Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2011/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Портальные решения. Государственные и муниципальные интерактивные карты — инструмент обеспечения публичности деятельности по управлению территорией

А.В. Дударев (ИТП «Град», Омск)

В последние годы мы почти перестали использовать традиционные способы получения справочной картографической информации — в автомобиле установлен навигатор со спутниковым приемником и загружены цифровые навигационные карты, на ноутбуке — продукты компании «2ГИС» (Новосибирск; www.2gis.ru ), в Интернете всегда есть доступ к картам «Яндекс» ( maps.yandex.ru ). Стало модным вечерами исследовать свою планету и звездное небо с помощью сервисов Google ( maps.google.ru, www.google.com/intl/ru/sky/ ). Почти все эти приложения доступны и на смартфонах. Актуальность, удобство использования и полезность таких решений неоспоримы. Качество данных хотя зачастую и оставляет желать лучшего, но год от года неуклонно повышается, а свободно распространяемые на www.openstreetmap.org карты предоставляют всем желающим возможность поучаствовать в создания новых данных и уточнении существующих.

Но если нам необходимо получить информацию о своем земельном участке, доме или гараже, найти объект для инвестиций, просмотреть какую-либо легитимную государственную или муниципальную информацию о территории, мы идем (в лучшем случае) в многофункциональные центры. Там, взяв талончик электронной очереди и отсидев какое-то время, сдаем заявление и, повторив поход еще раз через неделю-месяц, получаем на руки набор интересующих данных в виде бумажных документов, касающихся какого-то одного объекта учета. Как тут думать стратегически, как планировать свою жизнь, бизнес?

К сожалению, во множестве создаваемые ситуационные центры, центры космического мониторинга не открывают свои данные в Интернет и не имеют инструментов обратной связи с внешними пользователями. Администрации городов и поселений публикуют сведения о своих решениях в части градостроительного зонирования территории в виде растровых картинок порой весьма низкого качества, а на портале Росреестра пока еще не представлена значительная часть земельных участков, границы которых условны или отсутствуют вовсе. Существующая информация такого рода разрознена и фрагментарна, лишь немногие федеральные органы, регионы и муниципальные образования предпринимают усилия по созданию соответствующих сайтов. Тем не менее, невзирая на проблемы с качеством данных, быстродействием, совместимостью ресурсов можно утверждать, что грядет бум публичных портальных решений, предоставляющих свободный интерактивный доступ к пространственным данным.

Идеи создания государственных и муниципальных геопорталов обсуждаются сообществом давно, но лишь недавно удалось сформулировать основные направления их практического применения (чтобы не выглядеть бледно на фоне эффективных коммерческих решений).

Во-первых, это порталы региональных и муниципальных инфраструктур пространственных данных, позволяющие публиковать базовые пространственные данные (создаваемые преимущественно на средства налогоплательщиков), каталоги метаданных, информацию о поставщиках данных; собирать, используя инструменты портала, в одну интерактивную карту тематические наборы пространственных данных, получаемые из различных (в том числе on-line) источников; обеспечивать доступ к свободно распространяемым данным и предоставлять механизмы получения и оплаты коммерческих массивов информации. Подобного опыта в стране практически нет, и данная тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Во-вторых, это региональные и муниципальные порталы управления развитием территории. Здесь уже набиты шишки, скомканы первые блины, есть работающие примеры. Да и нам, как экспертам в области применения решений градостроительной документации в государственном и муниципальном управлении, эта тема близка как никакая другая.

Портальное решение в виде интерактивной карты может:
— обеспечить публичность и получение отклика от граждан в процессе внесения изменений в документы территориального планирования и правила землепользования и застройки, что значительно сократит сроки проведения и повысит гибкость процедур, улучшит качество принимаемых решений;
— предоставить арендаторам, собственникам и потенциальным инвесторам наиболее полный и наглядный массив информации об имеющихся на территории инвестиционных площадках, параметрах их использования и существующих ограничениях;
— интегрировать легальную информацию о поставленных на учет земельных участках и объектах недвижимости, сведения о реальном землепользовании (космоснимки) и статистические данные о налогообложении и размерах арендной платы, что позволит оптимизировать поступления в бюджет и создать конкурентные условия для развития бизнеса;
— визуализировать деятельность органов власти (местного самоуправления) в различных отраслях экономики (строительство, реконструкция инфраструктуры, благоустройство).

Каким же основным функциональным требованиям должны соответствовать публичные портальные решения, включающие интерактивную карту территории?

