Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

«Сибирский энергетик»: перспективы ГЛОНАСС в Иркутской области

На портале «Сибирский энергетик» опубликована статья Е.Щербакова «Космос как предчувствие». В ней рассказывается о перспективах использования космических технологий в Иркутской области. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.

Поле для внедрения технологий спутниковой связи и, как говорят специалисты, «иных результатов космической деятельности» в ЖКХ и энергетике Иркутской области поистине огромно. Устройства, созданные на базе приборов ГЛОНАСС, можно использовать как для повышения эффективности работы коммунальной техники, так и для контроля за энергоисточниками. За счёт последнего можно сделать прозрачным процесс образования тарифов, а то и снизить стоимость тепла. Проблема в том, что в регионе нет целевой программы по использованию космических технологий, и пока их внедряют по инициативе отдельных учреждений или компаний. Тем не менее уже разработана её концепция, принять которую в региональном правительстве пытаются до конца 2011 года.

«Смотрите, что делает наша организация», – говоря это, заместитель директора созданного на базе Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета Центра космических услуг Николай Луковников демонстрирует корреспонденту небольшую плату, напоминающую что-то среднее между внутренним модемом и звуковой картой компьютера.

На ней смонтированы чип глобальной навигационной спутниковой системы, более известной под аббревиатурой ГЛОНАСС, контроллер, способный собирать информацию с различных датчиков, модем сотовой связи и считывающее устройство для SD-карт. Разработано это устройство, как выясняется по ходу беседы, в Иркутске, а производят его в Новосибирске на иностранном оборудовании. Чипсет – а именно этим словом из сленга компьютерщиков называет его Луковников – можно установить, скажем, на автомобиль или стационарный объект, за которым необходимо осуществлять мониторинг, и он точно определит его местоположение вместе с параметрами работы и передаст эту информацию пользователю. А в том случае, если нет сотовой связи, все данные будут записаны на карту памяти – такое решение уже апробировано на спецтехнике, работавшей при строительстве федеральной трассы Чита – Хабаровск.

Одну из возможностей устройства собеседник «Сибирского энергетика», являющийся представителем ОАО НПК «РЕКОД» в Иркутской области, тут же наглядно иллюстрирует, запуская на компьютере специальную программу. По высветившейся на мониторе карте большого масштаба (при желании её можно заменить снимком со спутника, как в популярной программе Google Earth) практически в режиме реального времени перемещаются две точки, обозначающие, как следует из подписей к ним, два грузовика «МАЗ», принадлежащие иркутской фирме. На экране можно увидеть скорость движения, а одним щелчком мыши можно узнать траекторию их движения за определённый промежуток времени – прошедшие 10 минут, час или более. «Вот, глядите, даже видно, что он по своей полосе едет, не нарушает», – отметил Луковников, переключая изображение в режим снимка из космоса и тем самым разрушая стереотип о том, что ГЛОНАСС работает неточно.

Подобная система мониторинга работает и на машинах «скорой помощи». Три года назад её внедрили и в аэропорту Иркутска: там решили оптимизировать движение аэродромных машин и спецтехники, отвечающей за очистку взлётно-посадочной полосы. «Можно посмотреть всю историю передвижений, и, допустим, станет очевидно, что в прошедший понедельник, когда шёл снег, они ВПП отскоблили, не халтурили, – сказал наш собеседник. – Видно, что машины в аэропорту выполняют все положенные нормативы по времени движения или стоянки». Подобную систему пытаются внедрить и в общественном транспорте, чтобы избежать ситуаций, когда автобусы и маршрутки отклоняются от заданного маршрута или ездят не по расписанию. И случаи, когда водитель попросту меняет табличку с номером маршрута и не обслуживает невыгодное с коммерческой точки зрения направление, при этом будут исключены: техника отследит малейшее отклонение. Подобные эксперименты в Иркутске уже были – мониторинг проводили на трёх маршрутах, – однако конкурс на оснащение городского общественного транспорта навигаторами ГЛОНАСС представителям НПК «РЕКОД» – компании, официально созданной для того, чтобы обеспечить взаимодействие Роскосмоса и субъектов РФ – выиграть не удалось. По словам нашего собеседника, в конкурсе победила ГК «Сиброн», предложившая меньшую цену. В «Сиброне» подтвердили, что установкой навигационных систем занималось подразделение группы компаний – Восточно-Сибирский процессинговый центр, оснастивший ими более 1 тыс. машин. Однако, по словам представителя ГК, установленное оборудование не относится к глобальной навигационной спутниковой системе. «С ГЛОНАСС переговоры только ведутся», – уточнил он. «В нашем случае стоимость прибора получается около 9 тысяч рублей, но надо учитывать его функционал и те компоненты, которые мы используем, – подчеркнул Луковников. – Можно поставить контроллер за 100 рублей, но мы взяли более мощный, который стоит 300 рублей, можно опять же не ставить карт-ридер. Так что, если кто-то говорит, что у него устройство стоит 6 тысяч рублей, нужно смотреть на то, из каких компонентов оно собрано». Впрочем, цена представленных на рынке ГЛОНАСС-трекеров доходит до 12 тыс. рублей и более. Кроме того, немалую роль играет программное обеспечение – карты, космоснимки и интернет-клиент – и дальнейшее сопровождение продукта.

