Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№3_2010/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Информационно-аналитическая система управления градостроительным развитием территории г. Сургута


Д.В. Попов
В.А. Браташов
А.В. Усов



Попов Д.В.
В.А. Браташов
Усов А.В.

Сургут — один из старейших городов Сибири, расположен на территории Западно-Сибирской равнины, на правом берегу великой сибирской реки Обь.

Сегодня Сургут — крупнейший промышленный и культурный центр ХМАО — Югры с населением более 300 тыс. человек, один из главных центров нефтедобывающей промышленности России. Его называют столицей нефтяного края, индустриальным и энергетическим сердцем Севера.

Основной фактор экономической стабильности города — развитие нефтедобывающей и энергетической отраслей. Значительные инвестиции осуществляются в строительство жилья и социальных объектов. Ежегодно в течение последних пяти лет в городе вводится около 180 тыс. м2 жилья.

Сеть учреждений культуры и искусства Сургута ориентирована на удовлетворение культурных и духовных потребностей горожан, развитие и реализацию творческого потенциала городского сообщества, обеспечение равного доступа к культурным и духовным ценностям.

Сургут — это уникальный российский город со своим обликом, характером и образом жизни. Заложенный четыре века назад и преображенный в течение нескольких последних десятилетий трудом приехавших сюда людей, он может служить символом современного сибирского Севера — края сурового, но богатого и быстро развивающегося.

Администрацией Сургута утверждена стратегия социально-экономического развития города до 2020 г., предусматривающая возможность удержания и развития перспективных функций: центр технологичного нефтегазового кластера; деловой центр региона; центр технологического потребления; транспортно-логистический центр региона; привлекательное место для жизни; образовательный центр округа; инновационный центр региона.

В Сургуте разработаны генеральный план, правила землепользования и застройки, проекты планировки г. Сургута, введена в действие автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (АИ СОГД).

Внедрение комплексного инфраструктурного подхода в управление развитием территорий обеспечивает совершенствование действующей системы управления, основываясь на трех основных позициях:
— Управление развитием территорий должно осуществляться на основе принципа единства социально-экономического и территориального планирования.
— Управление развитием территорий должно осуществляться на основе прочной нормативно-правовой и административно-организационной базы с использованием единых технических требований к формированию информационных ресурсов и регламентов информационного обмена.
— В качестве информационного фундамента при принятии всех управленческих решений, осуществлении деятельности по развитию, мониторингу или контролю любого направления, связанного с территориальными ресурсами, должны использоваться базовые пространственные данные соответствующего уровня (федеральный, региональный, муниципальный). Все пространственные данные, формируемые на основе существующих пространственных объектов или объектов, планируемых к созданию (в том числе объектов регулирования деятельности по использованию территорий), включаются в инфраструктуру пространственных данных (ИПД).

Особенностью информационно-аналитической системы управления градостроительным развитием территории города (ИАС УГРТ) является то, что эта система формируется как неотъемлемая часть муниципальной информационной системы Сургута на основе пространственных данных, создаваемых в городе на протяжении последних 20 лет. Сегодня мы вплотную подошли к переходу на качественно новый уровень, когда на основе накопленного в городе геоинформационного «багажа» может быть создана полноценная муниципальная инфраструктура пространственных данных, которая обеспечит:
— повышение качества и эффективности муниципального управления за счет широкого использования пространственных данных при принятии управленческих решений и контроле их исполнения;
— широкое предоставление актуальных и достоверных базовых пространственных данных и метаданных всем видам потребителей по единым правилам;
— снижение бюджетных расходов на создание пространственных данных в целом за счет исключения дублирования работ по созданию пространственных данных;
— повышение качества пространственных данных за счет внедрения системы распределенной правовой ответственности за группы пространственных данных;
— обеспечение информационного взаимодействия, основанного на распределенной ответственности за группы пространственных данных в соответствии с установленными полномочиями и функциями органов местного самоуправления и организаций городского жизнеобеспечения;
— обеспечение предоставления электронных муниципальных услуг с использованием пространственных данных.

Рис.1. Город Сургут


На вопросы редакции ответил консультант главы г. Сургута В.А. Браташов.

Владимир Алексеевич, Вы основатель первых электронных кадастров, ГИСов в Сургуте. Скажите, какую пользу приносят городу цифровые технологии?


В первую очередь — информационную. Сегодня примерно на сотне рабочих мест установлена цифровая карта города. Причем качественная, это даже не карта, а информационная система «Цифровая карта города», на которой можно посмотреть около тридцати тематических информационных слоев по городскому хозяйству, экологии, землепользованию.

Цифровую карту, аэрофотосъемку высокого разрешения, превращенную в ортофотопланы, проектировщики реально используют в проектных работах.

В общем, цифровые технологии становятся повседневным элементом в управленческой работе.

