Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2012/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  











Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Документы территориального планирования и планировки территории– инструмент в управлении территорией

Т.П. Лисиенко ( «Красноярскгражданпроект», Красноярск)

Лисиенко Т.П.

С введением в действие Градостроительного кодекса в 2004 году перед органами местного самоуправления (далее также – МСУ) встала задача обеспечения документами территориального планирования своих территорий. Срочность выполнения этой задачи прямо указывала, что объявлен аврал. Спасли ситуацию последующие переносы сроков завершения разработки документов территориального планирования.

Практически все муниципальные образования в Красноярском крае – дотационные, в них проживает около двух третей населения края. К 2004 году ОАО «ТГИ «Красноярскгражданпроект» уже подготовил проект «Краевой целевой программы о территориальном планировании Красноярского края», и в 2006 году такая Программа, предусматривающая разработку документов территориального планирования за счет субсидий краевого бюджета, была утверждена.

Сегодня практически все органы местного самоуправления имеют соответствующие документы территориального планирования. Подытожив, можно сказать, что первый этап, этап создания фундамента управления территорией, завершился.

Наш институт является разработчиком проектов документов территориального планирования и планировки территории. В процессе разработки, согласования и реализации документов территориального планирования институт тесно взаимодействует с администрациями МСУ, практически со всеми структурными подразделениями. Пятидесятилетний опыт работы в области разработки градостроительной документации и непосредственного взаимодействия с органами власти позволяют выразить некоторое впечатление о понимании местными органами власти необходимости территориального планирования, не только как документов, участвующих в судебных спорах, но и документов, содержащих параметры качественного роста среды жизнедеятельности, условия повышения налогооблагаемой базы. В этой связи институт выражает озабоченность по поводу проблем, которые становятся все очевиднее. Недооценка, невнимание, непонимание, ведомственная направленность деятельности и как следствие – градостроительные ошибки, исправление которых либо невозможно, либо дорого.

Также в настоящее время актуальна следующая не менее сложная задача эффективного использования документов территориального планирования, при реализации мероприятий, направленных на обеспечение условий устойчивого развития и безопасных условий проживания, а, проще говоря, удобств и комфорта для жизни человека, к какой бы удаленной территории не была привязана его жизнь.

Как бы Градостроительный кодекс не трансформировал классическую теорию градостроительного проектирования, современные документы территориального планирования и планировки территории – комплексные, системные документы, обеспечивающие условия гармоничного формирования комфортной среды проживания, визуализацию долгосрочной перспективы и потенциала развития территории. Но их ценность начинается уже с собранного в один формат и привязанного к территории огромного массива данных. Это событие уникально. Понимают ли руководители МСУ, что если не вести эту базу, не совершенствовать ее, то, как говорится, «деньги на ветер».

Рис.1. Основная карта градостроительного зонирования города Красноярска


Проектные решения документов территориального планирования принимаются на основе глубокого анализа и оценки множества факторов и условий, определяющих современное и перспективное использование территории для жилищного строительства, объектов социальной и производственных сфер, а также коммерческой недвижимости. Документы территориального планирования содержат расчетные показатели и схемы, определяющие развитие транспортной и инженерной инфраструктур, включают схемы ограничений для строительства и мероприятия по обеспечению безопасности, и позволяют не только упорядочить и упростить деятельность, связанную с подготовкой земельных участков, но и принимать взвешенные взаимоувязанные, оптимальные решения в привязке к территориальным возможностям при реализации мероприятий, улучшающих условия проживания, планировать их этапность.

По сути, документы территориального планирования и проекты планировки являются механизмом создания комфортной среды. Учет положений данных документов исключает ошибки при проектировании объектов капитального строительства, связанные с емкостью и размещением, влияет и на архитектурно-пространственный облик среды городского или сельского поселения.

Качество подготовленных документов, их доработка и утверждение для нас находятся в прямой зависимости от степени заинтересованности и участия всех структурных подразделений ОМСУ в совместной работе. Здесь проблемы, как правило, преодолеваются в процессе работы. Большая часть наших заказчиков непосредственно принимает участие в разработке документов терпланирования.

