Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2012/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Международный форум «Мегаполис: XXI век» Пространственное развитие городов: реалии и перспективы»

Ю.М. Мищеряков (Администрация города, Оренбург)


В городе Москве при поддержке ООН-Хабитат 22 декабря 2011 года состоялся III Международный форум «Мегаполис: XXI век» Пространственное развитие городов: реалии и перспективы».

Соорганизаторами Форума, наряду с Международной Ассамблеей столиц и крупных городов (МАГ), выступили Исполком СНГ, ЕврАзЭС, Правительство Москвы, Ассоциация крупнейших городов мира «Метрополис», Всемирная организация «Объединенные города и местные власти», Всероссийский Совет местного самоуправления (ВСМС), при поддержке и участии Минрегионразвития РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Федерального Собрания РФ, Московской Городской Думы, Российской Академии Наук, Института «Фонд экономики города», Государственной академии специалистов инвестиционной сферы, представителей бизнес-сообщества.

В рамках Форума состоялись пленарное заседание и три «круглых стола», в которых приняли участие представители международных организаций (ООН-Хабитат, Евразийское экономическое сообщество и др.), представители городов-членов МАГ, ученые и эксперты в сфере пространственного планирования.

По окончании Форума были выработаны итоговые решения и рекомендации III Международного форума «Мегаполис: XXI век» Пространственное развитие городов: реалии и перспективы», с которыми мы предлагаем ознакомиться нашим читателям.

Итоговые решения и рекомендации II Международного форума «Мегаполис: XXI век» пространственное развитие городов: реалии и перспективы».

Участники Форума отметили своевременность и актуальность поднятых на Форуме вопросов и проблем, которые нацелены на решение важнейших задач социально-экономического развития городов и территорий на перспективу. Отмечена позитивная тенденция выдвижения комплекса проблем, связанных с тематикой форума и «круглых столов», проведенных в его рамках, на приоритетные позиции в работе всех уровней власти. В частности, зафиксирован переход от рассмотрения города в качестве центра концентрации экономических ресурсов к его рассмотрению в контексте концепции развития человеческого капитала и эффективного использования потенциала пространственного развития, предполагающего не только оптимизацию внутренней пространственной организации городов, но и создание условий и факторов для транслирования импульсов экономического роста на прилегающие территории.
Международный форум «Мегаполис: XXI век» Пространственное развитие городов: реалии и перспективы».


Были заслушаны выступления и доклады по важнейшим проблемам про-странственного развития городов, к которым относятся следующие: определение возможностей и выработка механизмов эффективного управления процессами пространственного и социально-экономического развития современных городов с учетом усиления их роли в результате процессов урбанизации; выработка механизмов повышения устойчивости и противостояния внешним вызовам и неблагоприятным тенденциям, формирование факторов и условий для гармоничного и устойчивого развития городов и прилегающих к ним территорий с учетом возрастающей конкуренции между городами и высокой мобильности трудовых и финансовых ресурсов; устойчивое развитие городов в условиях ограниченности пространственных ресурсов и дисбаланса интересов городов и прилегающих территорий и др.

Участники Форума единодушно выдвинули из всего спектра обозначенных проблем социально-гуманитарный аспект и проблемы, связанные с созданием в городах комфортных и безопасных условий для проживания человека, его гармоничного развития и самореализации. В качестве обязательного условия для выработки общественно-легитимных решений этих проблем участниками Форума была отмечена необходимость эффективного взаимодействия населения, органов власти, общественных и гражданских институтов, международных и межгородских объединений и организаций, социально-ориентированного бизнеса и средств массовой информации (в формах государственно-частных партнерств, общественных, территориальных и попечительских советов, социального партнерства и др.) в инте-ресах города, а также открытость в обсуждении путей и методов их решения.

Участники Форума сошлись во мнении, что сегодняшняя роль местного самоуправления (МСУ) остается не в полной мере востребованной и задействованной в решении практически всего спектра социально-экономических проблем и вопросов пространственного развития городов.

