Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№3_2011/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Территориальное планирование – основа устойчивого развития и инвестиционной привлекательности регионов

(по материалам X Международного инвестиционного форума «Сочи-2011»)


Рост инвестиционной привлекательности является ключевым условием активности инвестиционной деятельности на территории, что способствует социально-экономическому развитию как государства в целом, так и каждого региона в отдельности.

Рысин Ю.В.
Главная задача, стоящая перед современным обществом сегодня – создание необходимых и благоприятных условий для экономического развития, повышения качества жизни населения.

Достижение поставленных целей возможно обеспечить, в том числе за счет грамотного территориального планирования, направленного на развитие регионов и муниципальных образований с учетом программы социально-экономического развития, а также инфраструктурных, экологических и других аспектов.

Конференция «Формирование инвестиционной привлекательности Российских регионов средствами территориального планирования. Отечественный и международный опыт» прошла в сентябре в рамках X Международного инвестиционного форума «Сочи-2011». Модераторами выступили руководитель Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, главный архитектор Краснодарского края Ю.В. Рысин и заместитель Министра регионального развития РФ А.П. Викторов.

Викторов А.П.
Содержательная часть мероприятия началась с доклада Ю.В. Рысина о роли территориального планирования в развитии Краснодарского края. Главный архитектор отметил особенный «инвестиционный дух», способствующий улучшению «климатических» условий для привлечения инвестиций в развитие региона. Рассказал об усилиях государственной власти, направленных на развитие инфраструктуры, на поддержку предпринимателей, создающих рабочие места. «Главное – создать экономические условия для жизни в благоприятных природных условиях, которые изначально есть в крае, – подчеркнул Юрий Рысин, – и люди будут стремиться здесь жить, будут строить и покупать жилье».

Председатель Союза архитекторов Болгарии Г.Д. Бакалов рассказал о проблемах территориального развития в Республике Болгария, которые очень схожи с российскими: несовершенство законодательства; недостаточность профессиональных кадров в сфере территориального планирования; «инвестиционная агрессия» со стороны частных застройщиков в ущерб общественным интересам. В сущности, болгарский опыт был повторением испанского и французского, накопленного под давлением со стороны инвестиций, для которых не существовало уважения к нормативным положениям.


Сочетание «умных» денег, профессиональных концепций и ответственности при взаимодействии участников процесса – проектировщиков, строителей, инвесторов и административных органов управления государственного и местного уровня – является гарантией успешного или не очень успешного развития в интересах общества.

Бакалов Г.Д.
После вступления в рыночное хозяйство управление на территории Республики Болгарии следовало принципам децентрализации. Это выражалось в передаче прав на управление и развитие территорий в руки муниципальной власти. Основной недостаток этой политики состоит в том, что государство предоставило права муниципальным органам, не определив заранее приоритеты на национальном, региональном и местном уровнях. Это привело к предоставлению возможностей использования национальных ресурсов неквалифицированными и связанными с местными интересами муниципальными администрациями, а также к противодействию комплексному планированию и проектированию.

Георгий Бакалов привел примеры создания гармонизированного архитектурно-художественного образа жилого пространства в районе курорта «Солнечный берег».

Приятным открытием прозвучала новость о переговорах руководителей государств черноморского побережья о реализации международного проекта «Черноморская магистраль». В начале мая 2011 г. на международном Форуме архитекторов Черноморского региона в г. Варне (Болгария) была принята декларация о поддержке премьерами черноморских государств договоренности о строительстве Черноморской магистрали, которая может превратиться в основной двигатель развития территорий и инвестиционных намерений. Проект безвозмездно разработан инициативной группой молодых архитекторов, урбанистов и ландшафтных архитекторов при содействии главных архитекторов и мэров на местах. Георгий Бакалов считает, что эта активность может найти свою реализацию единственно в том случае, если она станет частью единой для всех черноморских государств концепции, привязанной к законодательству едиными специфическими правилами развития потенциалов территорий.