Как бы то ни было, в администрации Иркутска сообщили, что в настоящее время весь муниципальный общественный транспорт и машины, находящиеся в муниципальной собственности, оборудованы системой ГЛОНАСС. Устанавливать её начали ещё в 2008 году. На трамваи и троллейбусы навигаторы монтировали в первую очередь для того, чтобы оптимизировать маршруты и время движения по ним с учётом заторов и других факторов, а на автобусы – для того, чтобы следить за соблюдением маршрутов и условий работы водителей. В 2012 году в городской администрации планируют создать интерактивную карту, на которой будет отображено движение муниципального общественного транспорта. Она будет доступна в сети Интернет, так что при желании любой пользователь сможет узнать режим работы автобуса, троллейбуса или трамвая на интересующем его маршруте.

Несмотря на то что в общественном транспорте технологии космической связи применяются достаточно широко, поле для их внедрения в ЖКХ очень и очень велико. Взять ту же коммунальную технику, которая зачастую работает не столь эффективно, как могла бы. Простой пример: когда была создана цифровая карта Иркутска, специалисты посчитали, что посыпальные машины используют столько песка, что его хватило бы на то, чтобы покрыть все городские улицы 10-сантиметровым слоем. «Если есть система мониторинга, подобных приписок не будет», – уверен собеседник издания. За счёт неё можно не только снизить расход реагентов и ГСМ (или хотя бы привести его в соответствие с реальными потребностями), но и упорядочить сам процесс уборки городских улиц. Главный специалист ООО «ГЛОНАСС-Сибирь» Максим Дуденков рассказал о том, что система используется и при уборке мусора. С её помощью, в частности, можно проследить за тем, вывез ли мусоровоз содержимое контейнеров с отходами или включалось ли оборудование на технике, отвечающей непосредственно за уборку улиц. «Но тут всё зависит от клиента, к нам пока не приходили те, кто хотел бы полностью использовать возможности навигации, в основном системы применяются для контроля за запуском, передвижением машины и расходом топлива», – заметил Дуденков.

Впрочем, технологии космической связи можно использовать не только в столь очевидной сфере, как работа коммунальной техники. С их помощью можно запросто сделать прозрачным процесс формирования тарифов на тепловую энергию, а то и вовсе добиться их снижения. Выглядит это довольно просто: на котельную, обслуживающую жилые дома или предприятия, устанавливается специальное устройство, позволяющее в автоматическом режиме отслеживать параметры её работы: давление, температуру и т.д. Контроллеры ГЛОНАСС устанавливаются и на грузовики, подвозящие уголь или мазут, и технологический транспорт – трактора, вывозящие шлак. Когда все полученные с них данные есть в распоряжении конечного пользователя, можно абсолютно точно рассчитать, каковы расходы на получение одной гигакалории тепла. «Никто тогда не будет ругаться, ведь народ возмущается именно потому, что непонятно, как образуются тарифы», – подытожил Луковников. Впрочем, спутниковая навигация может помочь и в повышении эффективности работы теплоисточников. Казалось бы, космос и работа котельных никак не связаны, если бы не один нюанс: с помощью спутника можно абсолютно точно определить рельеф, окружающий теплоисточник и влияющий на него. Дело в том, что из-за неверной оценки перепада высот, по которым проходит теплотрасса, давление в ней может быть установлено неправильно. Разница в 10 м означает одну лишнюю или недостающую атмосферу, а бывают случаи, когда она достигает нескольких десятков метров, так что пар подаётся под большим, чем необходимо, давлением, что приводит к авариям на сетях.

