Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/Архив новостей/Главная страница/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Учебная ГИС города Магадана - прототип реального проекта

Из материалов четвертой конференции ГИС-Ассоциации Геоинформатика и образование" (Москва, 7-8 июня 2000 г.).

С.В. Ворошин, В.Г. Мельник, А.С. Зинкевич, Ю.А. Ручкин, Государственное учреждение Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт ДВО РАН (Магадан)
Д.В. Пушкин, Н.П. Чашин, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Магаданской области (Магадан)

Первые попытки внедрения ГИС в муниципальные органы города Магадана относятся к началу 90-х годов, когда под руководством Н.Г. Шевченко предприятие «Экоцентр» создало геоинформационную основу для оценки экологического состояния земель в пределах территории города и окрестностей. Однако высокая стоимость программно-аппаратных средств при внедрении проекта в государственные и муниципальные органы власти стала главной причиной его замораживания.

В 1997 году группой инженеров Северо-Восточного аэрогеодезического предприятия составлена информационно-аналитическая записка «Перспективы создания и развития геоинформационной системы Магадана». В записке показаны перспективы создания общегородской ГИС Магадана, а также некоторые организационно-финансовые вопросы. В частности, сделан вывод о необходимости муниципального геоинформационного центра для решения всех вопросов, связанных с внедрением и эксплуатацией ГИС Магадана и объединением всех заинтересованных служб. Информационная записка передана главе администрации [«Информационный Бюллетень ГИС-Ассоциации» №4 (11)-1997, стр. 62]. Предполагалось объявить конкурс на лучший научно-технический проект для реализации в городском хозяйстве, который так и не состоялся.

В декабре 1998 года состоялась рабочая встреча по созданию и распространению геоинформационных систем в Магаданской области, в которой приняли участие практически все имеющие отношение к ГИС технологиям в регионе. Был организован постоянно действующий Координационный Совет по вопросам ГИС-технологий в Магаданской области с задачами информационной поддержки пользователей и методической помощи организациям, развивающим геоинформационные технологии.

Тем не менее, все усилия добиться проведения единой согласованной региональной политики по созданию и внедрению региональных ГИС пока не удается. Основная причина такого положения сводится к нерешенности тривиального вопроса, что вперед - «стулья или деньги?» Данная ситуация типична для регионов с депрессивной экономикой и может существовать длительный период. Чтобы сократить период ожидания поддержки со стороны муниципальных органов власти нами был избран вариант внедрения ГИС технологий через обучение, который заключается в схеме «создание учебной ГИС - обучение - создание реальных проектов» в противовес традиционной последовательности «пилотный проект - рабочий проект». Сущность подхода состоит в том, что с целью демонстрации возможностей системы, доказательства значимости ГИС технологий и их освоения, создается учебный проект геоинформационной системы, а в дальнейшем организуются обучающие семинары для представителей наиболее подготовленных организаций. При анализе опубликованных материалов по опыту внедрения ГИС технологий в других регионах России, личного общения с людьми, занимающимися этой тематикой, мы постарались отойти от ставшей почти классической схемы реализации пилотных проектов, когда их результаты могут быть использованы в лучшем случае как красивая демо-версия. Несмотря на то, что в названии стоит слово «Учебная », любой участник обучающей программы, после ее завершения, может на своем рабочем месте использовать фрагменты ГИС для решения некоторых конкретных своих задач.

Начало реализации проекта стало возможным весной 1999 года благодаря гранту «Повышение эффективности государственного управления в Магаданской области посредством профессионального использования информационных технологий и развития механизмов обмена информацией между государственными и муниципальными организациями», финансируемого Дальневосточным представительством Фонда Евразия за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию США (AID).

Основой для создания учебной ГИС г. Магадана являлись растровые план-схемы центра города масштаба 1:5000. Поскольку целью ставилось создание учебной ГИС, то цифровой план города был привязан к условным координатам. Вся атрибутивная информация была взята из открытых публикаций, таких, например, как телефонный справочник. Технология создания цифровой модели сводилась к послойной оцифровке в соответствии с легендой планшетов при помощи программного продукта GeoDraw, проверке векторной модели на топологическую корректность в ARC/INFO. Связь объектной модели с базой данных осуществлялась в среде ArcView GIS. Готовая учебная ГИС города адаптирована под ArcView GIS version 3.1 for Windows.

Учебная ГИС включает векторные слои с соответствующей атрибутивной информацией:

слой здания и сооружения включает капитальные как жилые так и не жилые строения образующие 4479 полигональных объектов:

Тип
Поле содержит тип улицы (улица, переулок, проспект и др.)