Первое и основное — это информационное наполнение, оптимальный состав которого видится следующим:
— топографическая основа (леса, горы, озера, реки и т. п.);
— космический снимок высокого разрешения (желательно получаемый в виде сервиса и постоянно обновляемый поставщиком данных дистанционного зондирования);
— утвержденная и проектная градостроительная документация (генеральные планы, правила землепользования и застройки с семантической информацией о видах разрешенного использования, красные линии и зоны планируемого размещения объектов капитального строительства из проектов планировки, границы планируемых земельных участков (ЗУ) из проектов межевания);
— границы и информация о ЗУ, поставленных на государственный кадастровый учет (наиболее рациональный способ получения таких данных — подключение портала к пополняющемуся Web-сервису Росреестра, либерализация регламентов предоставления соответствующей информации);
— объекты капитального строительства и территории, связанная с ними семантическая информация;
— границы зон с особыми условиями использования территории, иные ограничения какой-либо деятельности на территории;
— адресная информация;
— контуры областей, на которые распространяется действие принятых в установленном порядке документов (схема размещения ЗУ на кадастровой карте, градостроительный план ЗУ, разрешение на строительство и т. п.);
— содержание обращений граждан и организаций, поступающих в рамках проведения публичных слушаний по вопросам освоения территории, предложения и замечания, объявления и другая информация в свободной форме, привязанная к пространству;
— контуры и информация о доступных инвестиционных площадках, параметрах их освоения.

Эти базовые, с нашей точки зрения, наборы данных можно дополнить статистической информацией по всем сферам городского (регионального) хозяйства, будь то сведения об общественном транспорте или схемы социальной обеспеченности населения. Определенная часть семантики (по меньшей мере адресная информация) должна отображаться в виде подписей на карте. Логику их расположения в зависимости от масштаба придется прорабатывать отдельно, также как и отображение мелких объектов, порядок слоев и условные обозначения.

После подготовки данных необходимо задуматься о наличии средств работы с интерактивной картой. Для решения обозначенных выше задач оптимальным видится такой набор инструментов:
— навигации (в том числе приближение с использованием «мышки» и выделение области рамкой), установления режима миникарты, фиксированного масштаба;
— поиска и вывода объектов списком с возможностью перехода между найденными объектами (поиск по адресу, кадастровому номеру ЗУ, наименованию объекта), а также графического выделения найденных запросом (выбранных кликом) объектов на карте;
— фильтрации объектов (пространственная аналитика) с выделением их рамкой, радиусом, контуром другого объекта;
— переключения между тематическими картами, подключения и отключения слоев, составляющих карту;
— переключения режимов основы (космоснимок или топографическая карта);
— получения семантической информации об объектах на карте кликом «мышки», перехода из блока карточки семантической информации;
— измерения расстояний;
— вывода на печать окна карты.

Все инструменты и параметры интерфейса должны быть обеспечены всплывающей или разворачивающейся справочной информацией, а так как подобные портальные решения ориентированы на широкий круг пользователей, то не помешает и наличие примеров использования карты.

Чтобы портал стал действительно интерактивным, можно снабдить его функциональными блоками, обеспечивающими:
— регистрацию пользователей на портале и доступ к отдельным (дополнительным) слоям данных только для зарегистрированных пользователей, обладающих соответствующими правами. При наличии такого механизма публичное решение можно эффективно использовать и для внутренней работы органов власти (органов местного самоуправления), что позволит сэкономить на серверах и программном обеспечении (при условии наличия в базе только информации открытого характера);
— возможность пользователям создавать собственные информационные блоки (тексты, изображения) и привязывать их к определенным объектам на карте (т. е. создавать пользовательские объекты). Такое решение обеспечит связь пользователей с администрацией, а обнародование этой информации снизит количество повторных обращений по спорным вопросам в отношении одной и той же территории. Ответы на вопросы граждан также следует публиковать на портале;
— связь портального решения с системами электронного документооборота и предоставление услуг в электронном виде (в том числе выдача заявителю уникального кода, позволяющего путем введения в форму на портале проверить статус услуги, а также возможность подачи предварительной заявки с прикреплением необходимых документов).

Что касается вопросов построения интерактивной карты, здесь еще достаточно много проблем, в первую очередь касающихся выбора системы координат, оперативного размещения и обновления данных, организации безопасного доступа к данным и скорости работы портальных решений в многопользовательском доступе.

