Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Нормы и право/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Береговских А.Н. Неопределённости, противоречия и недостатки действующего законодательства

А.Н. Береговских (ИТП «Град», Омск)

Береговских А.Н.
Отмечая активную нормотворческую работу Минрегиона в 2011 г. и ряд достигнутых положительных результатов по совершенствованию правового поля в градостроительстве, считаю, что сделано ещё далеко не всё, действующее законодательство содержит неопределённости, противоречия и недостатки.

К неопределённостям относятся вопросы: зависимости стратегических документов социально-экономического развития и территориального планирования; установления градостроительных ограничений на использование территорий; определения требований к исходным данным, в том числе результатам инженерных изысканий, необходимых для различных видов градостроительного проектирования; уточнения критериев для определения перечней видов объектов регионального и местного значения, обеспечивающих обязательность включения в перечни инвестиционных площадок для развития крупного, среднего и малого бизнеса, в том числе жилищного строительства. Необходимо однозначно растолковать заказчикам документов территориального планирования, что СТП или генеральный план – это документ, определяющий пути развития территории и создающий условия для экономического роста, повышения качества среды, а значит – качества жизни.

Неопределенно и неустойчиво положение документации по планировке в системе управления территориями и регулирования земельно-имущественных отношений. Нет ясности, когда нужны проекты планировки, когда нет. Как вносить изменения в проект, когда меняется планировочное решение на часть территории, как возможно через проекты межевания исправить множество ошибок, наделанных за десять последних лет при установлении границ земельных участков в сложных разнохарактерных условиях городской застройки.

Отсутствие единых требований к системам координат и описанию пространственных объектов при разработке градостроительной документации делают невозможным оперативное взаимодействие ОГВ и ОМСУ с Росреестром ни при получении исходных данных для проектирования, ни для передачи сведений об объектах градостроительного регулирования в государственный кадастр недвижимости (ГКН).

К противоречиям при разработке градостроительной документации и управлении развитием территорий приводят законодательные коллизии в части норм, препятствующих обеспечению принципа преемственности градостроительных решений. Противоречив статус «красных линий», «территорий общего пользования». Противоречивы нормы, определяющие зависимости границ территориальных зон и земельных участков. Норма о допустимости прохождения границы территориальной зоны по оси дороги противоречит задаче формирования транспортного каркаса поселения в соответствии с установленными красными линиями и делает невозможным оформление земельных участков для элементов УДС, как этого требует федеральный закон об автомобильных дорогах.

К недостаткам относится практическое отсутствие проведения научных исследований на федеральном уровне, что препятствует развитию градостроительных инноваций в то время, когда государство определило стратегической целью модернизацию экономики. Создание ФГИС ТП – это правильное, но половинчатое решение. Обеспечить её полноценное функционирование без законодательного закрепления трёхуровневой системы информационного обеспечения градостроительной деятельности невозможно.

Основным условием достижения результата является обеспечение юридической значимости не только документов, но и объектов градостроительного регулирования, создаваемых в процессе проектирования. Это – границы административно-территориального деления, функциональные и территориальные зоны, красные линии и зоны размещения объектов федерального, регионального и местного значения.

Отсутствие механизма определения профессиональной пригодности разработчика градостроительной документации через институты лицензирования или аккредитации, а также условий выбора исполнителя работ, созданных ФЗ №94, заполнило территорию страны огромным количеством документации низкого качества и нанесло ей огромные ущербы и в части потери якобы сэкономленных бюджетных средств, и в потере времени, и самое главное – принятием ошибочных и часто опасных для будущего городов и других поселений решений.

