Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Дискуссии/01.08.02. Проблемы развития и регулирования российского рынка данных дистанционного зон/Обсуждаем положение о лицензировании/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Балагуров А.А. , юрисконсульт ИТЦ «СканЭкс» о последних изменениях в области законодательства в связи с лицензированием космической деятельности

А.А. Балагуров (ИТЦ «СканЭкс») Лицензирование космической деятельности изменения в законодательстве

Статью Андрея Балагурова публикуем в рамках дискуссии о новом Положении "О лицензировании космической деятельности" (см. http://www.gisa.ru/space_licenzia.html ) Статья будет опубликована в ИБ ГИС-Ассоциации №5(37)

С момента вступления в должность министра экономического развития и торговли Г.О. Грефа наша страна стала привыкать к таким терминам, как «дебюрократизация экономики», «принцип одного окна» и другим красивым словам, которые должны были показать, как Правительство РФ заботится об облегчении бюрократического бремени для предпринимателей.
И действительно, начали приниматься законы (новая редакция Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О регистрации юридических лиц» и пр.), устанавливаются более мягкие требования к субъектам предпринимательской деятельности.

Вроде бы стало легче жить?

Однако ситуация в сфере космической деятельности не вписывается в общую политику Правительства РФ. Особо актуальна в настоящее время дискуссия о необходимости лицензирования приема, обработки и распространения информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

Хроника событий

8 августа 2001 г. был принят Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ, в соответствии с которым (ст. 17) космическая деятельность подлежит лицензированию. Для определения видов космической деятельности необходимо руководствоваться действующим законодательством Законом РФ «О космической деятельности» (1993 г. с изменениями и дополнениями от 1996 г.), ст. 9 которого устанавила, что лицензированию подлежит космическая деятельность, если такая деятельность включает испытания, изготовление, хранение, подготовку к запуску и запуск космических объектов, а также управление космическими полетами.

14 июня 2002 г. Постановлением № 422 Правительство РФ утвердило Положение о лицензировании космической деятельности, которое включило в число видов космической деятельности, подлежащей лицензированию, прием, обработку и распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. Правовой анализ данной нормы показал, что она противоречит Закону РФ «О космической деятельности».

Однако Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» внесены изменения в Закон РФ «О космической деятельности», ст. 9 «Лицензирование космической деятельности» которого изложена в следующей редакции: «Космическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, формально исключено несоответствие между Положением о лицензировании космической деятельности и ст. 9 Закона РФ «О космической деятельности». Теперь каждому субъекту (физическому или юридическому лицу) для осуществления таких работ, как прием, обработка и распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, вроде бы необходимо получить лицензию.

Почему вроде бы?

Полагаем, что такая формулировка Закона не снимает главного несоответствия закрепления лицензирования приема, обработки и распространения информации в Положении о лицензировании космической деятельности.

Прием, обработка и распространение информации не космическая деятельность. Мы намеренно опускаем слова «... получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли», чтобы акцентировать внимание на существе вида деятельности «прием, обработка и распространение информации».

Воспроизведем дословно ст. 2 «Понятие космической деятельности» Закона РФ «О космической деятельности»:
«1. Для целей настоящего Закона под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
К основным направлениям космической деятельности относятся:
научные космические исследования;
использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания:
дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию;
использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем;
пилотируемые космические полеты;
использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве;
испытания техники в условиях космоса;
производство в космосе материалов и иной продукции;
другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники.
2. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства».

Как ни читай данную статью, такого вида деятельности, как «прием, обработка и распространение информации» найти невозможно. Полагаем, что любые ссылки на так называемые «юридические лакуны» в этой статье («другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники», «...оказание иных связанных с космической деятельностью услуг») не могут быть применимы даже неспециалисту понятно, что вид деятельности «прием, обработка и распространение информации» не космический.

