Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2011/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

«Будущее за автоматизированными системами, построенными с применением геоинформационных технологий»

Д.В. Степанов (Министерство регионального развития РФ, Москва)

Так считает Дмитрий Владимирович Степанов, который рассказал нам о задачах, трудностях и планах на будущее Минрегиона России в отношении Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.


Дмитрий Владимирович, каких целей планирует добиться Минрегион России, создавая федеральную государственную информационную систему территориального планирования? Расскажите коротко нашим читателям об основном назначении ФГИС ТП, о задачах, которые с помощью системы предполагается решить на федеральном уровне.
– Система уникальна тем, что благодаря реализуемой масштабности (охват данных по всей территории Российской Федерации, а в перспективе, возможно, – и по соседним странам и акваториям), а также комплексности представленной информации, она переходит из категории узкопрофессиональной, ориентированной на решение ряда конкретных задач территориального планирования – предоставления информации, необходимой для подготовки документов территориального планирования и организации согласования их проектов – к способствующей решению более глобальных задач планирования пространственного развития Российской Федерации, включая стратегическое планирование, оценку эффективности, комплексности развития и т. п.

Причем, свой круг задач может быть решен на любом уровне руководства – от муниципального образования до федеральных округов и федеральных органов исполнительной власти.

Поэтому и цели, обозначенные для формируемой системы, не ограничились предметной областью, указанной в названии, а распространились значительно шире:
- ускорение и облегчение процессов подготовки и согласования документов территориального планирования;
- сокращение расходов средств соответствующих бюджетов на разработку документов территориального планирования;
- обеспечение информационной поддержки принятия органами государственной власти и местного самоуправления решений в сфере градостроительной деятельности;
- обеспечение публичности процессов стратегического и территориального планирования;
- возможность более активного привлечения экспертного и профессионального сообщества в процессы стратегического и территориального планирования;
- повышение ответственности и объективности процессов планирования;
- стимулирование инвестиционных процессов;
- повышение доверия общества к деятельности органов власти.

Основной задачей ФГИС ТП, позволяющей достичь указанных целей, является формирование единого информационного пространства, в котором отразятся различные документы и объекты стратегического и территориального планирования.

Первый формальный срок введения в действие норм о ФГИС ТП наступает 1-го сентября 2011 г. Как должно измениться территориальное планирование через несколько дней? Не могли бы Вы объяснить представителям органов региональной власти и местного самоуправления, уполномоченным в сфере градостроительства, их ответственность по предоставлению доступа к материалам территориального планирования через ФГИС ТП, а также прокомментируете, пожалуйста, новые порядки согласования документов с использованием ФГИС ТП.
– Формулировки закона достаточно однозначны.

В соответствии с ч. 3 ст. 57.1 органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие ведение информационных ресурсов и систем, содержащих информацию, необходимую для подготовки документов территориального планирования (перечень информации определен ч. 2 той же статьи закона), обязаны обеспечить доступ к содержащейся в них информации.
Доступ к указанной информации должен предоставляться посредством ФГИС ТП через единый сайт в сети Интернет всем органам власти, юридическим и физическим лицам на безвозмездной основе. Конечно, доступ обеспечивается с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне в объеме и порядке, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Как следует из формулировок закона, ФГИС ТП не предназначается для хранения дублированной информации. Именно поэтому основным способом организации взаимодействия ФГИС ТП с другими информационными системами выбрана интеграция посредством веб-сервисов.

Однако данный выбор пока имеет ряд ограничений, связанных, во-первых, с достаточно высокой стоимостью программных и технических средств, способных его обеспечить и поддерживать круглосуточно.

Во-вторых, для обеспечения стабильности соединений требуются устойчивые и достаточно мощные каналы передачи данных сети Интернет.

Наконец, системы, способные интегрироваться, не просто должны быть автоматизированы с использованием геоинформационных технологий, но и представлять данные на выходе в структуре и форме, определенных Минрегионом России.

Для того чтобы обеспечить возможность исполнения требований закона органам власти и местного самоуправления, не имеющим соответствующих систем, доступ к их информации может быть обеспечен путем загрузки данных в базу ФГИС ТП.

Такая мера является вынужденной и временной. Ответственность за актуальность, достоверность и полноту информации остается на ее поставщиках, поэтому загрузка информации реализуется сотрудниками органов власти через встроенную подсистему с обязательным указанием сопроводительных данных.

Аналогичным образом в системе реализован и порядок размещения проектов документов территориального планирования. В рамках первой очереди он ограничен только механизмом согласования документов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с федеральными органами исполнительной власти (при необходимости).

Технологический процесс отображен в подготовленном Минрегионом России проекте Правил ведения ФГИС ТП, которые должны быть утверждены постановлением Правительства Российской Федерации в ближайшее время, а также в справочном руководстве пользователя.

