Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2011/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Еремеев В.А.:О связи стратегического и территориального планирования

Еремеев В.А.
В.А. Еремеев (Управление государственного планирования Министерства экономического развития Калужской области, Калуга)
В середине декабря на ежегодной выставке «Регионы Цен- трального федерального округа – территория для инвестиций. Механизмы поддержки инвесторов – 2011» Калужская область представила интерактивную Инвестиционную карту региона. Карта позволяет комплексно оценить инвестиционный потенциал региона, смотреть на развитие окружающей инфраструктуры, знакомиться с конкурентными преимуществами региона и искать нужные контакты.

Какое значение в регионе придается пространственному развитию территории, и как происходит параллельная работа над документами стратегического и территориального планирования, мы узнали от заместителя министра – начальника управления государственного планирования Министерства экономического развития Калужской области Виталия Еремеева.


Калужская область является одним из признанных лидеров в сфере стратегического планирования среди регионов России. Стратегия социально-экономического развития Калужской области и схема территориального планирования разрабатывались практически одновременно. Для разработки указанных документов были привлечены разные разработчики? Каким образом удавалось организовать совместную работу абсолютно разных экспертных групп?

– Да, разработчики были разные. Но они вели плотную совместную работу, в которой учитывались взаимные интересы. Когда разрабатывалась стратегия социально-экономического развития региона, для более удачного использования территориальных преимуществ тех или иных районов области учитывались предложения экспертной группы, работающей над схемой территориального планирования. И наоборот. В итоге, схема территориального планирования разработана с учетом территориальной проекции стратегии развития региона и анализа тех преимуществ, которые дает сама территория.

Какое значение придавалось пространственному распределению ресурсов территории для реализации стратегических приоритетов всей области?
– В качестве примера здесь можно сопоставить север и юг области. Традиционно, еще со времен Советского Союза, север региона более развит промышленно. На юге области явно выражено сельскохозяйственное направление. Разумеется, мы учли эти факторы при разработке стратегии. Кроме того, мы не могли не принять во внимание высокий туристический потенциал северных районов области. Соответственно, размещать там промышленные производства, вредные с точки зрения экологии, было бы неправильно. По этим и ряду других аспектов шла детальная взаимоувязка пакета требований к схеме территориального планирования и стратегии развития.

Каким образом были выделены производственные кластеры в стратегии социально-экономического развития и в схеме территориального планирования? Была ли синхронизирована работа по определению границ этих кластеров?
– Начну с того, что понятие «кластер», с классическими его характеристиками, к схеме территориального планирования не имеет никакого отношения. В нашей интерпретации кластер – это экосистема предприятий, которые совместно работают и имеют очень плотные экономические связи, при этом они не ограничены какой-то одной промышленной площадкой или городом.

Другое дело промышленные центры. При их формировании очень важно учитывать необходимые энергетические и инфраструктурные ресурсы: рабочая сила, пропускная способность дорог и многое другое. В большей степени все эти факторы оцениваются в контексте инвестиционной деятельности, а не в рамках отдельных кластеров.

Опыт Калужской области доказал, что привязывать кластер к конкретному промышленному парку не совсем правильно. Предприятия нашего автокластера работают в разных индустриальных парках. Учебный центр, который готовит специалистов для заводов автопрома и является одним из звеньев кластера, расположен в черте города. Территориальная разобщенность не помешала калужскому автокластеру стать одним из самых сильных в России. Визуально кластер можно сравнить с паутиной: мы можем понять его пространственную реализацию, потому что досконально знаем его составные части и их местоположение. Таким образом, кластерное развитие – это отдельная тема.

Схемы территориального планирования требуют глубокой проработки несколько других вопросов: где наиболее эффективно разместить промышленные площадки, как обеспечить их необходимыми ресурсами, каждый из которых является частью какого-то кластера.

Согласен с Вами, такой подход и мне представляется наиболее верным. Кластер следует рассматривать не как часть территории, а как разветвленную «паутину» связей между производственными и иными объектами.

