Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  
















Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Ушаков А. (ДАТА+): создание института GIO в России способно ускорить проникновение ГИС в нашу жизнь

На сайте "mskit.ru" опубликовано интервью Алексея Ушакова, генерального директора компании ДАТА+, о востребованности геоинформационных систем в России корреспонденту ИД «РПР-группа». Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.

— Популярность ГИС в нашей стране заметно возросла. Как Вы считаете, с чем это связано?

— Во-первых, я считаю, что наши партнеры начали работать более профессионально, вышли из «зоны молчания», стали делиться опытом, рассказывать, что происходит в их сегментах рынка. Во-вторых, мы видим, что СМИ решили обратить внимание на эти технологии. Более массовой стала и популяризаторская деятельность, которой занималась ДАТА+ в предшествующие годы.

Кроме того, партнеры лучше стали понимать, как получить максимальную отдачу от своего бизнеса. Еще, наверное, небольшим «жирком» обросли и почувствовали некоторую долю социальной ответственности: если ты что-то знаешь, то должен этим поделиться с другими.

Но все же это – не революция, это - эволюционное развитие, накопленный эффект. Сейчас, в условиях довольно жесткой конкуренции и сложного климата для бизнеса, компании вынуждены все отчетливей выявлять свои конкурентные преимущества, оптимизировать бизнес, искать новых клиентов. Геоинформационные системы - оптимальный помощник для этого.

Говоря о России, невозможно не отметить вклад государственных структур в дело популяризации ГИС, и прежде всего, Росреестра, ставшего, по сути, локомотивом этой деятельности. Я напомню, что Росреестр открыл публичный доступ к кадастровым данным всего два года назад, но уже сегодня мы видим сильный эффект: самые разные организации, компании, ведомства осознали, что есть сервис (в настоящее время, кстати, бесплатный), на основе которого можно создавать свои геоинформационные системы.

Отмечу также потенциально колоссальный спрос на ГИС в нашей стране. Например, Сбербанк, с которым мы работаем, уже пользуется ГИС-технологиями. Но ему нужна масса бизнес-информации, которая, увы, сегодня просто-напросто отсутствует. А как только эта информация появится и будет активно использоваться, я убежден, что 99% банков России станут клиентами компаний, занятых в сфере ГИС - ведь это универсальная потребность финансовых предприятий.

Повторюсь, к сожалению в России пока существует проблема, связанная с острой нехваткой информации. Поясню. Скажем, в США, как и в России, проводится перепись населения. В результате такой переписи в Америке точно известен поло-возрастной состав жителей - причем, по каждому городскому кварталу, известны доходы и т.д. Данные российской переписи далеко не столь информативны.

Или другой пример. Чтобы решить, стоит ли открывать в конкретном месте очередной магазин, у нас владельцам нужно выезжать на местность. А в США или в Западной Европе такой анализ можно провести, не выходя из офиса - достаточно совместить слои карт с соответствующей информацией (например, состав населения, уровень доходов).

Но не стоит перекладывать функцию предоставления такой информации на государство. Я убежден, что создание баз данных с соответствующими данными – задача коммерческих организаций. Причем такие организации обязательно должны учитывать интересы различных структур. И такие базы данных должны продаваться. Этот рынок у нас только начинает формироваться. В частности, есть компания «ДубльГИС», ее основный вид бизнеса – сбор базы данных о различных объектах. Плюс, предлагается небольшая картографическая оболочка, при помощи которой можно их отыскать на местности. Эти базы плавно покрывают всю территорию России и даже выходят за ее пределы. А зарабатывает компания, в основном, на рекламе.

В Соединенных Штатах работают несколько компаний, которые собирают такие базы данных, ежедневно уточняют информацию; они продаются по лицензионным соглашениям крупнейшим консалтинговым компаниям мира, а также тем, кто работает, в том числе, с пространственными данными или просто тем, кому эти базы данных нужны. Это хороший, долговременный бизнес, приносящий большие деньги.

— За последние двадцать лет мы привыкли, что коммерческий сектор движется быстрее (в освоении и использовании ИТ), чем государственный. Есть ощущение, что в этом вопросе (использование ГИС) государство стало локомотивом. Это так?

