Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№3_2012/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  










Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Особенности территориального планирования в Австрии

С.Хехер ("НИИП Градостроительства", Санкт-Петербург)
Д.С.Кипинова ("НИИП Градостроительства", Санкт-Петербург)


В данной статье представлены структура и принцип функционирования территориального планирования в Австрии, основу знаний для которого создаёт информация об участниках, важнейших юридических текстах и инструментах территориального планирования.

Австрия – федеративное государство. Федеральный уровень (Bund) является самым высоким политическим уровнем. Эта страна по площади сравнима с Ленинградской областью, занимает 84 тыс. кв. км. На ее территории проживает около 8,4 млн. человек. Австрия является союзным государством, объединяющим девять самостоятельных земель, отличающихся друг от друга по размеру и численности населения. Их площадь варьируется от 415 кв. км. (Вена) до 19 тыс. кв. км. (Нижняя Австрия), а численность населения – от 280 тыс. человек (Бургенланд) до 1,7 млн. человек (Вена). Самый нижний политический уровень составляют 2357 муниципалитетов. При относительно небольшой площади и численности населения страны такое число муниципалитетов сразу бросается в глаза. Интересна ситуация в тирольском муниципалитете Грамайс: в нем проживает 54 жителя, из них один мэр и девять членов муниципальных советов.

Что касается правовых основ территориального планирования, то разделение полномочий регулируется конституцией (Bundes-Verfassungsgesetz). Для территориального планирования особое значение имеют федеральные земли. В статье 2.(1) сказано, что Австрия – это федерация. Статья 15.(1) гласит: «Если в конституции ясно не сказано, что вопрос должен решаться федеративным государством, то его исполнение переходит в полномочия федеральных земель».В конституции многие темы направлены в законодательство либо федеративного государства, либо федеральных земель. Полномочия федеративного государства включают в себя транспортное сообщение (железные дороги, авиация, водный транспорт), федеральные дороги, лесное дело, мелкое предпринимательство и промышленность, военное дело, охрану исторических памятников и т.д. Полномочия федеральных земель включают в себя охрану природы и ландшафта, сохранение городского пейзажа, дороги (кроме федеральных дорог), удаление сточных вод, отходов, строительное право, территориальное планирование и т.д. Таким образом, законы по территориальному планированию и смежным с ним вопросам принимаются федеральными землями. При этом некоторые законы находятся в компетенции федеративного государства, поэтому в определенных случаях и оно способно решать важные для территориального планирования вопросы.

Конституция также признаёт и высокий статус муниципалитета, который может самостоятельно урегулировать большинство вопросов территориального планирования в рамках федерального закона и закона федеральных земель. Например, такие вопросы, как улично-дорожная сеть муниципалитета, местный строительный надзор, градостроительство. Федеральная земля тоже может заниматься планированием, которого муниципалитет должен придерживаться, при условии, что интерес жителей целого региона или федеральной земли классифицируется как более важный (в соответствующих вопросах), чем интерес жителей муниципалитета. Кроме этого, федеративное государство и федеральные земли имеют право надзора.

На разных уровнях существуют различные инструменты территориального планирования. На уровне федеративного государства есть австрийский концепт территориального развития (ÖREK Österreichisches Raumentwicklungskonzept). Это необязательный к исполнению схематический план, его практическое значение небольшое.
Более важными являются инструменты на уровне Федеральных земель- это обязательная к исполнению программа развития федеральных земель (Landesentwicklungsprogramm). По необходимости могут быть составлены программы развития для частей федеральных земель (Regionalprogramm) или определённых тематических областей (Sachprogramme).Эти программы представляют базу для детального планирования на уровне муниципалитета. Типичное содержание такой программы – это общие цели и основы территориального планирования, структура центральных мест и т.д.

На уровне муниципалитета есть три важных инструмента территориального планирования. Местный план развития (Örtliches Entwicklugnskonzept) охватывает большую территорию и является долгосрочным и обобщённым. Он показывает оси развития и площади, потенциальные пространства для определённых типов использования (например, жилой район, индустриальный и т.д.), центр города, периферию, зелёные зоны, то есть базовую структуру территориального планирования муниципалитета.
Переход между различными областями расплывчатый, поэтому понять, находится ли земельный участок в «центре города» или в «потенциальном жилом районе», можно из плана зонирования территории (Flächenwidmungsplan). Он показывает нормативное использование для каждого земельного участка. Различают три вида зон: зелёные территории, территории, отведённые под застройку, дорожно-уличная сеть. Они подразделяются на следующие подкатегории: территория, отведённая под жилую застройку, центр, индустрия/промышленность, лес, поле и т.д.

Фрагмент из плана застройки города Бадена

План зонирования территории является одним из самых сильных и эффективных инструментов территориального планирования.

Для каждого земельного участка, отведённого под застройку, должен существовать план застройки (Bebauungsplan), устанавливающий, в каких частях земельного участка какой тип, высота и плотность застройки дозволены. Пример, показанный на рисунке, представляет собой фрагмент из плана застройки города Бадена. Здесь отчётливо видны чёрные жирные линии (Straßenfluchtlinie), которые отделяют дорожно-уличную сеть от территорий, отведённых под застройку и разделенных пунктирными линиями с кружочками на субзоны. Для каждой субзоны существуют правила застройки, которые обозначены в больших кругах. Верхнее число обозначает плотность застройки (в процентах), среднее – вид застройки (отдельно стоящее здание или есть связь с соседними зданиями), нижнее – высоту застройки (арабская цифра обозначает максимальную высоту застройки в метрах, а римская – допустимый класс строительства, который определяет как минимальную, так и максимальную высоту застройки). Там, где застройка не должна доходить до чёрной жирной линии, есть дополнительные пунктирные линии (Baufluchtlinie), которые нельзя переступать. Если на линии есть небольшой чёрный треугольник, это значит, что до этой линии нужно обязательно застраивать.

Представленная модель инструментов территориального планирования работает в большинстве Федеральных земель, но не всех. Так в некоторых Федеральных землях отдельные инструменты имеют другие названия, или функции, или являются необязательными к исполнению.

В Австрии существует выработанная многолетним опытом система территориального планирования. Система с различными планами, такими как, например, план застройки, план зонирования территории и т.д. работает очень хорошо. Несмотря на это, есть много проблемных аспектов, нуждающихся в улучшении. И хотя страна достаточно маленькая, многие вопросы решаются на уровне федеральных земель, вместо того чтобы решаться на одном общем для всей страны уровне. Причина не всегда очевидна и имеет недостатки − большую бюрократию и излишнее усложнение системы. Большое количество муниципалитетов, которые, соответственно, часто имеют маленький размер, но занимаются планированием самостоятельно, также препятствует взаимосвязанному планированию в нескольких населённых пунктах. Странное распределение полномочий приводит к конфликтам между федеративным государством и федеральными землями.


См. также:
Каталог Организаций:
   - НИИП Градостроительства
Каталог Авторов:
   - Хехер Себастиан
   - Кипинова Д.С.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / ЕС / Австрия
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2012
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №3_2012
Цитирумость документа: 2
22:09:48 02.12 2012   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.054961919784546 sec, Question: 85