Проанализировав ситуацию, складывающуюся в настоящее время в сфере экономического развития городов, участники Форума пришли к общему мнению о том, что проблемным вопросом, мешающим в полной мере задействовать весь экономический, инновационный и трудовой (прежде всего высококвалифицированный) потенциал развития городов, является недостаточность существующих стимулов и факторов для полноценного перехода к постиндустриальной экономике.
Международный форум «Мегаполис: XXI век» Пространственное развитие городов: реалии и перспективы».


Среди причин, мешающих полномасштабной постиндустриальной модернизации экономики городов, были названы следующие: серьезные недоработки нормативно-правовой базы, недостаточные темпы, отсутствие продуманного плана и несогласованность действий по модернизации инфраструктурных сетей, несбалансированность и, зачастую, спонтанное развитие транспортных и миграционных потоков (в т.ч. фактически полное отсутствие системного подхода в управлении логистикой), отсутствие системного подхода в планировании и развитии общественных пространств, отсутствие деловой и жилой недвижимости нужного качества с должным инфраструктурным обеспечением и ряд других.

Участниками Форума высказана заинтересованность в необходимости тщательного анализа, систематизации и критического осмысления практик решения социально-экономических проблем и пространственного развития городов в целях выявления и распространения передовой практики и наиболее эффективных решений для совершенствования подходов пространственного планирования регионов и стран, а также выявления ресурсов и механизмов модернизации и социально-экономического развития городов и прилегающих территорий. В частности, представителями городов были высказаны соображения о необходимости консолидации организационных и информационных ресурсов, объединения их под единым началом на основе единого методологического подхода к формированию и использованию с целью дальнейшего ведения работы по сбору, систематизации и распространению практического опыта. Недостаточное внимание уделяется анализу и использованию международного опыта. Работа, как правило, носит спонтанный характер, недостаточно проработаны общие подходы к систематизации опыта и доступности, в силу чего отсутствуют подходы и механизмы для городского бенчмаркинга, позволяющие адаптировать наиболее успешный зарубежный опыт.

Важность этой работы обусловлена тем, что условия для осуществления управленческой, градостроительной, экономической, социальной, культурной и другой деятельности в городах и странах существенно различаются (в силу специфических климатических условий, географического положения, историко-культурных, социально-экономических и политических особенностей и др.). Между тем, эти условия оказывают прямое и косвенное влияние на формирование облика городов, жизнеобеспечивающих инфраструктурных систем, экологии, имиджа и репутации города и местной власти. Современная мировая практика накопила значительный опыт эффективных решений проблем, обозначенных на сегодняшний день, который, безусловно, необходимо использовать и применять на практике. Накопленный опыт характеризуется не только разнообразием подходов, но и практической ценностью, поскольку аккумулирует огромное количество практических знаний и навыков решения фактически всего спектра проблем городского развития.

Участники Форума считают необходимым также изучение негативного опыта в целях выработки мер противодействия ошибочным решениям в части пространственного планирования и развития городов и территорий.
Международный форум «Мегаполис: XXI век» Пространственное развитие городов: реалии и перспективы».


Результатом состоявшихся обсуждений на пленарном заседании и «круглых столах» стал целый ряд решений и рекомендаций Форума, которые могут выступить основой для совершенствования политики и выработки эффективных инструментов решения проблем в области пространственного планирования и развития городов и территорий, а также могут быть использованы в работе органами МСУ и органами власти всех уровней:

Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы и государственного регулирования в области пространственного планирования и градостроительства:

