Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2011/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Использование геопорталов в задачах управления территорией

А.В. Чернов (НП «Поволжский центр космической геоинформатики», Самара)


Управление территорией в российских реалиях — вещь неблагодарная. Приходится принимать нелогичные и непонятные с точки зрения обывателей и специалистов решения, выслушивать резкую, порой обоснованную критику. В значительной степени эта внешняя нелогичность связана (в математических терминах) с уникальной постановкой задачи: необходимо найти не оптимальную стратегию, а квазиоптимальную — с учетом массы ограничений. Образно говоря, вместо соревнований по бегу приходится проводить соревнования по «бегу в мешках». Перечислим важнейшие из ограничений и проблем организационного характера.

1. Учет. Отсутствие единой системы учета территориальных ресурсов (земля, недвижимость, инженерные сети и пр.), приводящее к снижению налоговых поступлений, арендных платежей, затягиванию сроков основных технологических процессов оперативного управления.

2. Контроль. Недостаточный контроль за городскими или региональными процессами (строительство объектов, проведение мероприятий по благоустройству и др.), наличие пресловутого «человеческого фактора».

3. Взаимодействие. Недостаточное информационное взаимодействие между органами власти, наличие собственных интересов у каждого участника процесса.

4. Информирование. Недостаточная открытость органов власти, плохая обратная связь с населением и бизнесом, что влечет резкое неприятие тех или иных мероприятий.

5. Анализ и принятие решений. Необходимость принятия решений в условиях неопределенности с опорой только на субъективное мнение, сформированное при отсутствии полных и достоверных знаний о территории.

В контексте сказанного мы и наблюдаем результаты того самого «бега в мешках»: противоречивость градостроительного и иных видов законодательства в части описания требований к объектам учета, заниженные требования к результатам градостроительного проектирования, боязнь привлечения грамотных специалистов из других регионов, общая неразвитость рынка консалтинговых услуг и др.

Традиционные ГИС помогают несколько исправить ситуацию за счет обеспечения интеграционных преимуществ, точной привязки и наглядности представления пространственных данных. Не претендуя на строгость формулировки, определим геопортал как многофункциональную ГИС в среде Интернет/Интранет, интегрирующую несколько ресурсов из различных источников, и рассмотрим возможности применения такого инструмента для решения указанных выше проблем в разрезе трех направлений, соответствующих основным типам взаимодействия государства (G) с гражданами (C) и бизнесом (B):
— информирование, реализация муниципальных и государственных услуг и функций (G2B, G2C);
— обратная связь с населением и бизнесом (B2G, C2G);
— информационный обмен между органами власти (G2G).

Описание инструмента

В рамках этой статьи не ставится задача описания архитектуры и внутренних механизмов программной реализации геопорталов, поэтому будем считать, что читатели в целом знакомы с обычными клиент-серверными ГИС, и рассмотрим лишь функциональные отличия от них геопортальных решений.

В последнем случае клиентом чаще всего является браузер, сама база данных расположена на удаленных серверах, а количество одновременно работающих пользователей на несколько порядков больше. Такая технология накладывает довольно жесткие ограничения на возможности геопорталов, поэтому пока не стоит ждать от них поддержки всех функций ГИС.

Первая и наиболее важная функция геопорталов — предоставление пространственной информации (ГИС-вьюер в среде Интернет). Не менее важна возможность наложения данных разных слоев, полученных с различных серверов (например, карты с открытого источника OpenStreetMap, космического снимка со специализированного ресурса и публичной кадастровой карты). Серверов, предоставляющих доступ к картам, тематическим ресурсам, может быть очень много. Поэтому, во-первых, разрабатываются базы метаданных для подсоединения к ним, регистрации собственных наборов пространственных данных и их поиска, а во-вторых, существуют общие «языки» общения между серверами — протоколы WMS,WFS,WCS и др.

Второй блок функций — ввод и редактирование пользователями собственных слоев и объектов с возможностями текстового описания и прикрепления фотографий и иных внешних файлов. В большинстве геопорталов реализованы работа с простыми точечными, линейными и полигональными объектами без поддержки межслойной топологической корректности данных и загрузка треков из навигационных приборов. Основная цель — задать область интереса или разместить свой набор объектов на карте (список заправок, отделений банка и пр.).

Третий блок функций — поиск и пространственный анализ по различным параметрам. Включает обычно поиск по адресам, наименованиям, иным критериям, пространственный поиск внутри заданной области, поиск ближайших объектов, вычисление площадей, расстояний, периметров, кратчайшего пути и др. Также поддерживаются стандартные для ГИС запросы: «что это?» (выдача информации по объекту на карте) и «где это?» (позиционирование на карте по объекту из некоторого списка).

Следующая важная возможность — интеграция с другими информационными ресурсами в среде Интернет. Фрагменты карт можно встраивать в другие сайты, зачастую присутствует связь с геопривязанными форумами (сообщения с обсуждением и комментариями), некоторыми социальными сетями.

Отдельно стоит упомянуть дополнительные сервисы — предоставление информации о движущихся объектах (оборудованных системами навигации), рассылка новостей в зависимости от местоположения клиентского устройства (мобильные телефоны, коммуникаторы и прочее), геотаргированная реклама.

С точки зрения пользователя, геопортал — красивая непрофессиональная ГИС в среде Интернет. Однако с его помощью можно получить доступ к обширному перечню сведений и предоставить возможность пользоваться вашими ресурсами многим и многим потребителям информации. Реализовав решение о размещении своих данных в Интернет, вы сразу почувствуете его эффект.