Улица
Название улицы

Дом
Поле содержит номер дома

Корпус Номер корпуса (если имеется)

Название
Поле содержит характеристику здания (жилой, нежилой, склад, название организации и др.)

Этажность
Количество этажей

Материал
Характеристика здания на предмет - огнеупорный/не огнеупорный

Легенда
По этому полю происходит разделение слоя в легенде. Поле включает значения:

жилые дома;

дошкольные учреждения;

школы;

частные и государственные организации;

без номера;

нет информации.

Горячая связь
Поле содержит ссылку на информацию об объекте




оси дорог - 191 линейный объект:

Тип
Поле содержит тип улицы, по которой проложена дорога

Улица
Название улицы, вдоль которой проходит дорога

Длина
Длина дороги в метрах




площади 191 полигональный объект:

Тип
Поле содержит характеристику площади на принадлежность вода, дороги, земля, парки

Название
Название площади (если имеется)




избирательные участки - 27 полигональных объектов:

Номер
Номер избирательного участка

Центр
Поле содержит информацию о центре избирательного участка:

Номер телефона, адрес дома и название организации, которой он принадлежит




автобусные остановки - 65 точек, база данных слоя содержит названия остановок;

территории предприятий - 84 полигона;

градостроительная ценность земли - 86 полигонов, база данных слоя содержит коэффициент градостроительной ценности земли.



Учебное пособие, подготовленное для семинара, состоит из теоретической и практической частей и предназначено для помощи представителям различных организаций в постановке задач, которые можно решать с помощью геоинформационных систем, а также в освоении учебной ГИС по г. Магадану. В пособии изложены главные понятия геоинформатики и показаны конкретные примеры использования геоинформационных систем в регионе. В практической части пособия читателю предоставляется возможность решения конкретных задач с помощью учебной ГИС г. Магадана и использованием инструментария ArcView GIS for Windows: подготовка компоновки для печати, использование растровых изображений, моделирование с использованием графических данных, создание баз данных, создание буферных зон, использование функций оверлейного анализа; по окончанию читателю предлагается выполнение аналитического проекта.

Реализация проекта способствовала росту интереса к ГИС технологиям со стороны различных организаций. Наиболее ощутимые результаты достигнуты при создании земельного кадастра. Так, осенью 1999 года были начаты работы по созданию электронной базы земельно-кадастровых данных г. Магадана. Исходной информацией служили землеустроительные дела из архива городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству, карты кадастрового деления, зон градостроительной ценности и пр. Основные исполнители проекта предварительно прошли обучение на нашем семинаре. Результат - в настоящий момент работа по данному проекту практически завершена. По мнению сотрудников городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству, значительно упростилась и стала более строгой (формализованной) процедура оформления правоудостоверяющих документов на право пользования (владения) земельными участками и регистрации прав на недвижимое имущество. Появилась возможность комплексного анализа для целей планирования эффективного использования земельных ресурсов, выявления неиспользуемых или нерационально используемых земель. В процессе проведения работ по созданию базы земельно-кадастровых данных г. Магадана выявлено значительное количество ошибок координирования границ земельных участков, вычисления их площадей, зафиксированных в ранее выданных (начиная приблизительно с 40-х годов) правоудостоверяющих документах. Поскольку данные о площади земельных участков и их расположении служат основой при определении налоговых сборов, то в настоящий момент налаживается информационный обмен между Комитетом по земельным ресурсам и Налоговой инспекцией, основанный на использовании современных информационных технологий.

В настоящее время под руководством Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Магаданской области развернуты работы по созданию земельно-кадастровых баз данных по районам Магаданской области (Тенькинский, Хасынский, Ольский, Среднеканский, Омсукчанский). Используется готовая технологическая основа, апробированная в г. Магадане. К 2001 году планируется завершить все работы по области. Окончательной целью является создание пространственно распределенной земельно-информационной системы Магаданской области.

Еще один немаловажный плюс предлагаемой схемы внедрения ГИС-технологий - это то, что работа с учебным проектом дает возможность более четко сформулировать задачи, что позволяет избежать существенных ошибок на стадии проектирования проектов. Учитывая, что во многих организациях практически отсутствует опыт работы с ГИС, формулировка задач и их обкатка на учебном проекте имеют очень важное практическое значение.



Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия / Дальневосточный ФО / Магаданская область
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


13:36:38 07.06 2000   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.017559051513672 sec, Question: 51