Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Дискуссии/09.04.13 Обсуждаем проект Основ госполитики в области использования результатов космической деятельности/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  














Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Счетная палата: об эффективности использования госресурсов на развитие космической деятельности

На сайте Счетной палаты размещена информация о проверке Счетной палатой эффективности использования государственных ресурсов на развитие космической деятельности в Российской Федерации. Приводим материал полностью.

В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2013 год проведено контрольное мероприятие «Проверка эффективности использования государственных ресурсов на развитие космической деятельности в Российской Федерации, а также соблюдения имущественных интересов Российской Федерации в процессе создания и функционирования совместных предприятий ракетно-космической отрасли».

Материалы проверки, предшествующих экспертно-аналитических и контрольных мероприятий свидетельствуют о крайней неэффективности архитектуры государственного управления космической деятельностью. Фактически сложилась система коллективной безответственности за формирование и реализацию государственной политики в данной сфере, следствием которой явился кратный рост расходов, сроков НИОКР и формирования группировок космических аппаратов при крайне низком уровне их эксплуатационно-технических характеристик и растущей аварийности.

До настоящего времени институционально не определен орган ответственный за формирование государственной политики сбалансированность целей и ресурсов, согласованность проектов и программ в сфере освоения космоса.

Несмотря на то, что в соответствии с Положением о Федеральном космическом агентстве оно отвечает за реализацию Федеральной космической программы и осуществляет функции государственного заказчика данные функции фактически были переданы на платной основе в аутсорсинг ФГУП «ЦЭНКИ» и ФГУП «ЦНИИмаш».

В результате отсутствия целостной системы управления космическими программам, проектами, контрактами и расходами при росте бюджета Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы почти в 2,5 раза её результативность крайне низкая. Из 15 целевых индикаторов и показателей, установленных на 2010 год достигнуто только 6 (40 процентов), в 2011 году - из 15 целевых индикаторов и показателей достигнуто - 10 (66,7 процента), в 2012 году - из 15 показателей выполнено 11 (73,3 процента).

Количество запущенных на околоземную орбиту космических аппаратов в 2010-2012 годах оказалось существенно ниже необходимого и составило 47,1 процента от плановых показателей.

Отсутствие проектного управления Программой привело к несогласованности сроков изготовления ракет - носителей со сроками разработки и изготовления космических аппаратов, подлежащих запуску. Это, в свою очередь, дало возможность использования изготовленных за счет бюджетных средств ракет-носителей в целях коммерческих запусков зарубежных космических аппаратов.

Несмотря на то что затраты на создание и поддержание в работоспособном состоянии отечественных спутников в 4 раза превышают зарубежные стандарты отмечается крайне низкий уровень их эксплуатационно-технических характеристик и растущая аварийность.

В результате в России нет национальной системы космических метеонаблюдений, только отдельные спутники, а метеорологическую информацию в нашей стране получают с зарубежных спутников.

Роскосмос, выполняющий функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем фактически не отвечает ни за сроки, ни за выполнение задач этими системами. Поэтому спутники создаются десятилетиями без надежды на их рыночную окупаемость.

С 1992 года, беспрецедентный в мировой практике срок - более двадцати лет - «ГКНПЦ им.М.В.Хруничева» разрабатывается группа носителей типа «Ангара». По существу, средства, вложенные в проект за два десятилетия, многократно подняли цену этого, пока еще не готового носителя.

При этом требования по достижению целей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы и решения приоритетных задач не сопоставляются с процессом технического переоснащения материально - производственных и опытно-научных баз предприятий ракетно-космической отрасли.

Проводимые за счет бюджетных средств инвестиционные мероприятия определяются узкими коммерческими интересами отдельных организаций, непрозрачным механизмом распределения бюджетных средств, размыванием ответственности за результат инвестиций, что приводит, зачастую, к точечному поддержанию морально и физически устаревших производственных мощностей и не позволяет обеспечить выполнение поставленных перед ракетно-космической отраслью задач.

Роскосмосом недостаточно эффективно осуществлялась организация и координация работ по отдельным коммерческим космическим проектам.

Услуги по коммерческим запускам космических аппаратов в интересах зарубежных заказчиков, которые оказывались совместными предприятиями с долей участия в них российских организаций, предоставлялись без согласования с Роскосмосом, что создавало конкурентную среду, в которой даже относительно недорогие по сравнению с зарубежными аналогами российские средства выведения тяжелого и среднего класса, позволявшие доминировать в начале XXI века на международном рынке пусковых услуг, не позволили ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» и ОАО «РКК «Энергия» избавиться от убыточности деятельности.

Поставки российских двигателей для космических ракет осуществляются через совместное российско-американское предприятие RD «Amross», где и оседает значительная часть прибыли, так необходимой для развития космической отрасли.

Роскосмос относится к числу наиболее крупных и наименее дисциплинированных заказчиков, откровенно игнорирующих требования законодательства и лучшие практики в сфере государственных закупок. Материалы проверок Счетной палаты и Минэкономразвития России свидетельствуют о заключении Роскосмосом особо крупных контрактов (на сумму более 1 млрд рублей) без предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 обязательной процедуры общественного обсуждения, включая заказ на изготовление ракеты-носителя «Протон-М» для незастрахованного и неудавшегося запуска КА системы ГЛОНАСС.