Предложения

Для решения названных проблемных вопросов необходимо:
1. Продолжить работу по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ с целью обеспечения гармонизации градостроительной деятельности в сферах территориального планирования, планировки территорий и правового регулирования земельно-имущественных отношений посредством:
- обеспечения правовой основы для создания автоматизированной трёхуровневой информационно-аналитической системы обеспечения градостроительной деятельности;
- установления юридической значимости объектов градостроительного регулирования, являющихся результатами документов территориального планирования, проектов планировки и межевания территорий, правил землепользования и застройки;
- установления регламентов использования земельных участков и объектов капитального строительства с использованием единого классификатора видов использования земельных участков во всех процессах градостроительного проектирования, управления территориями и недвижимостью.
2. С учётом результата экспертизы работ по созданию 1-й очереди ФГИС ТП, выполненной ГИС-Ассоциацией, уточнить стратегические цели ФГИС ТП, и в составе работ на следующих этапах её развития:
- обеспечить развитие ФГИС ТП до трёхуровневой системы путём её интеграции с ИСОГД и создания информационных систем регионального уровня;
- утвердить перечень сведений об объектах градостроительного регулирования, по которым ФГИС ТП будет являться единственным юридически значимым источником;
- включить ФГИС ТП в официальные источники сведений для оказания электронных услуг в сфере градостроительства;
- утвердить единую систему требований к цифровым материалам проектов градостроительной документации, предусматривающую сдачу материалов в виде объектно-ориентированной БД о пространственных объектах (с описанием в векторном виде), с возможностью изменений их характеристик с помощью распространенных инструментальных ГИС;
- утвердить детальный регламент согласовательных процедур с использованием ФГИС ТП;
- обеспечить интеграцию информационных ресурсов ФГИС ТП и ГКН в части использования единой топографо-геодезической основы, внесения сведений и получения данных о зарегистрированных правах и ограничениях на использование объектов недвижимости;
- наладить межведомственное взаимодействие в целях обеспечения уполномоченными органами своевременного установления градостроительных ограничений, в том числе зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), границ территорий объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
- утвердить состав и содержание сведений о результатах инженерных изысканий, подлежащих размещению в информационных системах и использованию при проектировании.

3. Укрепить взаимодействие федерального органа, уполномоченного в сфере нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности, с общественно-профессиональными организациями и градостроительными институтами в целях ускорения градостроительных преобразований в стране на основе системного анализа опыта территориального планирования и реализации градостроительных решений с использованием информационных технологий. Для ускорения продвижения лучших градостроительных идей, методик и технологий:
- создать экспертный совет при Правительственной комиссии по градостроительству, включив в его состав специалистов наиболее передовых институтов и общественно-профессиональных организаций;
- организовать масштабную разработку научных исследований, направленных на совершенствование методологии градостроительного проектирования, с целью развития градостроительных инноваций, обеспечивающих многократное повышение эффективности управления территориями и недвижимостью;
- создать систему повышения квалификации специалистов региональных и муниципальных органов власти, уполномоченных в сфере градостроительства, в том числе используя потенциалы действующих градостроительных институтов в различных федеральных округах страны.

В целях решения названных задач ИТП «Град» предложил представить на рассмотрение рабочей группы по стратегическому и территориальному планированию Минрегионразвития РФ разработанную методологию создания двухуровневых информационно-аналитических систем управления градостроительным развитием территорий (ИАС УГРТ) и продемонстрировать наиболее яркие внедрения на примере отдельных городов ХМАО-Югры, ЯНАО, а также Тюменской области, где работы по территориальному планированию полностью выполнены в 2009 г., а сейчас завершается создание комплексной базы пространственных градостроительных данных об объектах градостроительного регулирования, в том числе для размещения сведений об этих объектах в ГКН.

Мы считаем, что опыт корректировки всей градостроительной документации региона с целью гармонизации стратегических решений социально-экономического развития и территориального планирования, приведения документов к новому составу и содержанию, установленному ФЗ №41, и к единой системе технических требований, а также использование собственного программного обеспечения для комплексного предоставления сведений в кадастр недвижимости в установленных форматах в рамках правил электронного межведомственного взаимодействия может быть полезным для многих регионов и специалистов Минрегионразвития при разработке документов нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ИТП «Град»
Каталог Авторов:
   - Береговских А.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Нормы и право
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №4_2011
Цитирумость документа: 1
13:18:53 23.01 2012   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.025931835174561 sec, Question: 65