Коротаев В.П.
Важно отметить, что понятие «черноморская магистраль» является условным, так как замысел состоит в том, чтобы она не разделяла и нарушала экологию территорий, а наоборот, чтобы была объединителем и стимулятором при помощи, например, скоростной четырехполосной дороги с зеленой разделительной полосой. А также с локальными участками – для обеспечения на одном уровне транспортными узлами на таком расстоянии, чтобы они не дублировали дороги вдоль побережья, являющиеся во многих случаях загрязнителями в результате медленного продвижения.

Директор Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук В. П. Коротаев в своем обзоре основных проблем территориального планирования подчеркнул необходимость постоянного оперативного обновления и актуализации документов территориального планирования.

Также Владимир Коротаев обозначил проблему целеполагания при разработке документации территориального планирования: смысл и главная цель – улучшение среды обитания и жизни человека – потеряны, из документов исчезают обосновывающие материалы. Слово «красота» не упоминается в Градостроительном кодексе РФ, поскольку она не является предметом этой документации, ее главным результатом, согласно Градостроительному кодексу РФ, является, например, проект межевания.

Хосе Асебильо Марин
С уникальным сообщением и по содержанию, и по форме изложения выступил один из ведущих мастеров пространственной архитектуры из Барселоны – Хосе Асебильо Марин, генеральный директор агентства по городскому развития BCNSuS (Барселона, Испания). Особенно он остановился на нескольких задачах современного градостроительства мирового масштаба, в том числе:
— укрепление геостратегической роли городских территорий;
— городское созвездие благодаря новой высокоскоростной сети железных дорог;
— городские модели, основанные на лучшей метаболистической эффективности;
— сохранение и в то же время инновации;
— стимулирование эффективного города;
— использование устаревших промышленных территорий для новой экономики сферы услуг;
— новые логистические пути и укрепление городских систем в арктическом коридоре.

Главную проблему в отношении городского развития Хосе Асебильо Марин видит в вопросах, связанных с демографией. Ведь население Земли к 2035 г. будет составлять уже примерно 9 млрд человек. Ситуация непростая, но если какое-то решение существует, то оно заключается именно в развитии городов посредством предоставления доступного жилья, инноваций, новых рабочих мест и т. п.

Второй вопрос, рассмотренный архитектором – объекты инфраструктуры. Последние 20-30 лет все работают по-новому, потому что появились новые технологии, компьютеры, Интернет, – все это открывает перспективы с точки зрения функционирования городов. Но в России, как и в Испании, существует проблема: мы часто приглашаем архитектора, не определив инфраструктуру. Хосе Асебильо Марин считает, что необходимо поддерживать протекающие городские процессы, сначала обсуждая городские системы, после чего строя инфраструктурные объекты и только потом, на последнем этапе, определяя архитектурный облик города.

Хосе Асебильо Марин остановился на вопросе централизации. Ввиду больших расстояний между крупными городами разных стран, например между Лондоном и Шанхаем, должен существовать большой город посередине, и, вероятно, таким центром может быть Москва. Но у Москвы есть нерешенная проблема – наследие советского города, который, к сожалению, не отличался комплексностью.

Решение вопроса централизации Хосе Асебильо Марин видит в открытии арктического коридора, который должен будет проходить через Россию с севера на юг и с запада на восток, а центр коридора расположится в Екатеринбурге. Но для этого России необходимо повысить потенциал городов арктического пояса.

Наринский Д.М.
Советник Правления Союза архитекторов России, координатор НП «Объединение разработчиков градостроительной документации» Д.М. Наринский считает, что градостроительство – один из системообразующих элементов жизни общества. В период фундаментальных трансформаций, переживаемых нашей страной, не менее значительные перемены произошли и в градостроительстве. В последние годы в стране наметился переход от физического планирования к социально-экономическому. Территориальное планирование должно осуществляться на основании программ социально-экономического развития, что зафиксировано в законе № 41-ФЗ от 20 марта 2011 г., который внес значительные изменения в Градостроительный кодекс РФ.

Градостроительный кодекс РФ ввел новую систему правового регулирования прав собственников и инвесторов на использование и развитие принадлежащей им недвижимости, отделив ее от долгосрочного планирования. Это на фундаментальном уровне разделило градоустройство и архитектурно-строительное проектирование.

