Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Нормы и право/Уровень док-та/Субъект РФ/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  















Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Территориальное планирование в системе формирования инвестиционного климата Краснодарского края

Ю.В. Рысин (Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, главный архитектор Краснодарского края)

Рысин Ю.В.

Краснодарский край уверенно становится одним из самых открытых и гостеприимных регионов России. Является одним из лидеров среди регионов РФ по уровню инвестиционной активности и стабильно удерживает первенство по привлечению инвестиций в Южном федеральном округе. За период с 2006 по 2010 гг. в экономику края привлечено инвестиций на общую сумму 1584 млрд рублей, а объем иностранных инвестиций составил более 3,7 млрд долларов США.

Нормативное обеспечение инвестиционного развития методами территориального планирования

Растущая привлекательность региона во многом обусловлена не только уникальными природно-климатическими условиями, но и созданными в последние годы благоприятными политическими, экономическими, юридическими условиями.

Принят целый пакет законов, обеспечивающих защиту инвестиций и поддержку инвесторов:
- Закон Краснодарского края о государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае (Принят постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 июня 2004 г. № 858-П);
- постановление главы администрации Краснодарского края от 3 сентября 2003 года № 858 (ред. от 12 августа 2011) «О Порядке рассмотрения и согласования инвестиционных проектов на территории края»;
- «Положение об экспертном межведомственном инвестиционном Совете при администрации края»;
- «Порядок рассмотрения и одобрения инвестиционных проектов администрацией Краснодарского края»;
- «Перечень крупных и экологически опасных объектов, инвестиционные проекты по размещению и реконструкции которых подлежат согласованию с экспертным межведомственным инвестиционным Советом при администрации Краснодарского края»;
- Программа социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 г., утвержденная Законом Краснодарского края от 3 февраля 2009 г. № 1692-КЗ;
- Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г., утвержденная Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 г. № 1465-КЗ;
- Отраслевые программы социально-экономического развития Краснодарского края;
- Стратегии развития муниципальных районов и городских округов;
- Стратегии развития прибрежной зоны Краснодарского края;
- Стратегии развития отраслей;
- Градостроительный кодекс Краснодарского края;
- Нормативы градостроительного проектирования Краснодарского края;
- Документация территориального планирования регионального и муниципального уровня.

На основе этих документов в совокупности формируется инвестиционный потенциал, который реализуется через документы территориального планирования, в том числе через утвержденную в мае 2011 г. Схему территориального планирования Краснодарского края.

Стимулирование подготовки документации территориального планирования софинансированием

Администрация Краснодарского края активно стимулирует разработку градостроительной документации муниципальных образований, софинансируя от 50 до 80 % ее стоимости.

Законодательным Собранием и администрацией Краснодарского края принят ряд постановлений и распоряжений об обеспечении разработки градостроительной документации, выделены значительные средства, что, по нашему мнению, позволило обеспечить разработку генпланов, подготовку инвестиционных предложений – площадок и проектов, а также обеспечить готовность муниципалитетов к самостоятельной работе с инвесторами.

В соответствии с принятыми программами на разработку современной градостроительной документации, начиная с 2008 по 2010 гг., направлено 675,8 млн рублей. Дополнительно планируется освоить:
в 2011 – 295,8 млн рублей;
в 2012 – 245,9 млн рублей;
в 2013 – 308,8 млн рублей;
в 2014 – 268,9 млн рублей.

Обеспеченность документами территориального планирования

В мае 2011 г. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 июня 2011 г. № 438 утверждена Схема территориального планирования Краснодарского края.
Разработаны 37 (100 %) из 37 схем территориального планирования муниципальных районов, из них утверждено – 31 и 6 находятся в стадии утверждения.
Разработаны и утверждены 6 (86 %) из 7 генеральных планов городских округов.
Разработаны 30 (100 %) из 30 генеральных планов городских поселений, из них утверждены – 23.
Разработано 269 (76,4 %) из 352 генеральных планов сельских поселений.
Рис.1. Генеральный план г. Краснодара

Рис. 2. Проект планировки. Имеретинская низменность


Динамика подготовки и утверждения документации территориального планирования в Краснодарском крае показывает, что к установленному Градостроительным кодексом РФ сроку (до 31 декабря 2012 г.) все поселения края будут обеспечены генеральными планами. Несмотря на то, что Градостроительным кодексом РФ предусмотрена возможность не выполнять документы территориального планирования для отдельных поселений, не имеющих перспектив развития, администрация края считает, что на территории Кубани неперспективных поселений нет.