Сегодня очень актуальна тема формирования и предоставления земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Расскажите, как обстоят земельные дела в жилых кварталах и микрорайонах Сургута?
Мы провели работу по подготовке к межеванию во всем городе. Разработали и утвердили схемы границ придомовых земельных участков на весь город, причем не только на дома, но и на все объекты. Практически это проекты границ придомовых земельных участков, но до принятия решения собственники не могут их так называть. При обращении собственников земельной службе достаточно выдать и утвердить эти границы, а дальше заказывается межевое дело специализированной организации, которая проводит все необходимые для межевания работы.

Межевание земельных участков под жилыми домами идет очень тяжело. Жители не хотят это делать. В основном оформляют земельные участки под домами, в которых есть коммерческие структуры, и под домами, на которые выделяются субсидии на капитальный ремонт.

По каким принципам проводится межевание жилых территорий, учитываются ли красные линии? Землеустроительные дела формируются на основе камеральных работ или выполняются работы на местности?
Внешние (со стороны улиц) границы земельных участков определены по красным линиям. Все красные линии откорректированы и проведены в основном по внешней (со стороны дороги) границе тротуара, если тротуар построен по проекту улицы. Далее применили принцип, способствующий тому, чтобы внутри микрорайонов не было «белых пятен». В застроенной части очень сложно применять нормы обеспеченности земельными участками, но мы их учитывали примерно. Границы между домами определяли по фактической градостроительной ситуации, по естественным границам (ограждения, бордюры и т.п.). К территориям общего пользования относили в основном внутриквартальные проезды (но не придомовые), скверы. Земли, не относящиеся ни к одному объекту, определили как участки для предоставления под строительство каких-либо объектов в соответствии с градостроительным зонированием. Впрочем, сделали оговорку, если собственники захотят включить их в придомовую территорию, например для строительства детской площадки, и содержать ее, то мы сделаем это. Все землеустроительные дела формируются обязательно с уточнением фактического состояния земельного участка, с уточнением топосъемки.
Рис.2. Реализация принципа одного окна на базе ИАСУГРТ


Как используются в управлении развитием территорий или в регулировании текущих земельно-имущественных отношений данные дистанционного зондирования Земли?
Я уже отмечал, что градостроители активно используют аэрофотосъемку. В Интернете на г. Сургут можно посмотреть и использовать космосъемку метрового разрешения. Градостроители, экологи (а у нас экологи занимаются и озеленением и лесопарковым хозяйством, и городскими лесами) активно это используют. У землеустроителей, к сожалению, этот метод практически не применяется.

Насколько важны правила землепользования и застройки в управленческой деятельности и приносят ли они пользу гражданам и представителям бизнеса?
Лично я не сомневаюсь в их важности. Проблема в их содержании и применении. Если правила направлены на упрощение принятия решений для граждан и бизнеса, тогда они облегчают жизнь и деятельность граждан и бизнеса, а если правила написаны так, что при их исполнении практически ничего построить нельзя или любое положение может трактоваться «на усмотрение», то тогда жизнь граждан и бизнеса превращается в кошмар.

На вопросы редакции ответил А.В. Усов — главный архитектор города, заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства г. Сургута.

Алексей Васильевич, назовите самые яркие градостроительные проекты для Сургута, разработанные и принятые в последние годы?

Трудно сравнивать и выделять какие-то отдельные градостроительные проекты из комплекса градостроительной документации разного уровня, разработанного в Сургуте в последние годы. Причем, несмотря на «ограниченность» Градостроительного кодекса РФ (ГрадК РФ) только понятиями «проект планировки» и «проект межевания», его положения вполне успешно применяются для разработки градостроительной документации на территории любого масштаба — и для планировочного района, и для микрорайона, квартала, и для улицы. Кроме того, за последние три года выполнен большой объем работ по разработке, корректировке и утверждению красных линий улиц города.

В 2010 г. начинается разработка проектов планировки для территорий, являющихся для города во многом ключевыми. Это — ядро центра города, для которого в разные годы разрабатывался целый ряд градостроительных проектов. Следующей принципиально важной территорией является пойма реки Обь, активное освоение которой началось в последнее время. Кроме того, начата разработка проекта планировки первых исторических микрорайонов Сургута 60-х годов. И если в разработанных ранее проектах планировки речь шла, как правило, об освоении новых территорий, по сути, — «в чистом поле», то у этого проекта планировки задача значительно сложнее. Речь идет прежде всего о реконструкции сложившейся застройки, о развитии застроенной территории в условиях сформированной системы землепользования, дефицита инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Очевидно, что в ближайшее время именно реконструкция сложившейся застройки будет основным объектом градостроительного проектирования.
Рис.3. Общая схема функционирования ИАС УГРТ