1. Выступить с инициативой разработки методического пособия по оценке эффективности стратегий социально-экономического и пространственного развития городов и прилегающих территорий;
2. Разработать предложения по внесению кардинальных изменений в нормативно-правовые акты в области государственного регулирования и регламентирования градостроительной деятельности и пространственного планирования.
3. Совершенствовать нормативно-правовую базу деятельности и развития института МСУ, в т.ч. в сфере налогово-бюджетной политики как основы создания самодостаточной финансово-экономической базы органов МСУ при решении задач в области пространственного планирования и градостроительной политики.
4. Выработать соответствующие рекомендации о порядке составления, ведения и согласования документации в области стратегического планирования и градостроительства.
5. Разработать рекомендации и методики по адаптации и обеспечению сопоставимости системы целевых индикаторов и показателей социально-экономического развития, используемой в странах СНГ, с системой международных индикаторов и показателей социально-экономического развития, используемых ООН.
6. Пересмотреть основные принципы и подходы к разработке генеральных планов городов и схем территориального развития на предмет их сопоставимости и соответствия европейским и мировым стандартам и показателям оценки качества и среды жизни населения.
7. Подготовить предложения по реорганизации системы государственного регулирования градостроительной деятельности, в т.ч. предложения о возможном создании в рамках администраций городов и при органах МСУ подразделений, выполняющих функции, аналогичные функциям агентств городского (территориального) развития (вменив им, в числе прочего, функции контроля и регулирования в области пространственного развития и территориального планирования).
8. Рекомендовать начать работу по совершенствованию профессиональных стандартов инженерно-технических специалистов, работающих в области пространственного планирования и градостроительства (проектировщиков, архитекторов и др.) с обязательным участием соответствующих профессиональных объединений и ассоциаций), организовать курсы повышения квалификации для сотрудников руководящих органов территориального управления.
9. Выработать общие подходы к решению проблемы сохранения исторических городов и историко-культурных комплексов и объектов, подготовить предложения по использованию их уникального туристско-рекреационного потенциала.

Рекомендации по развитию экспертно-консультационного обеспечения пространственного планирования и технологического развития городов и прилегающих территорий:
1. Выработать систему критериев для оценки и мониторинга развития инфраструктуры городского хозяйства, реализации целей и задач, касающихся инфраструктурного развития, а также фиксирующих состояние нормативно-правового обеспечения инфраструк-турного развития.
2. Выработать условия и способы активизации использования механизма государственно-частного партнерства при решении задач модернизации городской инфраструктуры.
3. Создать экспертную группу на базе Экспертного совета МАГ и ВСМС, пору-чить ей разработку предложений для Государственной думы Федерального Собрания РФ и Правительства РФ по внесению необходимых изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие экономические и правовые отношения и регламентирующие эксплуатацию, содержание и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры (систем водоснабжения, водоотведения, энергообеспечения и др.), в т.ч. касающиеся заключения энергосервисных контрактов (с целью обеспечения необходимых гарантий инвесторам), развития долгосрочного тарифного планирования и т.д.
4. Разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, технических стандартов и регламентов внедрения и использования новых технологических решений в области энергоэффективности, ресурсосбережения и экологической устойчивости при планировании и развитии жизнеобеспечивающих инфраструктур в городском хозяйстве.
5. Поручить экспертной группе, совместно с заинтересованными научными учреждениями РАН и вузами, разработать предложения по совершенствованию пространственной политики и территориального планирования в северных регионах (новой инфраструктурной модели развития северных регионов), основу которой должны составлять передовые инновационные технологии в области энергоэффективности, ресурсосбережения и экологической устойчивости.
6. Подготовить предложения от имени межгородского сообщества СНГ по адаптации плана действий по созданию «модели энергоэффективного жилищного хозяйства» на основе адаптации методических рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН к российским условиям и условиям других стран СНГ, а также разработать методические рекомендации для органов МСУ и администраций городских поселений по ее внедрению.
7. Обобщить опыт реализации программ по модернизации ЖКХ, реализуемых в городах России и СНГ, отобрав лучшие и наиболее эффективные практики и технологические решения для возможности их распространения, популяризации и внедрения в других городах.
8. Подготовить и издать сборники лучших технологический решений, реализуемых городами в области повышения энергоэффективности, совершенствования топливно-энергетического хозяйства городов России и стран СНГ, а также лучших технических решений в сфере повышения эффективности транспортной инфраструктуры городской агломерации.