Программирование инвестиционного развития формированием инвестиционных проектов

По предложениям органов местного самоуправления в краевой Единый реестр инвестиционных проектов Краснодарского края включено 756 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций на сумму более 467 млрд рублей.

На X юбилейном международном инвестиционном форуме «Сочи-2011» Краснодарский край представил более 1800 инвестиционных предложений на базе разработанных и утвержденных документов территориального планирования муниципальных образований.

Инвестиционное территориальное планирование

Мы вступили в следующий за разработкой документов территориального планирования этап развития – этап постоянной, плановой актуализации этой документации, на котором решаются следующие задачи:
- внесение изменений в документы территориального планирования из-за высокой инвестиционной активности – строительство федеральных и региональных магистральных продуктопроводов, строительство портовых комплексов, автомобильных и железных дорог, муниципальных линейных объектов;
- разработка проектов развития кластерных и особых (региональных) экономических зон, а также документации по планировке территорий;
- детализация стратегических положений, заложенных в генеральных планах, в том числе разделов транспортной и инженерной инфраструктуры в связи с реализацией крупных проектов в области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения и т. д.
- сбалансированное развитие территорий, с целью исключения необоснованного расширения территорий.

Активно ведется подготовка к Чемпионату мира по футболу в городских округах Сочи и Краснодара, что учитывается в генеральных планах городов расширением территорий для развития транспортной, коммунальной и обслуживающей инфраструктуры.

Стадионы на 40 и 45 тысяч зрителей соответственно будут построены на территориях, отведенных для этих целей в документах территориального планирования, которые предусматривают развитие прилегающих территорий, реконструкцию улично-дорожной сети, модернизацию инженерных коммуникаций, вокзалов и аэропортов (только Краснодарскому аэропорту предстоит увеличить пропускную способность до 2000 человек в час, обеспечить транспортные связи, создать гостиничную инфраструктуру).

Существенную роль для территориального развития края имеет организация современной инженерно-транспортной инфраструктуры, интегрированной в федеральную и международную сеть. Планируется строительство платной автодороги Краснодар-Абинск-Кабардинка. Проектом предполагается создание автодорожной инфраструктуры, интегрированной в систему международных транспортных коридоров, в частности, «Север-Юг». В результате строительства дороги будет обеспечен выход к юго-западной части курортной зоны Черноморского побережья и крупнейшему порту юга России – Новороссийску.

Увеличение потока отдыхающих на курортах Черноморского побережья Краснодарского края влечет за собой бурное развитие сфер обслуживания. Важную роль здесь может сыграть воссоздание системы морских пассажирских перевозок между курортными центрами, расположенными на побережье Черного и Азовского морей. Схемой территориального планирования Краснодарского края предусмотрена организация каботажного судоходства. Планируется создание базового пассажирского порта в городе-курорте Анапа.

Схема предусматривает строительство, реконструкцию и возобновление деятельности существующих морских пассажирских портов и причалов в городах Сочи, Туапсе, Геленджике, Новороссийске, Темрюке, Приморско-Ахтарске и Ейске. Предполагается, что пассажиропоток, обслуживаемый каботажным сообщением, будет составлять 1 млн человек в год.

Разработана схема размещения яхтенной инфраструктуры на Черноморском побережье Краснодарского края, которая позволит реализовать приток инвестиций в эту сферу. Развитие прибрежного курортного строительства также стимулирует развитие яхтенной инфраструктуры, и в ближайшее время мы ожидаем здесь бурный рост.

Ведутся подготовительные работы по прокладке по территории Краснодарского края участка международного магистрального газопровода «Южный Поток», протяженностью 500 км.

Реализуются мегапроекты в сфере агропромышленного комплекса по выращиванию и переработке сельхозпродукции и продукции животноводства в Усть-Лабинском, Павловском, Выселковском и других районах края.

Департаментом по архитектуре и градостроительству совместно с департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленностью Краснодарского края проводится анализ документов территориального планирования на предмет обоснованности включения особо ценных земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов. На доработку было отправлено 30 проектов, что позволило сохранить ценные сельхозугодия.