Примеры геопортальных решений широко известны — Google Maps, Yandex Maps, «Космоснимки.ру», OpenStreetMap. Кроме того, есть масса ресурсов такого рода регионального и муниципального уровней в Самарской, Нижегородской, Белгородской, Воронежской и других областях и городах, перечень и описание которых могут занять не одну страницу.

Информирование населения и бизнеса, реализация муниципальных и государственных услуг и функций

Через геопортал удобно и просто информировать о дорожных пробках и изменении движения, границах зон ответственности за уборку территории, земельных участков, особо охраняемых природных территорий, градостроительных зон и т. д. При этом можно использовать «чужую» картографическую основу (например, OpenStreetMap) или космические снимки, расположенные на внешних сервисах, и сосредоточиться исключительно на размещении тематической информации. Пользователь в свою очередь может сконфигурировать получаемый информационный поток, выбрав соответствующие слои, разделы и область интересов, и к нему будут попадать, например, только данные по его микрорайону или кварталу.

Для населения геопортал предоставляет прекрасную возможность больше узнать про город или регион, получить доступ к массе государственных услуг информационно-справочного типа. Например, можно ввести название остановки, где вы находитесь (или ничего не вводить, если работаете с коммуникатором), и в обратном сообщении получить ориентировочное время прибытия общественного транспорта с учетом пробок, время в пути и описание оптимального маршрута до места назначения.

Для бизнеса геопортал выступает инструментом планирования. Потенциальный инвестор указывает на карте предполагаемое место открытия торговой точки и зону обслуживания, получая в ответ сведения о количестве населения в области, стоимости земли, ближайших свободных площадях под аренду и торговых точках конкурентов.

Обратная связь с населением и бизнесом

Информирование населения и бизнеса — дело важное, но по значимости ему не уступает получение обратного отклика на основе геопривязанных обращений, т. е. пользователи вводят собственные объекты, оставляют комментарии, указывают на ошибки.

Во-первых, это элегантный и простой способ общественного контроля деятельности органов власти — вывезли ли мусор сегодня, действительно ли отремонтировали дорожное полотно, где возникли несанкционированные свалки или произошел самовольный захват территории.

Например, как проверить законность размещения всех пивных киосков в городе? Первый вариант — нанять специальную организацию, которая проведет выездную инвентаризацию, по результатам которой киоски будут убраны (но тут же появятся снова). Второй вариант — разместить сведения обо всех официально разрешенных киосках на геопортале и дать возможность пользователям наносить положение других обнаруженных киосков с прикреплением фотоматериалов, по которым уже и проводить выездные проверки. Эффективность муниципального земельного контроля возрастает на порядок, город получает дополнительные доходы от штрафов и арендных платежей. При правильной организации возникает социальный эффект — формируется площадка для общения, пользователи создают собственные слои, делятся ими, обсуждают те или иные управленческие решения.

Хороший эффект дают предварительная публикация на геопортале перед общественными слушаниями карты градостроительного зонирования, материалов генерального плана с подложкой из космоснимков и обсуждение гражданами и профессиональными объединениями этих публикаций для формирования сводного списка замечаний.

Информационный обмен между органами власти, организация совместной работы

Проблема информационного обмена поднимается практически на каждом совещании с участием двух или более ведомств. Сторонней информации не хватает, свою отдать в полном объеме боязно, возникают вопросы актуальности данных, совместимости используемых ГИС, защиты данных от несанкционированного копирования.

Возможным решением является использование технологии предоставления сервисов вместо предоставления данных. Например, в корпоративной сети органов власти размещаются Web-сервисы, открывающие доступ к избранным (ограниченным) наборам данных каждого из участников информационного обмена по общим стандартам. Пользователь на экране браузера или своей ГИС видит, например, слои границ лесов (Минприроды России; ГИС MapInfo), границ сельхозугодий (Минсельхоз России; ГИС «Ингео»), границ земельных участков (Росреестр; ArcGIS Server), положение дорожной сети (Минтранс России) и на основе этой информации проектирует и наносит границы территориальных зон, не заботясь о совместимости данных.

Иллюстрацией подобного взаимодействия с внешними пользователями служит организация работ по закреплению территории за различными управляющими компаниями. Традиционная схема предполагала бы выезды на места, составление бумажных схем, их сведение, ввод в компьютер, повторное согласование общей карты со всеми участниками процесса. Через геопортал же каждой организации предоставляется санкционированный доступ к тематическому слою, управляющие компании вводят по подложке границы зон обслуживания, которые затем утверждаются модератором.

Подытожим описанные решения, перечислив механизмы решения проблем, указанных в начале статьи.
1. Учет. Проблема отсутствия системы учета территориальных ресурсов решается путем создания единой пространственной базы данных с подключением внешних источников и совместной работы в среде Интранет/Интернет по оперативному дежурству информационных слоев.
2. Контроль. Проблема эффективного контроля за объектами и процессами решается путем обязательного информирования о состоянии объекта или процесса с привязкой к местности и последующего включения механизмов общественного и выборочного административного контроля по найденным несоответствиям.

3. Взаимодействие. Проблема взаимодействия между органами власти с учетом их собственных интересов решается с помощью организации работы по «обмену не данными, а сервисами» и реализации указанных сервисов.

4. Информирование. Проблема недостаточной информированности населения и бизнеса и обратной связи с ними решается введением соответствующих функций в городской или региональный геопортал.

Описанные в статье механизмы с успехом используются при построении геопортала как элемента «электронного правительства» Самарской области ( http://www.geosamara.ru , http://www.geoportal.samregion.ru ).


См. также:
Каталог Организаций:
   - Геоинформспутник/Поволжский центр космической геоинформатики
Каталог Авторов:
   - Чернов А.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2011
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №1_2011
Цитирумость документа: 1
20:45:10 20.07 2011   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.026745796203613 sec, Question: 89