Рекомендации по внедрению и развитию новых информационных и телекоммуникационных технологий в управлении городским хозяйством и пространственном развитии городов:
1. Подготовить рекомендации и предложения, способствующие внедрению и развитию информационно-коммуникационных технологий, связанных с вовлечением и участием городского населения в обсуждении и актуализации планов стратегического и пространственного планирования развития городов и территорий, других важнейших документов городского и территориального развития.
2. Обобщить и проанализировать опыт внедрения и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий с целью создания общедоступных информационных баз данных в городах России и СНГ.
3. Рекомендовать ОАО «Ростелеком» рассмотреть вопрос снижения тарифов на предоставление услуг доступа в интернет при организации систем оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также обобщить опыт городов, осуществляющих взаимодействие с местными интернет-провайдерами при решении этих задач.
4. Обратиться к заинтересованным федеральным министерствам и ведомствам с предложением по реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

По итогам пленарного заседания участники Форума высказались о необходимости реализации на государственном уровне комплекса мер, нацеленных на совершенствование государственного регулирования пространственного развития и территориального планирования городов и регионов, на разработку унифицированной эффективной системы методов и инструментов комплексного управления развитием территорий, а именно:
1. Необходимость совершенствования системы полномочий органов МСУ и их должного ресурсного обеспечения, повышения роли общественного территориального самоуправления в долгосрочном планировании и текущем регулировании развития городского хозяйства.
2. Инициировать с участием межгородского сообщества обсуждение темы, свя-занной с разработкой Общегосударственной схемы территориального планирования и пространственного развития, отражающей схему расселения, принципы и приоритеты экистической (поселенческой) политики в Российской Федерации, перспективы формирования и развития агломераций, принципы формирования, развития и источники ресурсной обеспеченности межпоселенческих территорий, межагломерационные и межмуниципальные связи и др.
3. Поручить Экспертному совету МАГ создать рабочую группу экспертов по выработке проекта документа, обобщающего высказанные на Форуме предложения, и направить его в федеральные и региональные органы государственной власти, в органы МСУ от имени межгородского и экспертного сообщества.
4. Рекомендовать использование ресурсных возможностей и экспертоспособности Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и МАГ для решения проблем в части «выравнивания» законодательства, выработки общих подходов к принятию важнейших решений в сфере законодательного обеспечения городского и территориального развития, способствуя тем самым развитию интеграционных связей в рамках Таможенного союза на постсоветском пространстве.
5. Совместно с ООН-Хабитат принять участие в работе над региональным докладом по странам СНГ и ЕврАзЭС, который готовится к III Всемирной Конференции Объединенных Наций в 2016 году.
6. Способствовать расширению сотрудничества между ООН, СНГ и ЕврАзЭС при активном участии МАГ по обмену опытом и экспертными консультациями в сфере муниципального права, финансов, жилищной политики, развития городского общественного транспорта, мобильности населения и др.
7. Развивать сотрудничество с Европейской экономической комиссией ООН в сферах развития экономической интеграции, экологии, энергетики, статистики, технического сотрудничества, использования и охраны лесных ресурсов, торговли, транспорта, ЖКХ, жилищного строительства и др.
8. Рекомендовать администрациям городов России и СНГ более активно привлекать представителей бизнеса к обсуждению планов стратегического развития городов и территорий, генерального планирования, а также актуализации этих документов.
9. Рекомендовать проведение Международного форума «Мегаполис: 21 век» по теме «Город и дети» в 2012 году с предварительной тематикой пленарного заседания «Социальные аспекты пространственного развития городов и территорий» (со слоганом: «Развивая мегаполис ХХI века, хотелось, чтобы мы всегда помнили: мы не унаследовали Землю от наших предшественников, а взяли ее в долг у наших детей» – М.Х. Маселов, начальник ГУ Управление администрирования специальной экономической зоны «Астана – новый город»).
10. Выполнение решений форума возложить на Международную Ассамблею столиц и крупных городов (МАГ).


См. также:
Каталог Авторов:
   - Мищеряков Ю.М.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / г. Москва
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2012
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №1_2012
Цитирумость документа: 1
00:52:22 02.04 2012   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.028624057769775 sec, Question: 86