Коммунальная инфраструктура в системе территориального планирования

Сегодня устойчивое развитие муниципальных образований, рост инвестиционного потенциала невозможны без развития коммунальных систем. Они, в свою очередь, могут развиваться только на основе документов территориального планирования.

Распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. № 102-р утверждена «Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», которая предусматривает разработку и утверждение соответствующих муниципальных программ. В Краснодарском крае эта работа проводится в тесном взаимодействии градостроителей, муниципалитетов и эксплуатирующих коммунальных организаций, с привлечением средств краевого и муниципальных бюджетов.

Устойчивое развитие территорий на примере территориального планирования Азово-Черноморского побережья и курортных территорий

Особое внимание край уделяет развитию Азово-Черноморской прибрежной зоны, которая является сложившейся курортной территорией. При численности постоянного населения в 5,2 млн человек край ежегодно принимает около 15 млн отдыхающих. Из общей протяженности границ края, составляющих 1540 км, вдоль морей проходят 740 км.

Активно развивающиеся прибрежные территории Черноморского и Азовского побережий регулируются краевой целевой программой «Развитие санаторно-курортного комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы», в рамках которой выполнен значительный объем градостроительной документации для прибрежных территорий края. В частности:
– Схема территориального планирования муниципального образования Темрюкский район предусматривает комплексное развитие территории района, в том числе – нового крупного порта «Тамань» у мыса Железный Рог, со сбалансированным развитием курортных территорий. Строительство нового морского порта «Тамань» включено в концепцию развития морских портов Краснодарского края, а также в Федеральную программу «Модернизация транспортной системы России».
– Город Новороссийск – самый крупный промышленный узел на Черноморском побережье края, также имеющий высокий инвестиционный потенциал и как рекреационный центр. Разработан и утвержден генеральный план города и разработан генеральный план городского округа, в том числе предусматривающие курортное развитие территории.
– Ведется интенсивное развитие территории Большого Сочи, готовящегося к приему в 2014 г. XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр. В соответствии с мероприятиями Федеральной целевой программы «Строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» выполнены:
- схема территориального планирования г. Сочи для размещения объектов Программы;
- генеральный план городского округа «Город Сочи» (утвержден 15 июля 2009 г.);
- документы территориального планирования агломерации г. Сочи;
- проект генерального плана туристско-спортивного горноклимати- ческого курорта «Красная Поляна» с учетом развития горноклиматического курорта Сочи;
- документы территориального планирования Имеретинской низменности и горной части туристско-спортивного горноклиматического курорта «Красная Поляна» и примыкающих к ним поселений.

Для увязки территории Олимпийского парка, жилой и общественной застройки, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, с учетом сохранения природно-ландшафтного комплекса и элементов приморской экосистемы выполнен проект планировки Имеретинской низменности на территории площадью 1240 га. Разрабатывается проект планировки центральной части города на площади 600 га, завершена разработка карты градостроительного зонирования и градостроительных регламентов в составе правил землепользования и застройки города Сочи.

Рис. 3. Центральный олимпийский стадион



Наличие градостроительной документации позволяет инвесторам своевременно получать разрешение на строительство олимпийских объектов и объектов олимпийской инфраструктуры на территории двух компактно расположенных кластеров: горного (в районе п. Красная Поляна – п. Эсто-Садок) и прибрежного (Имеретинская низменность).
Транспортная связь между кластерами будет обеспечена совмещенной автомобильной и железной магистралью «Адлер-«Альпика-Сервис». ОАО «РЖД» осуществляет проектирование и строительство дороги с объектами инфраструктуры общей протяженностью 48 км на сложном горном рельефе.

На территории горного кластера разместятся объекты горнолыжного спорта:
- горнолыжный центр на 18 тысяч мест;
- сноуборд-парк на 15 тысяч мест;
- фристайл-центр на 14 тысяч мест в урочище Роза Хутор;
- комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону на 16 тысяч мест;
- санно-бобслейная трасса на 11 тысяч мест;
- комплекс трамплинов на 15 тысяч мест;
- горная олимпийская деревня на 2,6 тысяч мест.

На территории прибрежного кластера в Имеретинской низменности (в междуречье Мзымты и Псоу) предусматривается строительство главных спортивных сооружений и объектов, обеспечивающих их функционирование, включая гостиничные комплексы и объекты развлекательного назначения.