Как организована работа в Калужской области по выявлению перспективных инвестиционных площадок на территории субъекта РФ? Как эта работа строилась при выполнении схемы территориального планирования? Такая работа выполняется регулярно? Как обычно собирается информация, как происходит мониторинг территории?
– Если мы говорим о вновь создающихся индустриальных парках, то здесь все понятно. Процесс может быть инициирован как сверху – со стороны региона, так и снизу – со стороны муниципалитета. Для будущей инвестиционной площадки подбирается земельный участок, учитываются его определенные параметры: перепады высот, удаленность от транспортной инфраструктуры, обеспеченность ресурсами и т. п. После чего производится оценка участка, просчитывается, насколько он будет интересен инвестору. Вычисляется его окупаемость, ведь мы вкладываем немалые деньги в процесс превращения куска земли в индустриальный парк, снабженный всей необходимой инфраструктурой. Примерно таким образом формируется предложение по созданию индустриального парка.

Как инвесторы получают информацию об этих предложениях? Представляются ли инвестиционные предложения на всероссийских площадках, а не только в Калужской области?
– Для этого у нас работает хорошо отлаженная система территориального маркетинга. Компетентно сформулированное предложение о размещении попадает непосредственно «на стол» потенциальному инвестору, условия по размещению формируются индивидуально для каждого проекта.

Скажите, как Вы оцениваете появление в регионе интерактивной Инвестиционной карты Калужской области? Какую роль сыграло Ваше ведомство в разработке данного проекта?
– При разработке данного проекта мое ведомство входило непосредственно в состав экспертной группы. Была проделана огромная работа.

Инвестиционная карта региона – инновационный инструмент развития инвестиционного потенциала Калужской области. Ее появление предоставляет возможность удаленного знакомства с инвестиционным климатом региона, с ее помощью за несколько минут можно комплексно оценить возможности и потенциал области, продемонстрировать опыт успешных проектов, привлечь внимание к региону в целом. Инвестиционная карта Калужской области доступна в сети Интернет любому желающему по адресу www.investkaluga.com .

Рис.1. Интерактивная Инвестиционная карта Калужской области

Существуют ли сейчас какие-либо проблемы в сфере подготовки инвестиционных предложений?
– Проблемы были раньше, когда у нас не было опыта. Со временем мы накапливаем опыт и растем, постоянно совершенствуемся в этом вопросе. Мы ищем новые возможности, новые идеи и предложения, поэтому как таковых проблем нет. Правда, и предела совершенству тоже нет.

Как Вы оцениваете уровень готовности муниципалитетов к реализации приоритетных направлений развития региона в целом?
– Здесь все зависит от муниципалитета, от конкретных людей, которые там работают. Знаю, большинство из них искренне переживают «за землю», за происходящие на ней процессы. Те, кто небезучастен, стараются делать свою работу по максимуму.

Если рассматривать Калужскую область в целом, ограничения, безусловно, есть. Сильное влияние на развитие муниципалитетов оказывает факт прохождения по территории муниципального образования федеральной трассы «Москва-Киев». При формировании инвестиционного предложения это обстоятельство учитывается как естественное преимущество. Транспортная доступность на порядок увеличивает интерес к определенной территории. Поэтому инициативы, которые прописаны в стратегии, в первую очередь сталкиваются с ограничениями такого рода.

Важным считаю и тот факт, что наша стратегия не детализирована по отношению к муниципалитетам. Я вижу в этом большое преимущество, т. к. муниципалитеты могут пользоваться общей стратегией для определения собственных приоритетов. Ведь законодательно муниципальная власть осуществляет местное самоуправление и отделена от региональной. В рамках проектов, которые заложены в стратегии, муниципалитеты будут работать самостоятельно, а значит, их руководители будут нести личную ответственность за реализацию проектов на своей территории.

Как Вы оцениваете степень обеспеченности муниципальных образований Калужской области стратегическими документами социально-экономического развития и документами территориального планирования?
– С обеспеченностью схемами территориального планирования у нас в муниципальных районах и городских округах все хорошо. Сейчас они разрабатываются практически во всех населенных пунктах. Эти документы очень важны для муниципалитетов. Дело в том, что региональная стратегия – более высокий, обобщенный уровень, и она не детализирует ряд обстоятельств, которые важны и учитываются на уровне муниципалитета. Для крупных районов или городских округов наличие собственной стратегии необходимо. В первую очередь для того, чтобы самостоятельно прочертить дальнейший вектор развития, сфокусироваться среди приоритетов, обозначенных в стратегии социально-экономического развития Калужской области. Вместе с тем, для совсем маленьких муниципальных образований разработка собственной стратегии является неоправданной тратой денег – это мое мнение.