Градоустройство направлено на принятие решений в публичной сфере и достижение баланса интересов между разными субъектами власти и собственниками. Поэтому главным действием и конституирующим признаком этого уровня становятся публичные слушания, которые позволяют учесть интересы всех субъектов градостроительных отношений.

Архитектурно-строительное проектирование любых по размерам, сложности и назначению объектов производится в интересах собственника и подлежит контролю с точки зрения безопасности и сохранения здоровья граждан. Главным технологическим элементом и конституирующим признаком этого уровня становится обязательная государственная экспертиза и система технических регламентов, соответствие которым удостоверяется в ходе экспертизы проектов.

Сфера деятельности градостроителей – разработка градостроительной документации, управление, планирование развития территории и т. д. Идет процесс формирования основных институтов данной сферы деятельности, в том числе и профессионального сообщества. Профессиональное сообщество структурируется путем формирования профессиональных объединений. Базовым принципом формирования профессиональных объединений является саморегулирование. Федеральный закон № 315-Ф3 от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» предоставляет возможность выбора между субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности. Механизм саморегулирования градостроительной деятельности предполагает не финансовую форму ответственности, а репутационную, через профессиональную аттестацию, как это делается в мире (American Planning Association (APA), American Institute of Architects (AIA), Royal Institute of British Architects (RIBA).

Меркулов А.В.
Заместитель губернатора Волгоградской области А.В. Меркулов рассказал об основных проблемах при подготовке и реализации генеральных планов.

Областной бюджет не в состоянии обеспечить финансирование разработки всех генпланов сельских поселений. В свою очередь, сами муниципалитеты тоже не имеют достаточных средств.

Принятые 20 марта 2011 г. изменения в Градостроительный кодекс РФ дают представительным органам сельских поселений право самостоятельно решать – делать или не делать генплан. Но на практике это положение малоприменимо, потому что отрицательное решение принимается при условии, если документами территориального планирования высшего уровня на территории такого поселения не предусмотрено размещение объектов федерального, регионального или местного значения. Анализ показал – в 60 % случаев такие объекты запланированы: капитальный ремонт школ, больниц, участков дорог и водоводов. Казалось бы, незначительные по объему вложения, но их наличие напрямую вынуждает поселение тратиться на полноценный генплан.

Сложности, в том числе и финансовые, создают необходимость разрабатывать генеральные планы поселений, а не входящих в них населенных пунктов. В Волгоградской области немало поселений, чьи населенные пункты разделяют километры бездорожья, окруженные землями сельскохозяйственного назначения, которые не предполагают строительства. Подготовка генплана поселения площадью в несколько десятков тысяч гектаров за счет пустующих территорий в разы увеличивает стоимость работ. И это при наличии утвержденной схемы территориального планирования муниципального района, где принципиальные вопросы уже проработаны. Возможно, в правовом поле страны стоит предусмотреть разработку генплана населенного пункта, а не поселения?

Наличие полного пакета градостроительных документов облегчает жизнь инвесторов, позволяет им принимать решения на основе прозрачных и понятных правил игры. Так происходит в идеале. Но на практике принятие генерального плана или схемы территориального планирования не означает избавление от всех проблем.

Сегодня, после семи лет реализации требований Градостроительного кодекса РФ, становится понятно, что новые и пусть даже очень хорошие проекты развития территорий могут остаться на бумаге, если не будет выстроено эффективной системы муниципального управления. Системы, которая предполагает не только разработку, но и реализацию намеченных, в том числе в документах территориального планирования, планов.

Также Александр Меркулов очертил круг первоочередных мер, призванных снять отмеченные проблемы.

Во-первых, необходима подготовка федеральных программ, позволяющих в рамках софинансирования из федерального и региональных бюджетов осуществить подготовку документов территориального планирования муниципальных образований силами органов исполнительной власти субъектов федерации, предусмотрев при этом в Градостроительном кодексе РФ соответствующие полномочия регионов.

Во-вторых, необходимо оптимизировать процедуру размещения заказов на подготовку документов территориального планирования, а также градостроительного зонирования и планировки территории.

В-третьих, исключить требование о разработке генеральных планов сельских поселений, оставив понятие «генеральные планы населенных пунктов, разрабатываемых и утверждаемых при наличии утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов».