Эти проекты обсуждались на публичных слушаниях? Публичные слушания — это новый демократический институт, способствующий проявлению гражданских позиций общества в целом и отдельных граждан. Как Вы оцениваете участие гражданского общества в Сургуте в принятии решений о развитии города?
Когда мы говорим об утвержденной «в установленном порядке» градостроительной документации, естественно, при этом должны строго соблюдаться требования закона о публичных слушаниях до утверждения проекта. Кстати, давно пора вернуть понятие «градостроительная документация» в Градостроительный кодекс РФ, а то парадоксальная ситуация складывается — понятие фактически существует и используется в целом ряде федеральных кодексов и законов, а в «родном» Градостроительном — отсутствует. И сразу должен сказать, что, на мой взгляд, эти требования абсолютно правильные. Искренне жаль, что публичные слушания появились в законодательстве только в конце 2004 г., шесть лет для формирования истинно гражданского самосознания общества еще очень и очень мало. Сегодня публичные слушания, в лучшем случае, — это проявление позиции отдельных граждан, а чаще всего формально проводимая процедура при полном отсутствии граждан. Впрочем, это тоже объяснимо — когда речь идет о вновь застраиваемых территориях, мало кого из простых граждан это может заинтересовать. В то же время, когда на слушания выносится вопрос о получении разрешения на отклонения от предельных параметров или обсуждается условно-разрешенный вид использования объектов в существующей застройке, на такие слушания собираются уже по несколько десятков граждан и разгораются нешуточные страсти.

На Ваш взгляд, требует ли совершенствования нормативно-правовая база проведения публичных слушаний, нужны ли методические пособия, семинары для обсуждения сложных вопросов? Кому больше нужны публичные слушания — населению, разработчикам или чиновникам?
То, что публичные слушания необходимы, у меня не вызывает никакого сомнения. Причем они нужны не только органам власти для принятия решения, но и разработчикам документации для получения обратной связи, для общественной оценки предлагаемых ими решений. Ведь с этими решениями предстоит жить многие десятилетия тысячам простых граждан, а не чиновникам, принимающим сегодня решения. Конечно, процесс проведения слушаний нуждается в совершенствовании. Прежде всего необходимо, как бы это сложно не казалось, конкретизировать критерии оценки учета общественного мнения — количественные и качественные (нередко, пускай и единственное, высказанное мнение может и должно оказаться решающим в окончательном решении).
Рис.4. Проект планировки микрорайона 37 г. Сургута


Сургут — инновационный город, который один из первых начал применять ГИС-технологии в управленческой деятельности, создал цифровую «пятисотку». Как далеко вы зашли сегодня? И какие планы на будущее информационное общество в Сургуте?
Если говорить об эволюции применения геоинформационных технологий в муниципальном управлении г. Сургута, то я бы выделил три этапа. Первый — с начала

90-х до начала 2000-х годов — этап стремительного освоения всего нового, что в этой отрасли появлялось, «покрытие» всей территории города цифровой топографией всех масштабов, реальное внедрение всех существующих тематических геоинформационных систем. Второй — с начала и до конца 2000-х годов — этап освоения и осознания того, что было наработано за прошедшее десятилетие. И наконец, третий — сегодня сформировано понимание необходимости перехода к качественно новому уровню, когда на основе огромной информационной базы должно быть создано единое информационное пространство как для принятия управленческих решений, так и для получения муниципальных услуг в электронном виде каждым гражданином Сургута.

Как Вы считаете, какие информационные сервисы с использованием пространственных данных могут быть наиболее востребованы в Сургуте?
Не берусь сказать «за весь Сургут», какие информационные сервисы могут быть наиболее востребованы в городе, но для меня очевидны преимущества применения оперативных данных дистанционного зондирования высокого разрешения, которые, я уверен, уже в ближайшее десятилетие на 9/10 заменят результаты традиционных топосъемок. А если говорить о потребностях широкого круга горожан, то тут могу упомянуть полученное недавно письмо от бывших сургутян, живущих за пределами Сургута, но желающих в режиме on-line через Web-камеры наблюдать за жизнью на улицах и площадях Сургута. А на поверку оказалось, что в Сургуте нет ни одной работающей в открытом доступе в Интернете Web-камеры. Таким образом, сургутянами сегодня востребованы пространственные данные уже не только в виде традиционной двумерной карты, но мы хотим видеть родной город в виртуальном пространстве в полноценном 3D-качестве.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Усов А.В.
   - Попов Д.В.
   - Браташов В.А.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Уральский ФО / Ханты-Мансийский АО - Югра
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Тематич. разделы / Регион. и муниц. ГИС
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2010
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №3_2010
Цитирумость документа: 3
23:27:24 24.11 2010   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.014846801757812 sec, Question: 99