Как Вы считаете, краткосрочные документы планирования необходимы и на региональном, и на муниципальном уровнях?
– Безусловно, краткосрочные документы нужны в любом случае и на всех уровнях. Они помогают понять, насколько эффективно мы работаем. Ведь нет задачи тратить деньги, например, на здравоохранение, а есть цель – лучше лечить.

Ведется ли системный мониторинг реализации документов территориального планирования Калужской области и муниципальных образований, а также стратегических социально-экономических документов? Если да, какими средствами: техническими, информационными, организационными?
Что бы Вы хотели улучшить в этой системе, чтобы регулярно отслеживать то, как реализуются стратегические приоритеты на уровне всей Калужской области либо отдельных муниципальных образований, чтобы вовремя понимать, в какой момент надо принимать нужные изменения в документы?

– Очень большая проблема всех стратегий – отсутствие системы так называемого «дерева целей», которое позволяет оценивать сами цели, возможности и пути их достижения. У нас каждый «листок» «дерева целей» учтен и сверстан в отдельный документ. Это система показателей, которые мы контролируем, к которой привязаны наши приоритеты. Мониторинг показателей идет из разных источников: и федеральная статистика, и региональная, и наша собственная (та информация, которую собирают наши специалисты). Система хорошо отрегулирована и уже доказала свою эффективность. Конечно, не всегда и далеко не у всех получается метко достигать целей. Как правило, это не проблема конкретных исполнителей, а необоснованность целей или неправильный расчет внешних обстоятельств.
Рис.2. Презентация Ивестиционной карты Калужской области на Ежегодной выставке «Регионы Центрального федерального округа – территория для инвестиций. Механизмы поддержки инвесторов – 2011»

В стратегиях нужно прописывать глобальные долгосрочные цели, которые, в свою очередь, должны быть детализированы на среднесрочные и краткосрочные периоды. В том числе это необходимо для более эффективного планирования бюджета. Как руководитель Управления государственного планирования знаю, что это огромная аналитическая работа. Но увязка стратегических среднесрочных и краткосрочных перспектив должна быть выполнена филигранно.

Реализуется ли подобная система мониторинга в отношении схем территориального планирования?
– Не могу сказать. Но в процессе корректировки целей дополнения в схемы отдельных районов вносятся постоянно. И вероятно, это влечет за собой изменение схемы территориального планирования.

Существует ли система обмена информацией между органами государственной власти Калужской области, уполномоченными в сфере социально-экономического планирования и в сфере градостроительной деятельности?
– Да, о любых изменениях в стратегических целях мы сообщаем в управление, которое занимается градостроительной деятельностью. Его специалисты детально прорабатывают соответствие новых стратегий схеме территориального планирования.

Как осуществляется взаимодействие органов государственной власти Калужской области и органов местного самоуправления при рассмотрении документов территориального планирования муниципальных образований?
– Схемы территориального планирования муниципалитетов согласуются с Правительством области, наше управление предварительно выносит свой вердикт по тому или иному документу. Кроме того, все схемы находятся на контроле у специалистов социально-экономического блока.

Существует ли нормативный правовой акт, который закрепляет систему показателей для мониторинга?
– Как нормативный акт система пока не утверждена, но она существует внутри нашего управления. Результаты мониторинга каждый желающий может найти, они в свободном доступе, но сама система показателей в Интернете не опубликована.

Приведена ли вся градостроительная документация регионального и муниципального уровней к «единому знаменателю», то есть к единой системе требований? Есть ли возможность в одной информационной системе отобразить одновременно материалы нескольких документов территориального планирования близлежащих муниципальных образований, проанализировать показатели их градостроительного развития?
– У нас есть такая геоинформационная система Калужской области, где вся эта информация аккумулируется. Мы используем эту систему в своей работе.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Еремеев В.А.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Регион. и муниц. ГИС
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2011
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / Калужская область
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №4_2011
Цитирумость документа: 1
13:52:48 23.01 2012   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.021945953369141 sec, Question: 89