В целом результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что сложившаяся архитектура и технологии управления в сфере космической деятельности явно неконкурентоспособны, формируют значительные риски обеспечения целевых эффектов социально-экономического развития и безопасности страны, ведут к крайне расточительному расходованию выделяемых в приоритетном порядке бюджетных средств.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ЦНИИ машиностроения (ЦНИИмаш)
   - ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
   - Роскосмос (ранее Росавиакосмос)
   - Минэкономразвития России
Каталог Оборудования:
   - ГЛОНАСС

Разделы, к которым прикреплен документ:
Новости
Дискуссии / 09.04.13 Обсуждаем проект Основ госполитики в области использования результатов космической деятельности
Оборудование
Организации
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / ДДЗ
Тематич. разделы / Оборона, правопорядок,ЧС
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (9) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Автор: Миронов Сергей Анатольевич
2013-07-08 03:00:38 Ссылка
Самое интересное, что в описываемый исторический период появилась сумасшедшая идея одного известного креативного миллиардера (у нас этого сочетания слов не существует) LauncherOne - доставка на околоземные орбиты грузов до 200кг и поболе, самым недорогим и легко тиражируемым средством. Интересующимся можно прочесть об этом http://techvesti.ru/node/5555. И, что особо весело, такая частная корпорация оказалась в десять раз экономически эффективнее даже НАСА. Напомню, что в стране где НАСА является полугосударственной структурой, олимпиады проводят в 50 раз дешевле, той где Роскосмос. Нетрудно посчитать пропорции цены LauncherOne к его Российскому аналогу, даже и без кропотливой работы счетной палаты. Все соотношения цен в мире стабильны. Там где госструктуры сами себе определяют "горизонты достижений", сами их достигают по секретным ТЗ, и сами оценивают "эффективность", результаты всегда положительны. Даже если ничего не летает или уже взлететь не способно. Народ иногда все-таки нужен в экономике, своим мнением о пользе идей. Хотя в остальной экономической науке - затратная статья.
Автор:
2013-07-08 13:43:50 Ссылка
Кто и когда определил сколько КА на орбите должно быть у России? Нужны ли кому-нибудь (кроме производителей) 27 национальных КА ДЗЗ с информацией низкого качества, создаваемых в соответствии с ФКП?
Автор: Бурдон Константин Иванович
2013-07-09 18:07:38 Ссылка
Подискутирую с моим старым другом АД. Конечно, надо брать не числом, но умением. Однако беда в том. что в России полностью отсутствует радиационностойкая элементная база, посему КА живут максимум 5 лет. Вот и приходится ляпать кучу аппаратов посредственного качества.
Автор: Доброзраков Анатолий Дмитриевич, Отредактировано ГИС-Ассоциацией
2013-07-10 11:06:04 Ссылка
Уважаемый Константин Иванович! Уверяю Вас, что ограниченные информационные возможности отечественных метеоспутников никак не связаны с отсутствием в стране радиационно стойкой элементной базы. Качество всегда зависело от квалификации Заказчиков и Исполнителей. Сегодня они(НИЦ "Планета" и "ВНИИЭМ") заинтересованы не в результате, а в бесконечном процессе освоения бюджетных ресурсов. Поэтому, спутники с дефектами, ограничивающими возможность использования большей части их информации,принимаются в эксплуатацию (см. "Метеор-М" №1)
Автор: Бурдон Константин Иванович
2013-07-10 11:01:40 Ссылка
Освоение бюджетных средств - это основа жизнедеятельности сами знаете кого...
Автор:
2013-07-09 12:22:11 Ссылка
Может быть счетная палата уже не в состоянии выбрать критерий для оценки эффективности космической деятельности. Зачем, например, доводить до плановых показателей количество неэффективных спутников ДЗЗ или неработающих метеорологических космических аппаратов? Может быть больший экономический эффект будет достигнут в случае прекращения работы по этим программам? Почему в ФКП нет проектов с аналогами GeoEye-2 на базе КА "Аркон", GOES-R на базе КА "Электро-М", ASNARO-1 на базе КА "Канопус" им т.д.?
Автор:
2013-07-09 16:19:45 Ссылка
В публикации утверждается, что "метеоинформацию в нашей стране получают с зарубежных спутников". Это полуправда. Росгидромет уже не в состоянии использовать даже готовую информацию для численного прогноза Погоды. Где российские примеры восстановления вертикального профиля температуры и влажности по первичным данным спутников MetOp и NPP? Где гарантии, что аналогичная информация спутника "Метеор-М" №2 (запуск сентябрь 2013г)будет необходимого качества и найдет практическое применение в производственных проектах? Такой гарантии нет и не может быть при известном качестве ТЗ и принятой технологии создания отечественных метеоспутников.
Автор: Бурдон Константин Иванович
2013-07-09 18:10:11 Ссылка
Росгидромет уже не в состоянии использовать даже готовую информацию (цитата). Боюсь, что слухи о смерти Росгидромета несколько преувеличены. Дорогой Толя, не горячись! Конечно, Росгидромет - это далеко не NOAA, но все-таки свое дело Вильфанд знает достаточно хорошо.
Автор:
2013-07-10 15:53:30 Ссылка
Для использования зарубежной космической информации с результатами измерения вертикальных профилей температуры, влажности, МГК и ветра необходимо иметь не только зарубежную или российскую программу обработки получаемой информации, но российский сертификат на право использования КК в качестве "типа средства измерения" соответствующих тематических характеристик. Таких документов ни Росгидромет, ни Роскосмос не имеют и, как известно, не планируют создавать


ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.ach.gov.ru/ru/news/04072013-1/
Цитирумость документа: 1
09:21:51 05.07 2013   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров
    Наши предложения
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Вступление в ГИС-Ассоциацию, информационное обслуживание
  Наши конференции
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.021816968917847 sec, Question: 107