— Пожалуй, да. Если смотреть на предысторию, то коммерческому сектору изначально это было неподъемно по деньгам. Были и еще причины. Нашим первым крупным клиентом еще в 90-е годы стало Министерство геологии, задачами которого были: приведение в порядок фонда геологической информации, издание новых карт, обновление старых геологических и гидрогеологических карт и т.д. Без соответствующей подложки это делать было просто невозможно. И Роскартография ничем не могла тут помочь – ведь тогда существовали либо бумажные карты, либо плохо оцифрованные карты в неподходящих форматах. При сканировании, правда, делалась векторизация, но делалась далеко не лучшим образом. И получалось так, что Министерство геологии было вынуждено брать на себя функции, которые должна была выполнять Роскартография. Они потратили на это очень много сил и средств. Всю территорию России, правда так и не покрыли, но существенную часть работы сделали. Параллельно Министерство занималось оцифровкой геологических карт, приведением в порядок своих фондов и т.д.

Почему такую работу не проводили такие компании, как ЛУКОЙЛ, Газпром и другие? Дело в том, что они изначально решили, что это не их бизнес, тем более, что от органов исполнительной власти, к коим относилось на тот момент Министерство геологии, госкорпорации получали эти данные бесплатно. А любые коммерческие организации, даже Сбербанк, за картографические данные обязаны были платить немалые деньги – ежегодные платежи за карты безобразного качества составляли несколько миллионов долларов. На таких условиях никому это было не нужно. Поэтому ведомства и органы исполнительной власти, которые не обязаны были платить за фонды, и которым это было критически важно, начинали всё делать самостоятельно. Те же самые 200 000-ки цифровались на некоторые территории по 8-10 раз различными ведомствами, начиная с Министерства геологии, Министерства природных ресурсов, Министерства сельского хозяйства и т.д., заканчивая МЧС. Это была безумная трата времени, средств.

Вот так и сложилось, что ведомства стали лидерами в области использования ГИС.

— Какие отрасли сегодня более других готовы к применению ГИС, и какие на подходе?

— 2013 год, по моим оценкам, будет «годом регионалов». «На подходе» - федеральные структуры и муниципалитеты. Последние, правда, пока большой активности не проявляют, но уже интересуются, причем в поле их интересов не только публичная кадастровая карта, но и портал РИПД (Российская инфраструктура пространственных данных). Очевидно, что, муниципальные органы власти понемногу задумываются, как взаимодействовать с Росреестром.

На вертикальных рынках активными потребителями ГИС-технологий остаются нефтяные и газовые компании, все активней проявляют себя здесь и организации, занятые в энергетике. Среди федеральных органов власти современные ГИС крайне необходимы структурам здравоохранения, силовикам. Это длинный список. «На подходе» - железные дороги. Скажем, в РЖД уже хорошо понимают, что нужно внедрять корпоративную геоинформационную систему, единое хранилище информации, из которого каждый департамент, каждая железная дорога будет брать необходимую часть информации и вкладывать свою информацию.

Постепенно начинают развиваться и горизонтальные рынки, в частности, в сегментах, связанных с мастер-планированием крупных объектов (например, спортивных объектов (стадион Динамо, стадионы в Сочи), и не спортивных (Сколково), логистических комплексов). Затем следуют задачи по застройке или реконструкции больших территорий. Наконец, существуют насущные задачи по управлению активами после окончания строительства (такие задачи стоят на крупных промышленных предприятиях, подобных «Норникелю»). Решить их можно лишь с помощью ГИС.

— Используют ли ведомства данные друг друга (например, МЧС и ГИБДД)?

— Между этими ведомствами диалог уже начат на эту тему - достаточно было сесть за стол переговоров. Ведь они не конкуренты, хотя и собирают похожую информацию.

— Какие технологические новинки предложила ДАТА+ российским заказчикам в 2012 году?

— Вышла версия ArcGIS 10.1, как и ожидалось. В ней много улучшений, стало легче работать администратором серверов. Для России существенно, что мы сертифицировали версию 10.0 по линии ФСТЭК. Кроме того, продукт ArcGIS online в этом году локализован, им стало удобнее пользоваться.