Александр Меркулов, обратившись к А.П. Викторову, внес предложение о срочной необходимости принятия федеральной целевой программы по поддержке градостроительных программ в регионах, а также отозвался о негативной роли действующего закона о государственных закупках. По мнению Александра Меркулова, документ территориального планирования это не тот случай, когда действует принцип «чем дешевле – тем лучше».
Заместитель Министра регионального развития РФ А.П. Викторов заверил, что сейчас Министерство экономического развития РФ разрабатывает новый закон о контрактной системе, который должен прийти на смену Федеральному закону № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». А.П. Викторов признал недостатки действующего закона и отметил, что свои предложения можно смело направить в Минэкономразвития России.

Починок А.П.
С яркой речью обратился к участникам круглого стола Заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Совета Федерации Федерального Собрания РФ А.П. Починок. Он выделил главные проблемы территориального развития.

Александр Починок привел пример планов трансформации штата Флориды (США), который, по его словам, очень похож на Краснодарский край. Там обнаружили, что после смены технологических укладов ситуация резко изменилась, и потому американцы планируют изменить количество жителей штата на 20 млн человек.

В России же территориальное планирование осуществляют, не обращая внимания на то, что территории, города и поселения рождаются, живут и умирают. По словам Александра Починка, Министерство финансов Российской Федерации делает стратегическую ошибку, планируя бюджеты всех уровней и считая, что в экстренном случае сможет внести небольшие изменения для спасения отдельных регионов и муниципалитетов. Бюджеты должны быть построены таким образом, чтобы территория могла содержаться за счет ее жителей, у которых должно быть достаточно доходов, чтобы ее содержать.

Еще одну проблему Александр Починок видит в дефиците у Минрегиона России нужных полномочий и функций, так как Министерство регионального развития РФ не может воздействовать на другие министерства и ведомства, у него не хватает прав, которые должны быть, исходя из потребностей территориального развития. Жесткие границы муниципальных образований, сформированные отталкиваясь от советской истории, в меняющемся мире приходится изменять, и тогда появляются многочисленные «дырки» в законах. Хорошим примером этого может служить ситуация с Химкинским лесом. Беда в том, что существование агломераций совершенно не прописано в законе.

В ближайшие 30-40 лет в России изменится возрастной состав населения, следовательно, будет другая структура рабочих мест, другая интенсивность передвижения человека и другой темп жизни. Город пенсионеров кардинально отличается от города на заре советской власти, в котором было население со средним возрастом 30 лет. Александр Починок обеспокоен тем, что эти условия не закладываются при планировании. Он видит возможность решения и этой проблемы за счет расширения полномочий Минрегиона России, которое должено двигать «ползунки» управляющего механизма.

Кроме того, совершенно не учитывается скорость человека, с помощью которой можно управлять транспортными сетями, уплотнять или, наоборот, расширять город. Коэффициенты связности застройки падают. Но, как ни парадоксально, этого добиваются очень многие министерства, не понимая значения этой проблемы. Поэтому не строители и не финансисты должны командовать инвестиционными программами. Как только возможность планировать город дается, например, пожарному, мы сразу получаем невозможность формирования даже городского квартала.

Необходимо понять, что сейчас при наличии Интернета и при резком изменении пропорций между отраслями, появляется возможность резко увеличить равномерность распределения людей. Также у нас нет механизма «умирания» нынешних промышленных зон, которые занимают гигантские территории по всей стране.

Плясать нужно от печки. Следует посмотреть, как должна выглядеть структура страны через 30-40 лет, и, исходя из этого, формировать финансовые ресурсы, транспортные сети и понимание образа жизни.

Гинзбург А.В.
А.В. Гинзбург, генеральный директор, руководитель мастерской ООО «Гинзбург Архитектс», перечислил и проанализировал основные ошибки многочисленных проектов новых городов-спутников, которые появились в начале 2000-х гг.:
– бессистемность территориального планирования и отсутствие в нем государственного участия;
– отсутствие государственного финансирования транспортно-инженерной инфраструктуры;
– отсутствие якорных объектов в новых городах, поскольку территории планировались в основном как жилые районы, предполагалось, что рабочими местами люди будут обеспечены в более крупных соседних городах;
– неотрефлексированный подход к социальной составляющей – к населению городов: не проводились никакие исследования связи стоимости квадратного метра жилой площади и дохода людей, которые могут быть заинтересованы в этих городах.

