру города кварталов: расформирование коммунально-складской зоны в районе набережной Иртыша.
Рис.2. Схема генерального плана г. Ханты-Мансийска


Интервью со Стенером В.П., заместителем главы города, директором департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации г. Ханты-Мансийска.

Валерий Павлович, вряд ли еще какой город столько внимания уделяет разработке градостроительной документации, а особенно проектам планировки территорий. Расскажите нашим читателям об их пользе в регулировании процессов инвестиционного развития территорий города. Все ли правильно отрегулировано на законодательном уровне, или есть какие-то нормы, препятствующие, на Ваш взгляд, разумному управлению в градостроительстве?

— К Градостроительному кодексу РФ претензий много, особенно по вопросам правового статуса проектов планировки, которые город разрабатывает, чтобы обеспечить реализацию решений генерального плана, сохранив стилевое единство в застройке, подчеркивающее особенности города. Всем известно, что Ханты-Мансийск не похож на другие города — он похож только на Ханты-Мансийск. Достигалось это путем жесткого регулирования в проектировании и застройке. А новое законодательство разорвало управление землей с градостроительной деятельностью. В проектах планировки закладываются объемно-планировочные решения, уточняется функциональное назначение конкретных территорий, тщательно прорабатываются решения по каждому участку городской земли, уточняются виды функционального назначения объектов недвижимости. Авторами проектов планировки разрабатываются варианты архитектурно-пространственных решений, даются композиционные, образные предложения. Проекты планировки мы быстро разрабатываем и быстро утверждаем.
Рис.3. Проект планировки. Береговая зона


А вот правила землепользования и застройки разрабатываются и утверждаются совсем по другой процедуре, внести в них изменение не так просто. А в результате, несмотря на утвержденный проект планировки, строительство идет в соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) по свободному выбору собственника земельного участка, который волен выбрать любой вид разрешенного использования из длинного списка, установленного ПЗЗ. Купил предприниматель несколько ветхих частных домов с земельными участками на территории, предназначенной под строительство нового микрорайона, сформировал один земельный участок, переоформил его в кадастре и строит, например, гараж. А суд поддерживает этого предпринимателя, если мы ему не выдаем разрешение на строительство, потому что мы обязаны включить в градостроительный план весь перечень видов разрешенного использования объектов недвижимости, установленных правилами по отношению к территориальной зоне, в состав которой входит земельный участок. А земельный участок, как мы уже говорили, относится к территориальной зоне, например, жилой многоэтажной застройки, установленной правилами в соответствии с генеральным планом, по отношению к которой установлен довольно широкий перечень видов разрешенного использования: жилые дома, объекты торговли и бытового обслуживания, школы и детские сады, многоэтажные гаражи, офисы и т.д. В таком случае, если в ПЗЗ не внесены изменения, проект планировки администрация города может использовать только при принятии своих решений, а на решения других правообладателей земельных участков проекты планировки никак не влияют.

А как спастись от такого бедствия? Вернуть архитектурно-планировочное задание или обязать застройщика обязательно согласовывать проект с главным архитектором или с Вами? Или лучше вернуть проекты застройки? Многие архитекторы придерживаются такой позиции.
— Нет, АПЗ возвращать не обязательно. Путей может быть несколько. Лучше всего, проще и надежнее вернуть процедуру согласования проекта с департаментом строительства. Пока согласование не получено, никакой стройки не могло начаться. Руководитель нес персональную профессиональную ответственность за все строительство в городе.
Рис.4. Фрагмент карты градостроительного зонирования г. Ханты-Мансийска На земельных участках в жилой зоне, предоставленных под строительство жилых домов, собственники строят объекты транспорта (АЗС, СТО). В ходе судебных разбирательств суд поддерживает застройщиков исходя из широкого перечня видов разрешенного использования в ПЗЗ


Но при невозможности возврата старого проверенного практикой метода можно попробовать установить новый порядок. Например, внести изменения в Градостроительный кодекс РФ, устанавливающие обязательность внесения изменений в правила землепользования и застройки одновременно с утверждением проекта планировки. Нужно, чтобы генеральный план как документ стратегического территориального планирования утверждался думой города, а правила землепользования и застройки, наряду с документацией по планировке территорий, утверждались администрацией города как документы регламентирующего, исполнительного характера, направленные не на принятие стратегических решений, а исключительно на их реализацию. Кроме того, архитектурно-планировочное решение следует отнести к утверждаемой части. Тогда разработанный за бюджетные деньги и утвержденный проект планировки может стать инвестиционным проектом, который можно продать целиком, если нашелся крупный инвестор, а можно — частями, в соответствии с проектом межевания. Если архитектурно-планировочное решение будет утверждаемой частью и в правила будут внесены изменения, тогда можно не сомневаться, что предусмотренная проектом городская среда будет создана.

В том случае, если решения проектов планировки противоречат генеральному плану, тогда их нужно либо отклонять, либо выносить на рассмотрение Думы, которая, в свою очередь, может (если сочтет нужным) принять решение о соответствующих изменениях в генеральном плане. Нельзя сказать, что генеральный план — это неизменяемый документ. Если меняется жизнь, экономика, то и стратегия может быть изменена.

В настоящее время особенное место в российском жилищном строительстве занимает строительство малоэтажное — частная индивидуальная застройка. Есть ли спрос на жилье такого типа в Ханты-Мансийске? И есть ли проблемы, связанные с индивидуальным жилым строительством?
— Есть и спрос, есть и проблемы. Ни для кого не секрет, что частное индивидуальное строительство сегодня неуправляемо. Приобрел земельный участок — и строй все что хочешь. Проект не нужен. Один документ — градостроительный план земельного участка, в котором невозможно установить требования к архитектуре, к образу.

Общий вывод таков — законодательство в настоящее время не обеспечивает управленческие процессы в градостроительстве на должном уровне и требует серьезного совершенствования. Сегодня механизма последовательной целенаправленной реализации проекта по заказу Города нет.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Стенер В.П.
   - Букаринов А.Г.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Уральский ФО / Ханты-Мансийский АО - Югра
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2010
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 6937


Источник: УРТ №3_2010
Цитирумость документа: 2
23:35:21 24.11 2010   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.017771005630493 sec, Question: 96