Помимо базового ядра для создания геоинформационных систем, у нас есть специализированные продукты, предназначенные для создания порталов. В частности, портал ИПГ построен на такого рода приложениях

Что касается использования «облачных» технологий: в 2012 году компания Esri разобралась с моделями использования cloud разными заказчиками (госструктуры, коммерческие организации) и постепенно начинает добавлять данные непосредственно по нашей стране. Но из-за того, что наши системы находятся в «облаке», которое организовано за пределами России, имеются сложности в обеспечении безопасности данных. Если удастся системы перенести на российскую платформу, это будет решением огромного количества проблем.

— Что тормозит развитие ГИС в России и что нужно сделать, чтобы это изменить?

— Отсутствие данных в самом широком смысле этого слова – Росреестр должен активизироваться в этом направлении. Это колоссальный ресурс, который до сих пор еще не предоставлен, хотя уже сильно востребован. Также дело тормозит отсутствие кадров - начиная от самого верхнего уровня. Третье – нужно решить проблему с облаком, о которой я говорил. И, наконец, существует проблема секретности и нормативных требований. До некоторой степени в этих вопросах есть подвижки, хотя, особенно в регионах, никто не видел «живьем» требования к секретности, их не могут получить даже в первом отделе.

— Что делают неправильно коммерческие структуры, которые занимаются ГИС?

— Полагаю, что в каждой организации, ведомстве, корпорации должен быть ответственный человек – GIO (Geographic Information Officer), который бы отвечал за ГИС. Это касается и государственных, и коммерческих организаций. Но особенно это касается федеральных структур, так как там по сей день ответственность размыта. GIO, я думаю, должен занимать достаточно высокий пост и отвечать за использование пространственных данных в конкретном ведомстве. Создание института GIO в России, несомненно, способно значительно ускорить проникновение ГИС в нашу жизнь. Убежден, что это дело не столь далекого будущего.

— Недавно в стране отмечался день ГИС. Это достаточно новый праздник для России, и прежде он не привлекал к себе такого внимания у нас, в отличие от западных стран. В этом году ситуация изменилась. Чем Вы это объясняете?

— Вы знаете, изначально этот день был учрежден компанией Esri, и многие годы он остается для нас своеобразным «днем открытых дверей», когда каждый человек может без всякого звонка приехать в «DATA+», подробно познакомиться с геоинформационными технологиями, задать вопросы специалистам. Студенты в результате такого общения могут определиться, стоит ли этим заниматься после окончания ВУЗа. Вы правы в том, что, конечно, специалисты в области геоинформационных систем сейчас воспринимают его как свой профессиональный праздник. «День ГИС» стали отмечать и такие организации, как National Geographic, Геологическая служба США и др. А теперь, по мере роста популярности ГИС – как в организациях, так и среди обычных пользователей, к этому дню начинают серьезно относится и рядовые граждане, и наши клиенты, и партнеры… Видимо, просто пришло время – ведь уже никому не нужно доказывать, что без ГИС-технологий сегодня немыслимо ни управление крупными ведомствами, ни эффективная работа организаций, ни просто успешный бизнес.

Компания «ДАТА+» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации

Международным дистрибьютором компании Esri на территории России и СНГ является Esri CIS
Компания «ДАТА+» — официальный дистрибьютор Esri CIS на территории России и стран СНГ


См. также:
Каталог Программного обеспечения:
   - ArcGIS Online
Каталог Организаций:
   - ДАТА+
   - Росреестр
   - 2ГИС (ДубльГИС)
   - ОАО Роскартография
   - Esri
   - Минсельхоз России
   - МЧС (Министерство чрезвычайных ситуаций)
   - Минприроды России (МПР)

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / ДДЗ
Тематич. разделы / Картография, ГИС
Организации
Прогр.обесп. (ПО)
Наши конференции / Подробно о: / 2013.05. Воронеж. XX Всероссийский форум «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы развития»
Новости
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.mskit.ru/interview/i136829/
Цитирумость документа: 2
13:05:20 11.02 2013   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров
    Наши предложения
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Вступление в ГИС-Ассоциацию, информационное обслуживание
  Наши конференции
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты
    Анонсы партнеров

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.021780967712402 sec, Question: 116