Алексей Гинзбург привел направления, которые на сегодняшний день кажутся ему существенными для территориального планирования и развития в новых городах: децентрализация и создание локальных центров интересов, якорных объектов, которые бы привлекали людей; учет социального расслоения, связь городских территорий за счет дорожной системы; учет природных территорий; развитие системы общественного транспорта.

Береговских А.Н.
Генеральный директор «Института территориального планирования «Град» А.Н. Береговских рассказала о своем видении прошлого, настоящего и будущего территориального планирования в России.
Территориальное планирование – неотъемлемая часть системы комплексного стратегического управления социально-экономическим и территориальным развитием страны, региона, муниципалитета.

Будущее территориального планирования в России представляется Анне Береговских как комплексная система управления градостроительным развитием территории России, включающая в себя механизмы электронного моделирования, дающие знания, как правовые, так справочные и аналитические на всех уровнях принимаемых решений, во всех сферах государственного и муниципального управления.

Такое будущее может обеспечить развитие создаваемой в настоящее время федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) до трехуровневой информационно-аналитической системы управления развитием территории Российской Федерации.

Такая система должна обеспечить публичность всех принимаемых решений, тем самым повысив значение общественного контроля принимаемых градостроительных решений, подняв статус гражданского общества и сделав всех нас ближе к «идеальным городам».

Курбатова А.С.
А.С. Курбатова, вице-президент группы компаний «Business Engineering Group», директор ООО «Институт комплексного развития территорий», представила участникам круглого стола тему «Маркетинговая составляющая документов территориального планирования».

Построение перспективных планов, стратегий и программ развития территорий должно вестись на основе маркетинговых исследований как в области рынков территориальных ресурсов, так и рынков товаров и услуг, производимых на территории. Без учета перспектив развития рынков и возможности представления на них специфического товара – «потенциала территории» – невозможно сформировать экономически обоснованные планы развития территорий.

В настоящее время документы территориального планирования разрабатываются и оцениваются, прежде всего, по соответствию или несоответствию принимаемых проектом решений социальным, экологическим и технологическим нормативам и требованиям, установленным государством и в редких случаях местными властями. А также с точки зрения их соответствия интересам государства или естественных монополий, прописанным в стратегиях и программах, финансируемых за счет бюджетов различных уровней.

Чобан С.Э.
Но при этом важно, что соответствие документов территориального планирования экономическим требованиям и задачам развития территории в условиях рыночных отношений практически никак не оценивается. Вместо оценок ранее предполагалась (но сейчас отменена) подготовка программы реализации документа территориального планирования, в которой закладываются сроки и средства на реализацию принимаемых решений. Принципиально важно, что даже «системы координат», в которой можно было бы оценить экономическую состоятельность таких программ, не создано. Следовательно, оценку реалистичности документов территориального планирования и программы ее эффективности в плане реализации заявляемых в таких документах целей дать также невозможно.

Кроме того, даже если в рамках документа территориального планирования формируются предложения по дальнейшему освоению и застройке отдельных территорий, то у заказчика – администрации – не возникает инструментов продвижения этих предложений на рынках территорий, претендующих на привлечение инвестиций, т. к. у этих предложений отсутствуют признаки товара, и они сформированы без представлений о потребностях рынков. Это во многом объясняет, во-первых, крайне низкую востребованность администрациями получаемой документации различного уровня. Во-вторых, отношение к такой документации собственников земли (если эти собственники не захотят стать инвесторами) просто как к способу фиксации своих интересов, сформированных часто не на основе знаний о ресурсах территории, а исходя из «общих или частных соображений».

Кроме того, экономическую эффективность таких разработок снижает неоправданная конкуренция между собственниками земли, которые, выходя со сходными предложениями на рынки, провоцируют снижение ее стоимости, в то время как маркетинговый подход предполагает необходимость увеличения стоимости за счет формирования не конкурентных, а кластерных отношений на территории.