Данный вид деятельности регулируется Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, который устанавливает, что он «регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации» (ст. 1). Как видно, «прием, обработка и распространение информации» вид деятельности исключительно «информационный». Не важен источник информации можно дойти до абсурда и лицензировать прием, обработку и распространение информации, получаемой из сети Интернет, телевизионных передач, телефонных разговоров и пр. В информационный век снимки из космоса можно найти чуть ли не на экранах сотовых телефонов, не говоря уже об экранах телевизоров и, конечно, компьютеров. Включение такого вида деятельности в состав лицензируемых в качестве космической нарушает действующее законодательство, но, кроме того, это абсурдно.

В космосе работают тысячи спутников, большая часть которых зарубежные. Каким образом государственный лицензирующий орган будет определять законность приема информации со спутника, принадлежащего, например, частной компании из США? Можете себе представить, что будет, если американское правительство узнает, что Росавиакосмос выдал лицензию на «прием, обработку и распространение информации», получаемой с американского спутника? Это прямое нарушение прав на интеллектуальную собственность американской компании, по международному законодательству такое нарушение преследуется в уголовном порядке.

Позиция Росавиакосмоса о том, что возможно лицензирование «приема, обработки и распространения информации, получаемой с космического аппарата (например «Метеор-3М»), противоречит действующему законодательству, поскольку устанавливает дополнительные к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положению о космической деятельности ограничения прав и свобод граждан и юридических лиц. Эта позиция не что иное, как субъективное мнение чиновников Росавиакосмоса, и лицензия с ограничениями на «прием, обработку и распространение информации» с конкретного космического аппарата не имеет юридической силы (в части установления ограничений).

При этом в Росавиакосмосе работают специалисты, которые понимают абсурдность такой формулировки и пытаются что-то сделать: установить, например, что лицензия распространяется на «прием, обработку и распространение информации» со спутника «Метеор-3М» в особых требованиях и условиях к лицензии.
Но ведь дополнение перечня требований и условий нарушение Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»...
Не будем утомлять читателей дальнейшими юридическими тонкостями все несостыковки происходят только по одной причине не может лицензироваться «информационный» вид деятельности Положением о лицензировании космической деятельности.

Если государству необходимо закрепить какие-то ограничения на информацию, получаемую с космических аппаратов, то это необходимо делать в рамках Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», и, если уж на то пошло, отдельного положения о лицензировании такой деятельности. При этом лицензирующим органом должно быть Министерство РФ по связи и информатизации, которое досконально знает, как управлять информацией любого вида.
Вопрос лишь, зачем это необходимо режимные ограничения контролируются Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями и дополнениями от 6 октября 1997 г.), иные ограничения не нужны...

Итак, резюме...

Лицензирование такого вида деятельности, как прием, обработка и распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, на данный момент незаконно.

Однако необходимо помнить, в какой стране мы живем. Доказать кому-либо что-либо, особенно когда это никому кроме тебя не нужно, практически невозможно. Думается, разумнее сейчас объединиться перед лицом увеличивающегося бюрократического давления на космическую отрасль если этого не сделать, то ситуация будет только ухудшаться. Росавиакосмос планирует принять положение о приеме, обработке и распространении данных дистанционного зондирования Земли, и в случае его принятия в представленном виде отрасль понесет ощутимые убытки.
Необходимо подготовить собственную позицию по правовому регулированию, что, кстати, принято во всем мире: представители отрасли в лице различных ассоциаций и союзов предлагают свои варианты законов и иных нормативных актов, формируют общественное мнение по отраслевым вопросам, иным образом воздействуют на власть с целью формирования правового поля, которое максимально устраивает и власть, и предпринимателей.


Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / ДДЗ
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / г. Москва
Дискуссии / 01.08.02. Проблемы развития и регулирования российского рынка данных дистанционного зон / Обсуждаем положение о лицензировании
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: ГИС-Ассоциация 10:04:56 05.02 2003   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.018939018249512 sec, Question: 66