Технологию контроля за режимом работы котельных уже опробовали в лабораторных условиях, присоединив контроллер к тем же датчикам, что используются в теплоисточниках. Применить эту систему на практике труда не составит, достаточно просто использовать более длинные провода. «Неважно, на каком объекте её использовать – подвижном или неподвижном», – подчеркнул Луковников.

Но говоря о том, как технологии космической связи внедряются в ЖКХ и энергетике, он был «вынужден немного разочаровать». Дело в том, что системно ГЛОНАСС применяют только в лесной отрасли, где существует требование об обязательной установке навигаторов на лесовозы. По своей инициативе на спутниковую навигацию переходят агропромышленные предприятия, например СХ ОАО «Белореченское», и частные компании различного профиля. «ГЛОНАСС-Сибирь» также работает исключительно с частниками: по словам Дуденкова, участвовать в государственных или муниципальных контрактах довольно сложно, так как чаще всего в них оговаривается использование оборудования только трёх российских компаний. Несмотря на то что оба собеседника говорят о непаханом поле для внедрения тех же систем мониторинга на основе ГЛОНАСС, о массовом использовании того, что специалисты называют «результатами космической деятельности», в энергетике и «коммуналке» речь не идёт. Ответственным за их внедрение назначили министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи, но пока что оно не добилось существенных результатов – специальная целевая программа ещё не разработана. Как следствие, средств на подобные проекты не заложено и в том варианте областного бюджета на 2012 год, который был принят в первом чтении на состоявшейся 16 ноября сессии Законодательного Собрания региона. А в том случае, если нет средств в региональной казне, рассчитывать на софинансирование по федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система» не приходится.

Тем не менее концепция долгосрочной целевой программы «Использование спутниковых навигационных технологий и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Иркутской области на 2012–2015 годы» уже подготовлена. В ней предусмотрено создание центров космических услуг, аналогичных тому, что открылся в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете 17 ноября, областной системы высокоточного позиционирования, а также единого многоцелевого навигационно-диспетчерского центра мониторинга и управления транспортом и другими подвижными и стационарными объектами. Помимо прочего, всё это, как рассчитывают авторы концепции, даст возможность до 25% уменьшить потери органов власти и предприятий от нецелевого использования транспорта, снизить количество ДТП на дорогах региона в полтора раза за счёт лучшей организации движения, повысить эффективность экологического мониторинга и мониторинга работы дорожного и коммунального хозяйства, увеличить сборы за пользование недрами и ресурсами. Затраты на реализацию программы оцениваются в 159,15 млн. рублей без учёта средств федерального бюджета. При этом из казны области в 2012–2015 годах планируется выделить 127,9 млн. рублей, ещё 31,25 млн. рублей планируют привлечь из других источников.

«Сейчас [заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор] Нечаев делает отчаянные усилия, чтобы принять концепцию до конца года», – сообщил Луковников. Не исключает он и того, что власти будут действовать так же, как и в случае с утверждённой в декабре 2010 года региональной целевой программой энергосбережения и повышения энергетической активности, средства на реализацию которой были заложены при корректировке бюджета в мае 2011 года.


См. также:
Каталог Организаций:
   - НПК РЕКОД ОАО
   - ООО «Глонасс-Сибирь»
Каталог Оборудования:
   - ГЛОНАСС

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Иркутская область
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Организации
Новости
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.vsp.ru/social/2011/11/25/517758
Цитирумость документа: 1
12:26:47 25.11 2011   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров

    Наши предложения
  Новости Gisa.ru в Телеграм
  Реклама на сайте
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Конференции ГИС-Ассоциации
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.023339033126831 sec, Question: 71