В этой связи предложение может звучать следующим образом. Во-первых, все разработки проектов документов территориального планирования должны предваряться маркетинговыми исследованиями, направленными на выявление уникальных территориальных предложений, вокруг которых могла бы формироваться экономико-географическая основа для экономически возможного и эффективного развития территории в целом. Во-вторых, необходимо выявлять предпосылки для формирования кластеров на проектируемой территории и разрабатывать маркетинговую стратегию их продвижения на рынках.

В качестве примера предлагаются работы по планированию развития Рязанской области и Луховицкого района Московской области (рис.1, 2).
Рис. 1. Схема развития туристско-рекреационной деятельности Рязанской области

Рис. 2. План стратегического развития территории Луховицкого района Московской области


С.Э. Чобан, управляющий партнер компании «SPEECH Чобан&Кузнецов» посвятил свое выступление механизмам градостроительного регулирования инвестиций: от мастер-плана к объекту. Руководитель инвестиционной компании говорил об инвестировании не только в квадратные метры, но и в архитектуру, в городскую среду. По мнению Сергея Чобана, территориальный мастер-план предполагает разделение территории на градостроительные комплексы, проектировать которые должны разные архитекторы, тем самым обеспечивая уникальность отдельных частей среды. Он привел красочные примеры, как в зарегулированной застройке можно создать уникальную архитектурно-художественную среду.

На примере развития мастер-плана комплекса «В Лесу» в Подмосковье показан процесс конкретизации проекта на основе заранее обусловленных «правил игры» – параметров мастер-плана (рис. 3).
Рис. 3. Комплекс «В Лесу», Московская область


Изначально авторы «SPEECH Чобан&Кузнецов» разработали эскиз застройки, предусматривающий создание европейских градостроительных пространств с четкой иерархией: центральная площадь, бульвары, улицы, внутриквартальные площади, а также внутренние дворы, находящиеся на другом уровне приватности по отношению к вышеназванным общественным пространствам. В пределах этих пространств были выбраны типологии застройки (отдельно стоящие дома, квартальная застройка от брандмауэра к брандмауэру и т. д.), было решено в строчной застройке применять здания разной этажности (разница – не менее 2-х этажей), тем самым добиться живого восприятия уличной застройки, характерного для «готовых» европейских городов (рис. 4). На первом этапе был разработан проект 3-х кварталов с привлечением четырех архитекторов: двух западных и двух российских. Структура генерального проектировщика позволила интегрировать западных архитекторов и осуществлять режиссуру облика застройки. В этом случае было важно распределить здания между архитекторами так, чтобы работа одного архитектора находилась рядом со зданиями другого и только эффект «ворот» в месте раскрытия двора к улице подчеркивался бы парными домами одного архитектора.
Рис. 4. Применение зданий разной этажности в строчной застройке комплекса «В Лесу»



Сергей Чобан отметил важность качества застройки и благоприятности ее восприятия горожанами.

Козьмин Е.А.
Генеральный директор ОАО «Евразийский» Е.А. Козьмин считает, что документы территориального планирования не соответствуют реалиям по многим регионам нашей страны и что этот фактор не может быть нивелирован на стадии подготовки конкретных проектов и решений по отдельным системам инфраструктурного обеспечения.


При реализации крупнейшего на юге России коммунального проекта (Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области) ОАО «Евразийский» взялось за разработку схемы водоснабжения, которая дополнила уже утвержденный генеральный план. Иными словами, компания сама принимала участие в формировании сбалансированного решения относительно мощностей и тарифных последствий. Однако такой пример не может стать системным способом решения проблемы, поэтому на уровне законодательства должны быть сделаны последовательные шаги по совершенствованию Градостроительного кодекса РФ.

Дзюба И.В.

Заместитель Министра регионального развития РФ А.П. Викторов подчеркнул значимость «градостроительной дисциплины», формирующая основа которой должна создаваться в мастер-планах, а в нашем традиционном понимании – в проектах застройки кварталов, которые, по мнению А.П. Викторова, должны быть восстановлены в законодательстве как самостоятельный вид градостроительной документации.


Уникальный пример комплексного освоения территорий (КОТ) доступным жильем продемонстрировала на примере проекта «Новое Ступино» И.В. Дзюба, заместитель генерального директора компании «MR Group».