В случае если утверждение указанного постановления не состоится до 1 сентября, министерство планирует уведомить органы власти субъектов, а через них – органы местного самоуправления, о порядке загрузки утвержденных документов территориального планирования и их проектов.

Нет сомнений, что создание федеральной информационной системы – это очень непростое дело, требующее больших усилий и высокой организации процесса. В чем Вам видятся главные трудности реализации такого грандиозного проекта? Если бы все зависело только от Вас, что бы Вы поправили или изменили в первую очередь?
– К сожалению, я не люблю мечтать. Привык, опираясь на обстановку, обозначать проблему, определять цели, ставить задачи и искать пути их решения. Наверное, отчасти это позволило в крайне жестких временных условиях определить состав работ, требования к первой очереди системы, сформировать задание и, наконец, успешно выполнить работы первой очереди.

Проблем очень много, они разноплановые, разномасштабные, но их необходимо решать. Сама ФГИС ТП не призвана решить большинство из них, но способствует формированию системного подхода к решению. То, что раньше представлялось частными проблемами, теперь приобретает общий характер, заставляющий искать и принимать решения более высокого уровня.

Так уже сейчас стала очевидна избыточность ограничений в области отнесения геопространственных данных к государственной тайне. Это касается не только доступности картографической основы, но и возможности отображать пространственные объекты, описанные в местных системах координат, в едином информационном пространстве ФГИС ТП. Решения нужно искать, задача была поставлена Правительством Российской Федерации одновременно с распоряжением на разработку системы, и сейчас мы активно работаем в этом направлении с Минэкономразвития России.

Говоря о трудностях, конечно, нельзя также не отметить неготовность отдельных участников информационного обмена к интеграции, непонимание целей, нежелание делиться информацией. Наверное, на развитии системы скажутся и общие проблемы территориального планирования: нехватка квалифицированных кадров, недостаток финансирования, загруженность руководства решением текущих задач и другие.

Дмитрий Владимирович, что бы Вы посоветовали руководителям региональных органов архитектуры и градостроительства, стоит ли им создавать информационные системы обеспечения градостроительной деятельности? По какому пути им идти, чтобы обеспечить единство управления территориями в России, чтобы наилучшим способом обеспечить информационное взаимодействие между уровнями власти и ведомствами, которого так не хватает сегодня?
– Информационные системы в виде журналов и шкафов с бумажными картами, конечно, уже отжили свой век. Будущее за автоматизированными системами, построенными с применением геоинформационных технологий.

Несмотря на то, что во второй очереди ФГИС ТП планируется реализовать некий функционал встроенных информационных систем территориального планирования субъектов и муниципальных образований, всех задач они не решат. Скорей, это мера переходного периода.

Рекомендация к создаваемым системам одна: при их проектировании на выходе должна быть обеспечена возможность интеграции со ФГИС ТП через веб-сервисы. И, как я уже говорил, структура и форматы данных должны соответствовать готовящимся к утверждению Минрегионом России.

При этом, как показывает изученный нами опыт построения информационных систем в Российской Федерации (в Калужской, Калининградской, Самарской, Тюменской областях и других субъектах), оптимальным представляется построение двухуровневой системы, основанной на интеграции информационной системы органа государственной власти субъекта Российской Федерации и автоматизированных муниципальных ИСОГД. В этом случае достаточно организовать интеграцию со ФГИС ТП только системы верхнего уровня.

Каковы Ваши прогнозы? Через год страна почувствует, что ФГИС ТП есть и приносит пользу, или это более длительный процесс?
– Убежден, что польза от проекта станет ощутима уже в ближайшее время, когда в едином окне соберутся разнородные данные, что облегчит их поиск, сэкономит время и поможет принимать решения.

При этом не сомневаюсь, что найдется немало критиков, недопонимающих обстоятельств разработки и принятых решений, осуждающих необходимость передачи данных в систему, возможность просмотра их только в отдельных окнах, низкое качество представленных изображений и т. д.

Действительная польза будет обеспечена, когда данные будут представлены в полном составе, карты будут передаваться в векторном виде, причем выполнены они будут в соответствии с утвержденными требованиями; в системе будут реализованы востребованные аналитические и функциональные возможности.

Когда мы такого достигнем в полной мере – прогнозировать сложно. По моему мнению, важно, что мы начали движение и видим цель. Ну а помощи в выборе пути мы, несомненно, попросим у заинтересованного и конструктивного профессионального сообщества.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Степанов Д.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Нормы и право
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2011
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2011
Цитирумость документа: 1
15:05:51 01.10 2011   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.022364139556885 sec, Question: 83