В северо-западном районе низменности разместятся основная олимпийская деревня на 3 тысячи мест, медиацентр, 3-5-звездочные гостиницы для представителей Международного олимпийского комитета, Олимпийской семьи и Параолимпийского комитета.

В центральной части Имеретинской низменности предусмотрено создание Олимпийского парка с комплексом ледовых арен.

На прилегающей восточной территории будет сформирован первый в России международный развлекательный тематический «Сочи-Парк».

Вдоль Черноморского побережья Имеретинской низменности планируется строительство набережной протяженностью более 7 км и создание искусственных пляжей шириной до 50 м.

В сотрудничестве со специализированным проектным бюро «Tilke GmbH» предложены решения по размещению гоночной трассы «Формула-1» на территории Олимпийского парка в Имеретинской низменности. Заключено соглашение между инвестором ОАО «Центр «Омега» и организатором гонок «Формула-1» о проведении российского этапа соревнований на специально подготовленной трассе на территории Олимпийского парка в Имеретинской низменности начиная с 2014 г.

Территориальное планирование и постолимпийский период развития г. Сочи

В целях обеспечения гармоничного и устойчивого развития г. Сочи градостроительной документацией, разрабатываемой для территории будущей столицы Олимпийских зимних игр 2014 г., предложены решения по использованию территорий и объектов в постолимпийский период.

Предусмотрено перепрофилирование части гостиниц в жилые дома, часть спортивных сооружений станут торгово-выставочными комплексами, город преодолеет многолетние транспортные проблемы, получит резервные мощности для жилищного и курортного строительства, развития бальнеологической базы, увеличит площади пляжных территорий, решит проблемы мусороудаления, кардинально улучшит экологическое состояние.

Горные спортивные сооружения будут использованы в качестве тренировочных баз подготовки для российских и зарубежных спортсменов, активного отдыха и занятий массовым спортом жителей Краснодарского края, России и зарубежных стран.

Горная олимпийская деревня после Олимпиады станет горноклиматическим курортом с гостиницами, объектами рекреации и развлечения. 4-5-звездочные гостиничные комплексы в Имеретинской низменности так же, как и в горной зоне, сохранят свое назначение. 3-звездочные гостиницы на 4,2 тысячи мест в юго-восточной части Имеретинской низменности превратятся в полноценный жилой район с объектами социального и культурно-бытового обслуживания, включая школы, детские сады, общественные центры.

Рис. 4. Имеретинская низменность. Большая ледовая арена для хоккея с шайбой


Комплекс объектов Олимпийского парка будет перепрофилирован в многофункциональный общественно-развлекательной выставочный центр. Центральный стадион останется спортивно-зрелищным комплексом, в котором в 2018 г. пройдут официальные матчи Чемпионата мира по футболу.

Большая ледовая арена также останется спортивным сооружением.
Малая ледовая арена для хоккея с шайбой, тренировочная ледовая арена, тренировочный центр для фигурного катания, которые возводятся с применением сборно-разборных конструкций, будут демонтированы и перенесены в другие регионы России.

Крытый конькобежный центр в постолимпийский период будет выставочным комплексом, технологически и планировочно связанным с торгово-развлекательным центром, в который будет переоборудован главный медиацентр.

Многочисленные объекты, строительство и реконструкция которых предусмотрены на территории г. Сочи в целях создания условий эффективного функционирования спортивных комплексов и проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г., сохранят свое назначение и в постолимпийский период. В их число входят: гостиничная сеть, объекты культурно-делового назначения, морские порто-пункты, железнодорожные станции, жилые микрорайоны и т. д.

Выводы

Территориальное планирование в Краснодарском крае стало отраслью экономики. Х юбилейный Международный инвестиционный форум «Сочи-2011», в очередной раз, показал востребованность этой сферы деятельности, а это значит, что роль архитектора в современном российском градостроительстве будет повышаться.


См. также:
   - 02.11.2011  Территориальное планирование – основа устойчивого развития и инвестиционной привлекательности регионов
Каталог Авторов:
   - Рысин Ю.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Южный ФО / Краснодарский край
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Регион. и муниц. ГИС
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2011
Нормы и право / Уровень док-та / Субъект РФ
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №3_2011
Цитирумость документа: 2
12:01:54 02.11 2011   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.10882115364075 sec, Question: 111