Основная задача КОТ – освоение новых территорий, создание дорог и коммуникаций с нуля, что исключает дополнительную нагрузку на существующие города и транспортную инфраструктуру.

Малоэтажный город-спутник Новое Ступино – положительный пример грамотного комплексного освоения новых территорий России (рис. 5). Идея проекта малоэтажного города Новое Ступино – создание полноценного современного города, обеспечивающего доступные, комфортные и экологически благоприятные условия для жизни и работы россиян. Строительство Нового Ступино было начато в 2010 г. и планируется к завершению в 2017 г., общая площадь территории города – 1 200 Га.
Рис. 5. Малоэтажный город-спутник Новое Ступино


Новое Ступино возводится на основе опыта комплексных проектов малоэтажного строительства в Канаде. В создании концепции принимала участие ведущая девелоперская компания «Hopewell» из Калгари, Канада.

Новое Ступино будет полностью обеспечено дорогами и коммуникациями. В проекте запланирована вся необходимая социальная инфраструктура. В рамках реализации проекта строится индустриальный парк «Шматово», который призван обеспечить рабочими местами будущих жителей.

Основными преимуществами проекта являются:
- Доступные цены на жилье (от 35 000 руб./кв. м).
- Низкая плотность малоэтажной застройки (максимальная этажность – 3 этажа).
- Индивидуальный подход к покупателю, который выбирает не только площадь дома и тип жилья (квартиры с отделкой в малоэтажном доме, таунхаусы с отделкой, дуплексы с отделкой, коттеджи с отделкой), но и строительную технологию (несъемная опалубка из пенополистирольных блоков, технология «Теплостен», монолитно-кирпичная технология, несъемная опалубка из железобетонных плит).
- Дома и квартиры передаются покупателю в состоянии полной готовности и чистовой отделки (рис.6).
- Автономность инженерных систем: водные скважины, очистные сооружения.
- Полное обеспечение энергоресурсами: газ, электричество, подключение к центральным магистралям областных сетевых компаний.
- Большие парковые территории и прогулочные аллеи, каскад искусственных прудов как естественная система очистки ливневых вод.
- Наличие развитой и полноценной социальной городской инфраструктуры, в каждом районе из расчета на количество жителей предусмотрены начальная, средняя и старшая школа, детские сады, поликлиники и больницы, спортивные комплексы и учреждения культуры и внеклассного образования.
Рис. 6. Малоэтажный город-спутник Новое СтупиноРис. 6. Пример многоквартирных домов города Новое Ступино


О подходах к градостроительному регулированию развития общественных пространств и о полной стилистической свободе архитектурных образов объектов капитального строительства в Астане, о реализации мультикультурного подхода в архитектуре за счет формирования идеи проекта через традиционные национальные казахские образы, рассказал Н.И. Явейн, руководитель архитектурной мастерской «Студии 44».

Подводя итоги круглого стола, главный архитектор Краснодарского края Ю.В. Рысин подчеркнул значение территориального планирования, как важнейшей отрасли экономики муниципалитетов, регионов и страны в целом. Юрий Рысин с уверенностью назвал грамотную экономически обоснованную градостроительную документацию надежными инвестициями в территорию.

Публикация подготовлена Е.А. Лесиной


См. также:
   - 02.11.2011  Территориальное планирование в системе формирования инвестиционного климата Краснодарского края
   - 19.09.2011  На Х Международном форуме «Сочи-2011» Председатель Правительства РФ В.В. Путин ознакомился с ключевыми проектами «НИС ГЛОНАСС»
Каталог Авторов:
   - Дзюба И.В.
   - Хосе Асебильо Марин
   - Бакалов Г.Д.***
   - Рысин Ю.В.
   - Чобан С.Э.
   - Починок А.П.
   - Наринский Д.М.
   - Меркулов А.В.
   - Коротаев В.П.
   - Козьмин Е.А.
   - Гинзбург А.В.***
   - Викторов А.П.
   - Курбатова А.С.
   - Береговских А.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2011
Тематич. разделы / Инфраструктура ПД
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №3_2011
Цитирумость документа: 16
11:16:21 02.11 2011   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.041915893554688 sec, Question: 116