Эффективность использования документов территориального планирования

Учитывая, что практически все ОМСУ Красноярского края на сегодняшний день вооружены серьезными комплексными документами, полагаю, следует начать отсчитывать новый этап качества управления территорией для ОМСУ.

Опыт практически ежедневного общения с различными структурами ОМСУ по вопросам градостроительной деятельности, в том числе по вопросам планирования и реализации целевых программ показывает, к сожалению, что еще достаточно часто большинством подразделений ОМСУ не используются материалы схем территориального планирования и генеральных планов.

Принимаются решения, основанные на субъективном мнении, что ведет к финансовым потерям и градостроительным ошибкам, которые впоследствии практически невозможно исправить. К примеру, размещение школы в СЗЗ (санитарно-защитная зона) железной дороги – проблема, т.к. проект не сможет получить положительное заключение экспертизы; или объект строительства размещается в водоохранной зоне без проведения мероприятий по организации отвода поверхностного стока; объект в зоне подтопления и паводкового затопления не редкость; встречается размещение объекта в створе планируемого расширения улицы, являющейся перспективным коридором для будущей транспортной магистрали и инженерных коммуникаций; часто крупные объекты коммерческой недвижимости размещаются таким образом, что значительно увеличивая интенсивность движения транспортных потоков, дополнительно нагружают транспортные узлы, не предусматривают территориальной возможности устройства необходимого количества парковочных мест и др. Таких примеров можно привести сколько угодно.
Рис. 2. Проектировние жилищного строительства в микрорайоне по ул. Цимлянская-Пригорная


Следствием градостроительных ошибок является не только отдаление от некой планки комфортности условий проживания, но и вероятность нанесения прямого ущерба в результате субъективно принятого градостроительного решения (нанесение вреда имуществу, потеря здоровья, снижение стоимости недвижимости для ее владельца и др.), что влечет финансовые издержки.

Анализ реализации некоторых документов территориального планирования показывает, что не используется такое свойство градостроительных проектов, как сбалансированность проектных решений. Например, в Красноярске жилищное строительство ведется активно и повсеместно, при этом строительство транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры отстает как минимум на 10 лет. Вместе с функциональными проблемами качества городской среды накопились и проблемы финансирования такого отставания.

Вывод. На современном этапе недостаточно эффективно используется потенциал документов территориального планирования в управлении территорией.

Некоторые причины не учета документов территориального планирования органами ОМСУ в своей деятельности

1. Межведомственная разобщенность. Невнимательное отношение к документам терпланирования в органах власти. Работники ОМСУ не всегда проинформированы о наличии документов по территориальному планированию.
2. Отсутствие должного уровня квалификации специалистов: как работников различных подразделений ОМСУ, так и подразделений, уполномоченных в области территориальной деятельности.
3. Статус специалиста, ведущего вопросы территориального планирования в большинстве ОМСУ крайне низок и, как следствие, его квалификация не соответствует уровню задач.

Преодоление этих причин, как ни банально это звучит, заключается в простой формуле: «Учиться, учиться и учиться». Без основ планировочных знаний чиновник не должен быть руководителем администрации, главой, мэром, а соответственно и работники отделов должны иметь представление о планировке территории.

Думаю, что повышение квалификации руководителей в области планировочных знаний полезно было бы с аттестацией. Повышение статуса органа, уполномоченного в области градостроительства во главе с профессиональным специалистом-главным архитектором, поможет обеспечить качественную подготовку управленческих решений, скоординированных с учетом задач, стоящих перед другими направлениями ОМСУ, в соответствии с планировочными документами.

Для обеспечения технологии взаимодействия на современном уровне необходимо форсировать создание автоматизированной ИСОГД.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Красноярскгражданпроект
Каталог Авторов:
   - Лисиенко Т.П.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Красноярский край
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2012
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №1_2012
Цитирумость документа: 1
00:46:26 02.04 2012   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.043910980224609 sec, Question: 88