Конечно, наиболее простым решением в рассматриваемом случае является использование местной системы координат региона или города. Но если в дальнейшем предполагаются загрузка на портал пользовательских данных и получение обратной связи, стоит рассмотреть вариант публикации данных в открытых системах координат, с которыми работают бытовые спутниковые приемники сигналов GPS/ГЛОНАСС. Некоторые серверные решения позволяют перепроецировать данные, хранящиеся в одной системе координат, в другую при генерации растровых изображений (тайлов) для отображения карты в браузере. Заслуживают внимания и возможности существующих Web-сервисов (например, по предоставлению кадастровой карты Росреестра), а также их ограничения, касающихся использования определенных систем координат.

Проблема размещения и обновления данных кажется куда более интересной, так как имеет много решений. Рассмотрим один из вариантов организации современного геопортала (рис. 1).

Рис.1. Схема развертывания портального решения


1. Весь массив пространственной информации хранится на внутреннем сервере органа, уполномоченного на ее актуализацию. Эта база данных регулярно синхронизируется с сервером БД Web-портала, куда передаются только сведения открытого типа, подлежащие публикации (при отсутствии необходимости организовывать отдельное хранение данных в силу определенного режима их использования можно задействовать только один сервер).

2. Картографический сервер на основе определенной конфигурации конвертирует пространственные данные, хранящиеся в базе, в растровые изображения, которые и будут предоставлены пользователю портала. В общем случае этот же сервер отвечает за получение информации из внешних Web-сервисов.

3. Кэширующий сервер обеспечивает постоянное хранение и обновление тайлов наиболее востребованных карт и масштабов (объем кэша зависит от объема и производительности дисковых подсистем и настроек сервера). Это позволяет снять нагрузку с сервера базы данных и увеличить быстродействие при большом количестве пользователей (данные из базы берутся только в случае их изменения и необходимости замены хранящихся в кэше тайлов новыми). Семантическая информация по объектам также может кэшироваться.

4. Сервер портала обеспечивает реализацию пользовательских функций, передает запросы кэширующему серверу (при необходимости — картографическому серверу) и обращается к базе данных для извлечения семантической информации о пространственных объектах (если не предусмотрено ее кэширование).
5. Акселератор вывода информации оптимизирует отдачу сервером тайлов при повышенной нагрузке в многопользовательском режиме работы.
Элементы интерактивной карты Тюмени портальных решений


Многие существующие решения работают исключительно по схеме публикации заранее подготовленных данных. Такой подход имеет схожее быстродействие, но затрудняет процесс обновления данных в случае их изменения.
Элементы интерактивной карты Тюмени портальных решений


Удобство размещения и обновления данных обеспечивает специализированный инструмент, позволяющий задавать конфигурацию картографического сервера (определять перечень карт, типов объектов и их атрибутов, правила генерации условных обозначений) и связывать эту конфигурацию со структурой базы данных, в которой эти данные хранятся. Без подобного инструмента настройка карт представляет собой достаточно трудоемкий процесс.
Элементы интерактивной карты Тюмени портальных решений


Серверы публичных порталов целесообразно размещать в специализированных центрах обработки данных, обладающих высокопроизводительными каналами связи и техническим персоналом, способным их обслуживать.
Элементы интерактивной карты Тюмени портальных решений


В настоящее время специалисты ИТП «Град» разрабатывают портальные решения, отвечающие потребностям и возможностям муниципальных образований и регионов. В качестве технологической основы используется хранилище пространственных данных Oracle, алгоритмы которого доступны в конфигурациях Standard Edition и Standard Edition One. Вынос инструментов пространственной аналитики на уровень отдельного сервиса позволяет отказаться от использования технологии Spatial и значительно снизить лицензионную нагрузку. Картографический сервер реализован на базе свободно распространяемого программного обеспечения GeoServer 2.x. Кэширующий сервер и сервер портала — собственные разработки ООО «ИТП «Град».

В открытом доступе по адресу portal.itpgrad.ru размещена тестовая версия портала на примере Тюмени (рис. 2). В настоящее время ИТП «Град» реализует для этого города комплексный проект управления развитием территории (корректировка и разработка всех видов градостроительной документации, обновление ИСОГД и размещение в ней данных). Указанная тестовая некоммерческая площадка постоянно модифицируемая в соответствии с озвученной в статье концепцией развития портальных решений.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ИТП «Град»
Каталог Авторов:
   - Дударев А.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Регион. и муниц. ГИС
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2011
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №1_2011
Цитирумость документа: 1
21:07:13 28.06 2011   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.049590110778809 sec, Question: 95